(Фото: РИА «Новости»)
Петербурженка Елизавета Туктамышева восприняла выигрыш золотой медали на удивление спокойно. А ведь последние полтора года получились для фигуристки очень сложными, многие даже поставили на ней крест.
— Я рада, только не показываю эмоции, — смеется Лиза. — Очень довольна как своей победой, так и показанным уровнем катания. А еще тем, что весь пьедестал почета оказался российским. Это большой успех сборной и федерации.
— Трудно было демонстрировать программу после блистательного выступления Елены Радионовой?
— Настраивала себя на то, что Лена откатает чисто и мне нужно будет тоже выполнять все элементы. За ее выступлением не следила. Но когда трибуны взревели, поняла: так и есть. Когда сама ступила на лед, все посторонние мысли ушли. Думала уже только о том, чтобы хорошо выполнить программу.
— Все гадали, включите ли вы в нее тройной аксель.
— Мы с самого начала договорились с тренером, что аксель прыгать не буду. Я его делала на тренировках, но не для того, чтобы запугать соперниц. Элемент такой сложности нужно вводить постепенно: сначала на тренировках, потом — в показательных выступлениях, наконец — на мелких турнирах. И только потом прыжок можно пробовать на крупных соревнованиях.
— Вы дебютировали на чемпионате Европы два года назад. Сильно изменились за прошедшее время?
— Прежде всего я стала более опытной и зрелой. Теперь уже какая-то мелочь не может выбить из колеи. Знаю, чего можно ждать от соревнований, как вести себя в разных ситуациях. Иду на каждый элемент не на волне эмоций, а продуманно.
— Прошлый сезон получился для вас сложным. Верили, что можете вернуться в сборную?
— Не только верила, но и делала для этого все возможное. Очень много работала, не теряла надежды. Понимала, что являюсь фигуристкой неплохого класса. Нужно было только перетерпеть.
— Тем не менее признавались, что мысль об уходе из спорта все-таки возникала. Были конкретные моменты, когда говорили себе: «Все, хватит!»
— Трудно избежать негативных мыслей, когда день за днем все валится из рук. Пашешь как проклятая, а ничего не получается. Случались депрессии, приступы плохого настроения. Но мысли взять все и бросить никогда не возникало.
— Прибегали к помощи психолога?
— Нет, старалась справиться своими силами. Лучшей психологической разрядкой я считаю переключение интересов. Практически все мои друзья не из мира фигурного катания. Мы много общались, и это позволяло избавиться от черных мыслей.
Стокгольм