Когда начинаешь вспоминать величайших боксеров в истории, на ум приходят исключительно американские легенды — Мухаммед Али, Джо Фрейзер, Майк Тайсон. Ими принято восхищаться, их ставят в пример современному поколению боксеров. Но немногие сейчас вспомнят о тех, кто стоял у истоков этого вида спорта в нашей стране. О тех, кто точно так же, как и вышеперечисленные мастера, заставлял своих соперников трястись от страха. Кто лишь по воле судьбы не стал известен за пределами одной шестой части суши — ввиду особенностей политического режима. Одним из таких был Иван Александрович Князев. 7 марта ему исполнилось бы сто лет. Он был одним из ярчайших представителей бокса своего времени. Тем удивительнее, что на боксера он был совсем непохож.
Иван Князев родился 7 марта 1913 года. Любопытно, что с первой попытки ему не удалось поступить в боксерскую секцию, куда он пришел в пятнадцать лет. Иван был отбракован из-за низкого роста. Тренер посоветовал ему попробовать силы в гимнастике, однако мальчик был непреклонен. Спустя год он вновь пришел в ту же секцию, и на этот раз удача улыбнулась ему. К 1941 году он стал многократным чемпионом Ленинграда. Но взлет его спортивной карьеры оборвала Великая Отечественная война.
С началом войны Иван был мобилизован в ряды Красной армии, в войска противовоздушной обороны. Будучи квалифицированным орудийным мастером, он защищал балтийское небо от налетов вражеской авиации. При этом не забывал и о боксе. В самые тяжелые блокадные годы в Доме Красной армии Ленинградского гарнизона время от времени проходили соревнования и показательные выступления советских боксеров, в которых принимал участие и рядовой Иван Князев. После победы он был награжден несколькими наградами, в числе которых ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
В 1945 году 32-летний Иван Князев, тренируясь самостоятельно, впервые стал чемпионом СССР в полулегком весе. С того момента и до 1949 года ему не было равных в стране. Соперников он не жалел — в большинстве случаев поединки заканчивались нокаутом, и лишь изредка судьи отдавали ему победу «за явным преимуществом». По оценкам специалистов, он не имел недостатков в технике и тактике и, как говорят, знал и умел в боксе все.
Неизвестно, чем бы могла закончиться спортивная карьера Князева, если бы в СССР не начал действовать негласный возрастной ценз, из-за которого со спортом попрощались многие атлеты. Какие бы выдающиеся результаты ты не показывал, если тебя признавали слишком старым для спорта высших достижений, ты был обречен. Под зачистку попал и Князев. В 1951 году, всего за год до Олимпийских игр в Хельсинки, Иван Князев — пятикратный чемпион СССР и одиннадцатикратный чемпион Ленинграда — провел свой последний поединок. К тому времени в его активе было 128 боев, в которых он одержал 103 победы.
После вынужденного окончания карьеры Князев стал тренером. Его ученики отмечали, что он был мало похож на бывшего боксера. При первых встречах его принимали за университетского профессора. В спаррингах он ничуть не уступал более молодым боксерам. Волей-неволей закрадывается мысль, что этот человек мог достичь гораздо больших успехов. И наверняка Князев понимал это сам, но никто ни разу не слышал, чтобы он жаловался на свою судьбу.
Умер Иван Александрович 10 января 1997 года. Похоронили его на Северном кладбище Санкт-Петербурга. Он никогда не был олимпийским чемпионом, чемпионом мира или Европы, но после себя он оставил нечто более важное — добрую память людей, которым очень важно, чтобы о таком человеке знали будущие поколения.