• Черное золото Белова

    11.06.14 02:13

    Черное золото Белова - фото

    Фото: ХК СКА

    Антон Белов — рисковый защитник. Не только потому, что любит подключаться к атакам. В апреле сего года 27-летний уроженец Рязани, к титулу чемпиона мира добавивший в Минске индивидуальное попадание в символическую пятерку, подписал четырехлетний договор со СКА. А ведь Денис Гребешков наверняка предупреждал…

    Медные трубы Питера

    Так уж повелось, что все, кто менял НХЛ на гарантированные долгосрочным контрактом деньги СКА, вскоре катил по льду с большим скрипом. Сергей Брылин, в 2008-м оформивший трехлетнее соглашение, Евгений Набоков и Максим Афиногенов, в 2010-м «подписавшиеся» на четыре и пять лет соответственно. И если Брылин дер­жал планку два сезона, Афиногенова худо-бедно хватило на первый, Набоков уже в декабре дебютного в КХЛ года возвращался в Штаты…

    Начистоту едва ли кто-то выложит причины спонтанной деградации — корпоративная этика. В кулуарах же шепчутся: не проходят медные трубы. Леонид Вайсфельд как-то рассказывал историю про хоккеиста Икс, потребовавшего после добротного сезона солидную прибавку. Получив ее, он резко сдал. Потому что, как утверждал Вайсфельд, давил тяжкий груз зарплаты.

    Если следовать этой логике, причина скольжения по наклонной Афиногенова, кажется, налицо: его последний в НХЛ сезон за «Атланту» был оценен в $800 тыс., в Питере же ему за год выплачивали более $3,5 млн.

    Илья Ковальчук, самый громкий трансфер лета-2013, также «прописавшийся» в СКА на четыре года, обструкции болельщиков и специалистов «удостоился» уже во второй половине первого сезона. Обвиняли его, в частности, в игре «вполноги». Дескать, пижонит, чувствуя себя «первым парнем на деревне». Позже констатировали: единственным вызовом для Ковальчука стала Олимпиада — где, как позже выяснилось, он зажигал не благодаря, а вопреки. Травма, привезенная из Сочи, сказалась и на выступлении в Кубке Гагарина. Вот только февральского задора, когда плевать на обстоятельства, коли сияет цель, уже не наблюдалось. Вызова всему вокруг, сделавшего Илью тем, кем он является, в КХЛ ему явно не хватает, и планка невольно занижается.

    Для Белова более показательным мог стать пример Дениса Гребешкова. Выбранный 18-м на драфте-2002 «Лос-Анджелесом» ярославский защитник долго вращался в мясорубке АХЛ, прежде чем транзитом через «Айлендерс» и родной «Локомотив» нашел свою команду. В «Эдмонтоне» Денис вышел на передовые роли, стал неприкасаемым игроком сборной, с которой переживал и триумфы Берна с Квебеком, и позор Ванкувера.

    Тем не менее его $1,5 млн за год в нефтяном канадском краю почти в четыре и пять раз соответственно уступали окладам ведущих защитников «Ойлерз» Шелдона Сурэя и Любомира Вишновски. Дебютные матчи в Кубке Стэнли, которые Денис проводил в форме «Нэшвилла» (был обменян перед дедлайном), не сохранили его для НХЛ. Когда за дело берется отечественный нефтяной монополист, устоять в прин­ципе сложно.

     

    Выбор Быкова

    Летом 2010-го Гребешков подписал двухлетнее соглашение со СКА, вдвое увеличив свой «формальный» заработок при втрое уменьшенных российских налогах. Он с ходу стал самым результативным и полезным оборонцем в клубе, но уже через год резко сник. В новой системе Милоша Ржиги ставка была сделана на связку Кирилл Кольцов — Дмитрий Калинин, а в третьей-четвертой паре Денис, пребывая не в своей тарелке, порой совершал ляпы зеленого дебютанта. Но и в скромной «Югре», куда его обменяли на 17-летнего Дмитрия Юдина вскоре после продления контракта, он не феерил.

    — От Гребешкова мы ждали большего, — не скрывал тогдашний рулевой хантымансийцев Сергей Шепелев. — Что-то он потерял. Может быть, отсутствие игровой практики в СКА сказалось…

    Тогда Гребешков решился на вызов самому себе, летом 2013-го подписав двусторонний контракт с «Эдмонтоном». «Гребешков и Белов могут стать отличным дуэтом», — подбадривал генменеджер «Нефтяников» Крэйг Мактавиш. Но вместо хеппи-энда по итогам сезона за Денисом числятся семь матчей в НХЛ и 39 за фарм-клуб «Оклахому», где назвать его передовым защитником также не повернется язык. В «ростере» «Баронов» на плей-офф фамилия «Гребешков» вовсе не значилась, и, видимо, вследствие этого он не так давно присоединился к Афиногенову в «Витязе».

    Белова, сменившего край черного золота на «золотой» контракт СКА, история соотечественника не смутила. Как и Гребешков четыре года назад, Антон — один из лучших защитников страны «прямо сейчас», за что, согласно неофициальным данным, будет получать в Питере около $3 млн в год. На фоне полуторамиллионного (что любопытно — как у Гребешкова) оклада в «Эдмонтоне», почти половина из которого шла на налоги, — прибавка солидная.

    Но есть момент. В свои самые удачные омские годы 77-й номер проводил на льду более двадцати минут за матч. Столько в кругу новых именитых одноклубников едва ли отыщется. Да, Кевин Даллмэн ушел в «Барыс» и роль передового атакующего защитника освободилась, но остается еще один чемпион мира — Максим Чудинов; продлен контракт с трехкратным чемпионом мира Дмитрием Калининым — самым результативным и полезным оборонцем СКА последних лет, а также на «исправительных условиях» возвращен Евгений Рясен­ский — опять-таки золотой медалист ЧМ. А ведь с Калининым и Андреем Кутейкиным, у которого еще год контракта, Вячеслав Быков добывал в 2011-м для Уфы Кубок Гагарина. Не лишен атакующих претензий и Динар Хафизулин — у него также соглашение до весны 2015-го…

    Словом, Вячеслава Аркадьевича ждет непростой выбор, от которого помимо клубных результатов может, как видим, зависеть и карьера топового игрока сборной.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»