Обновленная формула квалификации чемпионатов Европы вряд ли позволит нам узнать о сборной России что-то принципиально новое. Повести разговор о ее, так сказать, месте в истории можно будет если только во Франции-2016, куда теоретически можно поехать даже с третьего места в группе. В этой связи ничья со Швецией в Сольне — стратегически приемлемый результат. Мы ездили на «Френдс Арену», чтобы убедиться или разубедиться в своих представлениях о команде Капелло и условиях ее существования. На деле мы увидели, как давно знакомые черты просто проявляются поочередно, в какой-то момент времени — одни, в какой-то — другие.
Игроки
Их принято ругать. Всех вместе, но особенно — поодиночке. Один — такой, другой — сякой, третий — «дутый», четвертый — «сдутый». Тем не менее, ход истории дает нам понять: именно эти игроки — лучшие, и других у нас нет. Да, Акинфееву свойственны результативные ошибки, а, например, Беленова с его мастерством в сборной нет, но «на дистанции» именно Игорь по-прежнему «умывает» конкурентов. Пожалуй, самая сильная черта сборной Капелло — взаимовыручка. В матче чемпионата мира с Южной Кореей сборная едва ли не в полном составе бросилась «отмазывать» и «отмазала» Акинфеева за каких-то десять минут! Сейчас уже Акинфеев «отмазал» того же Смольникова, хотя делать зенитовца единственным виноватым неправильно. Комбаров до перерыва бегал по «журналистской» бровке и только за первую половину первого тайма допустил фол после позиционной ошибки, дал себя обыграть еще раз, не смог отдать пас в выгодной ситуации Шатову, после чего неоправданно грубо сфолил и сделал подачу за лицевую линию. О Самедове можно сказать лаконичнее — не обострил ни разу. И это ни в коем случае не говорится с критикой и упреками, не несет в себе призыв: «Ату!» Можно делать ставки на то, что Смольников, Комбаров и Самедов исправятся в ближайших же матчах, как исправились Акинфеев и Кокорин после всех своих злоключений на чемпионате мира. Печально здесь другое: такая вот взаимовыручка — обратная сторона катастрофической нестабильности, отличающей даже лучших футболистов в нашей стране. В каждом матче обязательно кто-то выпадает. Сыграть, как один человек, этой команде все никак не удается.
Капелло
В общем-то его авторитет по-прежнему не подразумевает критики тренерских решений. Кто мы такие? Мы не знаем, а Капелло знает, почему Самедов лучше Черышева, хотя первому сейчас свистят собственные болельщики, а второй в каждом матче отдает голевые передачи за «Вильярреал». За достаточно продолжительный отрезок первого тайма, когда шведы впали в ступор после смазанного пенальти, Капелло, возможно даже попросили бы выступить с отчетом на каком-нибудь тренерском консилиуме. Как только подопечные дона Фабио преодолевали с мячом центр поля, без движения не оставался уже никто. Дзюба делал ускорение вперед, Кокорин — назад, Шатов бежал открываться влево или обыгрываться с Самедовым справа, и шведов охватывала паника. Комбинация на 22 минуте, когда каждый из игроков получал мяч в движении, показала, что он еще крепкий старик, Розенбом! В том, что во втором тайме пошли передачи назад при выходе на оперативный простор, а целого ряда игроков не хватало даже на то, чтобы обработать мяч, Капелло не виноват — этому детские тренеры учат. Сложно вообще сказать, в чем Капелло виноват, потому что его авторитет… Ну и далее по тексту.
Журналисты
Давайте будем откровенны с читателями. Нельзя говорить за весь журналистский цех, но общее отношение к Капелло сейчас даже не то, что негативное — никакое. Дон Фабио живет в своем мире, хочет, чтобы за его работой никто не следил и лишних вопросов не задавал, а лишний вопрос для него — любой. Некоторые коллеги сейчас тоскуют даже по Дику Адвокату — с ним можно было поговорить хотя бы на отвлеченные темы. С Капелло нельзя поговорить ни о чем, а все то, что происходит в сборной при доне Фабио, уместится в двух фразах Игоря Смольникова и Артема Дзюбы в смешанной зоне после матча.
— Эпизод с пропущенным голом? Надо видео посмотреть, сейчас боюсь чего-нибудь не того наговорить, — заявил защитник «Зенита».
— Интервью? А вдруг я ляпну что-нибудь? — отказался останавливаться перед журналистами бомбардир «Спартака».
Здесь, правда, надо тоже сделать существенную оговорку. Это мы создаем материалы о футболе каждый день, поэтому мы бы, конечно, в ответ на такое отношение вывешивали бы результаты команды Капелло на заборе, а писали бы про сборную Швеции, где один футболист в смешанной зоне говорит столько, сколько не скажут вместе четверо наших. Многие же болельщики не живут футболом ото дня ко дню, у них своя работа, и им достаточно увидеть одну телетрансляцию, прожить эти эмоции вместе с 11 парнями на поле в течение 90 минут. Пара удачных результатов во Франции сделает их куда более счастливыми, чем наши рулады. Капелло в принципе наплевать на эти строки, но для очистки совести пропишем: мы за мир и против информационной войны.
Болельщики
Рискнем в этот раз посвятить критику именно 12-му игроку сборной России, которого 12-й игрок сборной Швеции обыграл еще более бесцеремонно, чем Джимми Дурмаз Василия Березуцкого в эпизоде с голом. Именно эта черта проявилась в Сольне наиболее выпукло. России не хватает такого стадиона и таких болельщиков. Никаких кричалок, никаких транспарантов, никаких лозунгов — 49 000 человек в желтом просто аплодируют в едином порыве, но этих простых хлопков в ладоши достаточно, чтобы оставить на поле всего себя. И давайте не делать скидку на особенности акустики под крытыми сводами. Хоть с акустикой, хоть без, российский сектор что-то там выжимал из себя про Украину и Сербию, а все остальные отвоевывали каждый мяч вместе с Чельстремом, обводили вместе с Бауи, пасовали с Зенгином и забивали с Тойвоненом. Каждый игровой эпизод переполненная «Френдс Арена» встречала, как один человек — еще один в дополнение к тем одиннадцати на поле. Хотя были бы те одиннадцать нашими, мы бы, наверное, писали сейчас о них то же, что про Самедова со Смольниковым.
Сольна — Санкт-Петербург