В марте нынешнего года организация Transparency International провела исследование с целью узнать, как жители разных стран относятся к проведению ЧМ-2018 в России. 71% ирландцев, 69% голландцев, 68% шведов и британцев, принявших участие в опросе, негативно высказались о мундиале на родине Льва Яшина.
Прошло семь месяцев, в России состоялся Кубок конфедераций, на стадионы, которые примут матчи чемпионата мира, приехали несколько будущих участников турнира. Интересно, какие цифры были бы, запусти Transparency International голосование сейчас? Что-то подсказывает, что количество негативно настроенных людей уменьшилось бы в разы. Мнение голландцев уж точно изменилось бы с «мы против ЧМ-2018 в России» на «нам плевать, потому что мы там не сыграем».
На самом деле, негативная реакция чаще всего исходит от тех, кто не высовывается дальше своего Харлема. Зомбоящики работают не только в России, общественным мнением легко манипулировать и в Европе, и в Азии с Америкой. Но если ты находишь возможность проверить, а так ли все плохо, как рассказывают, то можешь от удивления потерять дар речи. Примерно так и происходило с журналистами и болельщиками, приезжавшими в Россию на Кубок конфедераций. Москва, Петербург, Сочи, Казань — иностранцы моментально влюблялись в эти места. Они, конечно, видели красивую обертку. Но зачем футбольным болельщикам из других стран вникать в проблемы регионов? Стадионы новые, транспортная логистика продумана, достопримечательностей, достойных посещения во внеигровое время, хоть отбавляй, еще и цены в разы ниже, чем, скажем, во время Евро-2016 во Франции.
Немцы, австралийцы, чилийцы, мексиканцы, португальцы, камерунцы, новозеландцы увидели, что проблемой во время крупных турниров для них может стать лишь незнание русского. Ну и плохое знание иностранных языков россиянами. В остальном тишь да благодать. Сборной Бельгии, приезжавшей на товарищеский матч в Сочи, хватило двух дней, чтобы немедленно обратиться к федерации футбола с заданием сделать все возможное, чтобы во время ЧМ-2018 базироваться именно на берегу Черного моря. Однако право первого выбора перешло к Бразилии, чем пенткампеоны тут же и воспользовались, сделав Сочи «своим» городом. Гарет Саутгейт свою сборную не привозил в Петербург, но побывал здесь сам, после чего решил: живем в Репино, тренируемся в Зеленогорске, все супер. В любви к Петербургу признавался во время Кубка конфедераций португальский босс Фернанду Сантуш.
В минувший вторник в России побывал еще один будущий участник ЧМ-2018 — Иран. Карлушу Кейрошу настолько понравилось в Казани, что он с нескрываемым сожалением признавался журналистам: не получил поддержки, придется искать для базы другое место. Теперь ждем 10 ноября в «Лужниках» Аргентину с Лео Месси. Такими темпами к 14 июня будущего года большинство сборных и их болельщиков будут ехать в Россию без тревоги, а с предвкушением интересного турнира с достойной инфраструктурой и теплым отношением к гостям.