(Фото: РИА «Новости»)
Алексей Есин, которому исполнилось сегодня 27 лет, с чем редакция его и поздравляет, уже старожил российской конькобежной сборной. Чемпион и многократный призер российских первенств. Опытнейший конькобежец, участник двух Олимпиад. В его коллекции нет пока больших побед на международной арене. Но нынешний сезон только берет старт, а Алексей уже выиграл «пятисотку» на японском этапе Кубка мира. Лед тронулся?
Коньки — это призвание
— Родившись в Коломне, которую именуют столицей конькобежного спорта России, вы обречены были в детстве выйти на лед?
— Уверен, что так дело и обстояло! В Коломне популярность коньков огромна. И традиции эти у нас чтут. Конькобежным спортом увлекается чуть ли не каждый второй. Со мной же все вышло обыденно. Тренер пришел в школу отбирать перспективных мальчишек, я попал в их число. Мой первый наставник Вячеслав Александрович Подгайский создал семейную атмосферу в команде, занимались с удовольствием.
— Когда вы поняли, что коньки — ваше призвание, дело жизни?
— Когда пришли первые победы на юношеских всероссийских соревнованиях. В 15 лет я выполнил норматив мастера спорта. Начал выигрывать и понял, что спорт для меня нечто большее, чем просто хобби.
— У вас с детства тяга к коротким и средним дистанциям?
— Поначалу я бегал все дистанции, многоборье, «пятерку» бегал, «трешку» — очень легко. Но с возрастом становится отчетливо видно, к чему человек больше предрасположен.
— Кто вам нравится из знаменитых конькобежцев прошлого?
— Канадский спринтер Джереми Уотерспун (четырехкратный чемпион мира в спринтерской комбинации. — «Спорт День за Днем»). У него великолепная техника! Его мировое достижение до сих пор никто не смог превзойти. Его бег — эталон для многих.
— В сборной России появились иностранные тренеры. Это вообще такой тренд сегодня в российском спорте. На ваш взгляд, их приглашение оправдало себя? Вот со спринтерами работал Валерий Муратов — великий в прошлом конькобежец, который, став тренером, подготовил многих отличных спринтеров. Чем он не устраивает?
— Нет, не стоит подвергать сомнению компетенцию Валерия Муратова. Вообще назначение главного тренера — компетенция главы федерации, ему, наверное, виднее. Муратов и сам был выдающимся спринтером, и подготовил целую плеяду преемников. Возможно, дело просто в том, что он уже в серьезном возрасте. Что до тренеров-иностранцев, то уважение они заслужили. Вспомните успехи наших девочек в Сочи, в первую очередь — Оли Фаткулиной, с которой работает польский специалист Павел Абраткевич. Я считаю, что Оля вышла на столь высокий уровень и стала чемпионкой мира благодаря Павлу.
Сочинская Олимпиада — событие в жизни
— Вы начали сезон очень успешно, выиграв «пятисотку» на этапе Кубка мира. Каковы задачи на сезон?
— Давайте все же отметим, что я выиграл этап в группе «Б», в группе «А» было бы победить покруче (смеется). Результат, правда, был такой, что с ним можно было и в группе «А» бороться за победу. Первоочередная задача на сезон — успешно выступить на первенстве России, отобраться в сборную страны и достойно защищать честь России на мировом чемпионате и Кубке мира.
— Планируете ли вы готовиться к командной гонке на чемпионате мира?
— Нет, такой задачи нет.
— На Олимпийсках играх в Сочи не подтрунивали над нашими конькобежцами девушки — подруги по команде, они-то собрали приличный урожай медалей? И что помешало вам, Денису Юскову, Ивану Скобреву выступить в Сочи успешнее?
— (Смеется.) У девушек получилось. У нас что-то не сошлось. Где-то немного не повезло, было четвертое место. В командной гонке сразу же попали на корейцев, бежавших затем в финале. Будь жребий более благосклонен к нам, была бы медаль. В командной гонке очень важна коллективная работа, чувство локтя. У нас все это было, но нам немного не повезло.
— Игры в Сочи на данный момент — самое яркое событие в вашей биографии?
— Да, это действительно было яркое, масштабное событие.
— Чем, на ваш взгляд, берут голландцы? Свен Крамер, Ирен Вюст — эти чемпионы, такое впечатление, будто с конвейера сходят, заменяя не менее великих предшественников из Страны тюльпанов.
— В первую очередь фантастической популярностью нашего вида спорта в Голландии, где на коньках бегает чуть ли не треть населения.
— Государство сродни вашей родной Коломне?
— (Смеется.) Наверное. Представляете, какие там потрясающие возможности для селекции?! У них коньки популярнее футбола и все условия для занятий бегом на льду.
— В конькобежном спорте 27 лет — возраст зрелости, расцвета. Не задумывались над тем, чтобы покорпеть на тренировках, подтянуть стайерскую подготовку и попытать счастья в классическом многоборье?
— Нет. Все же природу не одолеть. У каждого свои особенности организма.
— Это я вспомнил великого американца Эрика Хайдена, побеждавшего и в спринте, и в стайерском беге.
— Наш вид спорта очень изменился со времен Хайдена. Сегодня такое уже невозможно.
Спорт без коммерции
— Конькобежный спорт в эпоху ни на день не прекращающихся допинговых разоблачений — просто какой-то оазис нравственной и физиологической чистоты. Скандалы обходят его стороной, между тем — фантастический прогресс в результатах, фантастические рекорды и очень большие нагрузки. Как это объяснить?
— Давайте начнем с того, что наш вид спорта нельзя назвать коммерческим. Прогресс у нас — за счет техники. И прогресс в коньках продолжится. Но нельзя сравнить цену медали в коньках и, скажем, в биатлоне. А когда на кону большие, очень большие деньги, спортсменов начинают подталкивать к допингу.
— Конькобежцы проводят в разъездах больше полугода, благо погода теперь не столь для них важна. В основном за рубежом. Как вы там свободное время проводите? Дружите с компьютером?
— Когда выложишься на тренировках до бессилия, самое любимое занятие — пообщаться с друзьями и близкими в Интернете. Иногда можно выбраться в город и посмотреть его достопримечательности. Зависит от места проведения сбора.
— А вообще атмосфера в сборной дружелюбная, или дух соперничества превалирует? В женской нашей команде несколько лет назад даже драка между дамами приключилась.
— Я помню эпизод, который вы вспомнили. Но это — дела давно минувших дней. С тех пор обстановка изменилась. У нас очень дружная команда. В ней никаких разногласий, тем более ссор, конфликтов.
— Вы не женаты, но, как принято выражаться в социальных сетях, в отношениях. Подруга — тоже спортсменка?
— Нет. Подруга моя спортом не занимается.
— Вы же не можете не любить скорость. На машине гоняете? Нарушаете в родной Коломне?
— Скорость я действительно люблю. Но вот в Коломне точно не гоняю, это бессмысленно, через каждые несколько сотен метров «лежачие полицейские». И стоячих хватает. Реальнее погонять за границей. Скажем, на дорогах Германии скоростной режим позволяет. У меня и машина немецкая — «Ауди».
— Вы рассчитываете выступить в Пхенчхане на Играх-2018?
— Конечно, рассчитываю. Такую цель перед собой поставил. Думаю, это будет финальная точка в карьере, надеюсь, она получится достаточно эффектной.