• Чемпион Европы Дмитрий Шепель: «Снимите кино о конькобежцах»

    Петербургский конькобежец Дмитрий Шепель — чемпион Европы в классическом многоборье (самом престижном виде программы) 2001 года. В дальнейшем на пьедестал почета на первенствах континента из россиян поднимался только… Дмитрий Шепель. До него чемпионом Европы в классическом многоборье становился Николай Гуляев в 1987 году. А ведь когда-то наша страна считалась ведущей конькобежной державой. В чем причины наших проблем в этом популярном виде спорта, в котором на Олимпиаде будут разыграны 12 (!) комплектов наград? Своими мыслями с корреспондентом «Спорта» поделился Дмитрий Шепель.

    У нас короткая скамейка

    — Какие проблемы конькобежного спортав России вы отметили бы сейчас, когда не выступаете, а можете посмотреть на все со стороны?
    — Проблемы с тренерским составом. Очень мало хороших тренеров, особенно это касается классического многоборья — средних и длинных дистанций. Если в спринте работают классные специалисты — Филиппов, Клевченя и Дорофеев, то в многоборье я не могу отметить ни одного тренера на уровне сборной, который бы мог предложить современную методику тренировок. Это подтверждается на примере Ивана Скобрева, который всего один сезон тренируется у иностранного специалиста, но уже совершил гигантский качественный скачок в результатах, и в начале олимпийского сезона завоевывает призовые места на этапах Кубка мира именно на длинных дистанциях.

    — В чем главные резервы для улучшения ситуации?
    — В популяризации конькобежного спорта в России. Например, Бекмамбетов должен снять художественный фильм о конькобежном спорте с Безруковым и Боярской в главных ролях! Следует построить катки в каждом городе— ведь конькобежный спорт является одним из самых медалеемких — 12 комплектов разыгрывается на Играх. Но серьезное финансирование начинается, как правило, только в олимпийский год. На мой взгляд, федерация конькобежного спорта в России работает пока неэффективно.

    — В чем недоработка Федерации?
    — Бывает, что в сборную, на крупные старты, в том числе Олимпиаду, попадают спортсмены не за заслуги, а по территориальному признаку. Я считаю такое положение вещей недопустимым. Например, на Игры в Турин решили взять двух конькобежцев из Москвы, которые были далеко за тройкой призеров на отборочных соревнованиях. Счастливчиков решением тренерского совета включили в состав команды, выдали экипировку, они находились на сборе с теми, кто потом и кровью завоевывал путевки в Турин, но, буквально в последний момент Международный Союз Конькобежцев существенно повысил уровень требуемых результатов участников Игр (олимпийский норматив) и спортсмены остались дома. Освободились две путевки в Турин, но спортсмены, по праву заслужившие выступление на Олимпиаде, не успели оформить документы и остались за бортом.

     

    — Как же так получается?
    — На выборах президента Федерации конькобежного спорта в 2006 году баллотировались Светлана Журова и Владимир Комаров. Но за Журову был только один голос — ее собственный, тогда как за действующего президента Комарова — все остальные (39). Так что на данный момент у руля находятся не те люди, с которыми лично я связываю надежды на процветание коньков в России.

    — Олимпиада в Сочи и подготовка к ней не поможет исправить ситуацию, подтянуть инфраструктуру?
    — На мой взгляд, все не так радужно. Есть проблемы с тренерским корпусом, у нас всего три крытых катка. Например, в Санкт-Петербурге несколько лет практически не было льда даже зимой. Сегодняшние сборники из нашего города могут и не дотянуть до Сочи, а новые попросту не появятся.

    «Ночные забеги» — шанс середняков

    — А Ванкувер уже через два месяца — какими вам видятся шансы наших команд?
    — В командной гонке шансы девушек завоевать медаль довольно высоки. У мужчин сложнее прогнозировать. Во-первых, конкуренция в мужской командной гонке более острая, чем у женщин. Во-вторых, у наших мужчин только два сильных командных бойца — Иван Скобрев и Евгений Лаленков, А Олимпийской система розыгрыша медалей в командной гонке предусматривает несколько забегов и участие пяти спортсменов от одной страны. На сегодняшний день у нас пока что не просто короткая скамейка запасных, а попросту нет даже третьего конкурентноспособного участника мужской командной гонки.

    — А как обстоят дела с индивидуальными гонками?
    — Если говорить о претендентах на медали вообще — то это конечно же Скобрев и Лаленков. Неплохие результаты в начале сезона показывают Юлия Немая и Екатерина Шихова, но пока тяжело сказать, поднимутся ли они на пьедестал почета. Понемногу начинает «разбегиваться» Дмитрий Лобков, крайне неудачно стартовавший на первых этапах Кубка мира.

    — Можно ли ждать на Играх открытий?
    — Олимпиада — особенный старт, и многие «сгорают» перед забегом, что дает дополнительные шансы крепким середнячкам. Если спортсмен является абсолютным лидером, то он понимает, что золото у него в кармане и нужно лишь взять его. Вот тут начинаются бессонные ночь накануне старта с прокручиванием предстоящей дистанции. В итоге, спортсмен после «ночных забегов» приходит на каток опустошенным и на ватных ногах совершает детские ошибки, а крепкий середнячок, понимая, что в принципе ему особо ничего не светит, крепко спит ночью, настраивается на дистанцию и выступает в свою силу или чуть лучше. Так можно и бронзу, к примеру, взять.

    — То есть, крепкие нервы превыше всего?
    — Где-то так. Очень важна ночь перед стартом. Не думать о завтрашнем дне, это не так просто. Важна и грамотная психологическая настройка перед стартом, когда нужно начать «заводить» себя не раньше, чем за час до забега. И очень важно грамотно распределять силы по дистанции. Но это уже больше касается стайерских дисциплин.

    Ждите усиления конкуренции

    — Стоит ожидать в Ванкувере более благосклонного отношения судей к хозяевам?
    — Вполне это допускаю.

    — Какие неожиданности могут поджидать наших конькобежцев уже в Ванкувере?
    — Возможно «особое» отношение антидопинговых служб, когда кровь будут брать практически каждый день. Особенно это выбивает непосредственно перед стартом.

    — А почему коньки не затронуты чередой допинговых скандалов, как, например, биатлон или лыжи?
    — Это не совсем так. На самом деле скандалы есть. Например, с немкой Пехштайн. Также не так давно были дисквалифицированы молодые отечественные конькобежцы, в допинг-пробах которых были обнаружены следы употребления наркотических веществ. Процедура-то допинг-теста ничем не отличается от применяемой в других видах спорта.

    — Брали ли у вас когда-нибудь пробу на допинг?
    — Да, например, всего за один сезон 2005/06 у меня брали пробы не менее 30 раз!.

    — Уделялось ли внимание профилактике возможных инцидентов, когда вы были действующим спортсменом?
    — Наш командный врач — Александр Николаевич Филимонов — один из лучших специалистов в своей области. Благодаря его профессионализму никаких инцидентов у сборной России не было. Как известно, и «неправильные» капли в нос могут стать причиной более чем серьезных последствий. Отдельно замечу, что запрещенными препаратами мы не пользовались.

    — Некоторые страны отказываются от финансирования непопулярных видов спорта. Например, Казахстан свернул программы поддержки конькобежцев, закрыли «Медео». У нас могут пойти по такому пути?
    — Финансирование на уровне сборной у казахов не хуже чем у нас. Насчет «Медео», да, он переживает не лучшие годы. Возможно, ставка делается на виды спорта, где больших успехов добиваются именно национальные кадры. Но все же в последние годы количество конькобежных держав только увеличивается, а это говорит о том, что многие страны очень серьезно развивают этот вид спорта. Так что в ближайшем будущем вполне можно ожидать усиления конкуренции.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»