(Фото: РИА «Новости»)
Пятнадцать лет назад из жизни ушел Владимир Кондрашин — сценарист самых длинных «трех секунд» в истории баскетбола. На Играх-1972 сборная СССР под руководством великого ленинградского тренера устроила в финале кошмар наяву для хваленой сборной СССР. Через три года Кондрашин выиграл союзное золото вместе с ленинградским «Спартаком». Своей родной командой, которую он поддерживал до последних дней жизни. Накануне годовщины смерти Кондрашина корреспондент «Спорта День за Днем» поговорил с вдовой наставника Евгенией Вячеславовной о нелегкой судьбе ее мужа и его любимого «Спартака».
— Владимир Петрович ни разу не был в отпуске за почти 46 лет нашей совместной жизни. Жил своим баскетболом и был счастлив, — призналась Евгения Кондрашина. — Вернулся из Мюнхена, где выиграл олимпийское золото, и буквально через несколько дней со «Спартаком» уехал куда-то в Швейцарию на турнир. После возвращения оттуда мы хотели пойти на хоккейный матч в Москве. Уже достали билеты, но, когда я встречала его с самолета, увидела, что на нем лица нет. Ногти белые. Без единой кровинки. Оказалось, что в Швейцарии у Кондрашина открылась язва. Хотели оперировать прямо там, но он сказал: «Нет, я поеду домой!» Приехал. Мы поехали к доктору, который вытащил моего мужа чуть ли не с того света. Как вы понимаете, на хоккей мы тогда не попали.
— Значит, Кондрашин любил не только баскетбол?
— Конечно, он обожал футбол, хоккей, играл в хоккей с мячом, а начинал спортивную карьеру с бокса. Кулак у него был огромный! Только его мама была против этих опасных занятий, так что баскетбол в итоге пересилил. И стал его жизнью, хотя больших доходов не приносил. Что привозил из-за границы? Самыми дорогими его заграничными приобретениями были музыкальные пластинки. Привозил кеды для баскетболистов — у нас в стране тогда была напряженка с большими размерами. Очень интересовался баскетбольной литературой! Иностранных языков не знал, но ему переводили. «Спартаком» интересовался, даже когда сам уже не работал в команде. Ходил на все молодежные игры. Смотрел на юного Андрея Кириленко и говорил: «Это бриллиант!»
— Новость об исчезновении «Спартака» наверняка стала бы для него ударом…
— Если бы Владимир Петрович был жив, «Спартак» бы выжил. Только из уважения к нему команду постеснялись бы распускать. Я рада, что баскетбол все же сохранился. Посещала некоторые матчи «Зенита» и должна сказать, что они молодцы. Перед каждой игрой звонят, приглашают на матч и дают билеты. Но, конечно, будет лучше, если «Спартак» возродится и тоже будет играть на высшем уровне. Мы не теряем на это надежды!