• Чемпион, ученый, патриот

    Город спортивной славы

    19.05.10 02:34

    Награды и титулы

    В историческом центре Санкт-Петербурга проживает один из самых великих (если не самый) фехтовальщиков за всю историю этого вида спорта. Заслуженный мастер спорта, трехкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, многократный чемпион СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени… всех его титулов и не перечислить. Наградами, однако, не кичится, держится с достоинством, но скромно и доброжелательно. В прекрасной форме, строен, подтянут. Спортсмен — издалека видно. Но и воинская выправка бросается в глаза. Виктору Францевичу Ждановичу 72 года.

    В начале звездного пути

    Первый советский олимпий­ский чемпион по фехтованию Виктор Жданович узнал об этом виде спорта от… соседа по парте. В школу он пошел в 1945-м — как положено, в 7 лет. Но время-то было послевоенное…

    Соседом по парте оказался мальчишка тремя годами старше — не было возможности учиться. «Вот он зачитывался Тремя мушкетерами и мне рассказывал. Заинтересовало. А дальше все произошло случайно. Другой приятель сообщил, что открылся кружок фехтования и он записался, вроде приглашают. Я и пошел за компанию», — вспоминает Виктор Францевич.

    Компанию набирала в секцию фехтования семейная пара ленинградских тренеров — Вера Григорьевна и Константин Трофимович Булочка.

    Набрали 25 человек. Наверное, всех бы и оставили заниматься питерские наставники, но…

    Время, еще раз напомню, было послевоенное. В городе, недавно пережившем блокаду, в городе, еще вовсе не пришедшем в себя после самой страшной войны в истории человечества, думали о будущем, о подрастающем поколении, о спорте. Не просто думали, создавали детям условия для занятий спортом. Пройдет время, и это окупится сторицей. Питерские спортсмены начнут выигрывать золотые медали на Олимпиадах и мировых первенствах. Но тогда, в 1945-м, создавать эти условия было неимоверно трудно.

    Виктор Жданович пришел в секцию фехтования. В ней оказалось 25 желающих тренироваться и… 20 рапир.

    Тренерская чета Булочка столкнулась с необходимостью расстаться с пятью начинающими рапиристами. Наставники решили расстаться с теми, кто ленится на тренировках, но таких не находилось. И тогда Вера Григорьевна решила «отцепить», как говорят ее нынешние коллеги, пятерку самых маленьких по росту. В нее угодил и наш герой.

    И тут проявилась одна из важнейших черт его характера. А без этой черты чемпионом не станешь.

    «Задело это меня очень. Я, несмотря, на отчисление продолжал ходить на все тренировки. Надеялся, что высвободится местечко. Веру Григорьевну и подкупило мое упорство», — с улыбкой вспоминает трехкратный олимпийский чемпион в беседе с корреспондентом «Спорта», протекавшей в квартире Виктора Францевича, об этом инциденте, приключившемся в начале звездной карьеры.

     

    Сегодня Жданович считает, что эта история даже пошла ему на пользу: «То, что меня отсеяли, оказалось серьезным стимулом. Фехтованием заболеть непросто. Очень уж тяжелы тренировки, особенно поначалу. У мальчишек тяга к оружию, не только к огнестрельному, но и холодному, в крови, но я уже говорил, до него еще добраться надо, и это не быстрый процесс. Вот меня и подстегнула эта история. Мышцы в первые недели очень болели, но задетое самолюбие помогло все преодолеть».

    Питерский чемпионский почерк

    Без упорства и самолюбия чемпионами не становятся. Пройдет время, и к возмужавшему Виктору Ждановичу придет понимание и осознание того, что он выступает за честь родного города, родной страны. Но это придет не сразу. Тогда помогло и подстегнуло самолюбие.

    Но и не только. Начиная примерно с 1950 года в Ленинграде начали всерьез развивать фехтование — медалеемкий, как принято говорить в наши дни, олимпийский вид спорта. Рапир уже хватало на всех желающих заниматься, а главное, появились методические пособия для тренеров, развивался научный подход к тренировочному процессу, создавались условия для спортсменов и их наставников.

    На Олимпиаде в Риме в 1960 году лениградский рапирист Виктор Жданович завоевал две золотые медали. «До Рима я все время рос как фехтовальщик. Настроение было, как в песне поется: Мне помериться бы силой с чертом, черт меня возьми!».

    С чертом не довелось. А вот всех своих соперников питерский фехтовальщик побеждал на дорожке красиво и артистично. Равных ему в те годы в мире просто не было. Зрители шли специально посмотреть на Виктора Ждановича, фехтовавшего элегантно и непринужденно — фирменный, питерский стиль. Эта внешняя легкость, с которой он побеждал, давалась нелегко.

    Вернувшись из Рима на нев­ские берега, Виктор Францевич серьезно заболел. Только на ноги встал — международный турнир в Ленин­граде. «Мне бы отказаться, но как не выступить в родном городе перед родными болельщиками впервые в жизни в ранге олимпийского чемпиона?» Жданович не был бы самим собой, если бы в этой ситуации, превозмогая недомогание, не вышел на дорожку. На здоровье это отразилось не лучшим образом. Но Виктор Францевич продолжал тренироваться, выступать, побеждать.

    И была в его жизни еще одна Олимпиада, на сей раз в Токио. И вновь ленинградец Виктор Жданович изящно переигрывал соперников, и вновь поднялся на пьедестал за золотой, чемпионской медалью, и вновь звучал гимн нашей страны, и вновь триумфатора овацией встречал родной город…

    Со спортом Жданович, простившись с дорожкой, не расстался, и это естественно. Анализировать и изучать победный опыт, передавать его молодым землякам — отличительная черта чемпионов-питерцев. Виктор Жданович связал свою судьбу с Военным институтом физкультуры. В нем и учился, и работал. К фехтованию подходит научно, сравнивает, изучает. Эта привычка в нем по сей день: «Шахматы нам близки именно характером мышления. В смысле динамики, физиологии — тут сравнения неуместны. А вот необходимость мгновенно оценивать ситуацию, быстро принимать решения — это общая черта. Вряд ли фехтование стимулирует развитие такого быстромыслия. Скорее, наоборот, люди, имеющие такие способно­сти, в наш спорт и приходят, чего-то в нем добиваются, ну а нет — не получается. Но фехтование явно не портит эти задатки. К примеру, когда я сообщил своей школьной учительнице, что решил поступать в Институт физкультуры, она заплакала. Она видела меня математиком, мне хорошо давались точные науки. Я не гуманитарий по складу характера».

    По складу характера Виктор Францевич Жданович — спортс­мен, чемпион и подлинный петербуржец, принесший любимому городу олимпийскую славу, и пламенный его патриот.


    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»