В заключительный соревновательный день финала Гран-при определились чемпионы и призеры в трех видах программы у взрослых. На «разогреве» у мэтров фигурного катания были юниоры и будущие олимпийские чемпионы среди спортивных пар. Оба вида юниорских финалов выиграли представители питерской школы — Дмитрий Алиев и Анастасия Мишина / Владислав Мирзоев. Остается лишь с грустью констатировать, что во время переходного периода из юниоров во взрослые талантливые питерские фигуристы либо теряют перспективы, либо перебираются в Москву.
Грустные мелодии для танцев
Во время соревнований танцоров я ловил себя на мысли, что в Марселе больше всего не хватает Нелли Жиганшиной и Александра Гажи. Выступавшие за Германию фигуристы никогда не занимали призовых мест, но всегда радовали яркими и остроумными по замыслу композициями. Шесть сильнейших на сегодняшний день танцевальных дуэтов мира предпочли демонстрировать сложнейшие технические элементы под сложнейшую для восприятия музыку.
Даже популярная классика сегодня непопулярна. Родоначальниками такого стиля стали двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Почему-то потенциальные конкуренты решили бить французов их же оружием. Получилось только у триумфально возвратившихся на лед после паузы в два сезона олимпийских чемпионов Ванкувера и серебряных призеров Сочи Тессы Вирту и Скотта Мойра. Канадцы продемонстрировали на льду не только твизлы и поддержки, но и человеческую историю, которая захватила зал. В субботу во дворец спорта пришли не только японские, но и французские поклонники фигурного катания.
Пробившиеся в финал чемпионы России Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев по итогам двух танцев заняли четвертое место. В произвольном были пятыми. Обычно Катя с Димой жалуются на не слишком высокие баллы и уровни, но в Марселе честно признались: при поддержке допустили ошибку. Хотя даже при безупречном прокате конкурировать с призерами им было бы сложно.
«Набросила» тулуп на флип
Перед произвольной программой у женщин итоговые расклады были прогнозируемы. Упустить «золото» Евгения Медведева могла, лишь пролежав полпрограммы на льду. Отрыв канадки Кейтлин Осмонд и японки Сатоко Мияхары от трех других российских фигуристок гарантировал им медали в случае безошибочного проката. При любых других даже отстававшая от третьего места после короткой программы почти на десять баллов Мария Сотсткова могла оказаться на пьедестале. Ничего не было потеряно для Анны Погорилой и Елены Радионовой.
Девчонкам, освоившим весь набор сложнейших прыжков годам к 12-и, очень тяжело дается переходный возраст. Как пошутила Светлана Панова, теперь уже бывший тренер Сотсковой, как хорошо было бы сразу же после 12-летней девчушки тренировать взрослую девушку. Даже Елене Буяновой, к которой ушла Мария, такое счастье пока еще не выпало. Сотскова, и без того выделявшаяся среди фигуристок высоким ростом, подросла еще на несколько сантиметров. Сохранять прыжковый арсенал ей сложно. Еще сложнее это делать Радионовой, которая за лето выросла заметно. Повезло в этом плане тренерам Погорилой и Медведевой. У них процесс взросления протекает как-то плавно и внешне незаметно.
Погорилая, представившая программу на мотивы творчества Амадео Модильяни, заставила по большей части японский зал аплодировать в такт музыки. Получив лучшие в сезоне баллы, Анна сумела отыграть отставание от Осмонд, не выполнившей три заявленных прыжковых элемента. А вот Мияхара, яростно поддерживаемая «своим» залом, откаталась без ошибок и могла бы стать победительницей, если бы не Евгения Медведева.
Даже досадная ошибка при первом же прыжке, которая не позволила выполнить каскад, не отразилась на нашей чемпионке. Как ни в чем не бывало, она «набросила» тройной тулуп на второй запланированный флип. Пришлось, правда, прыгать три каскада подряд, но это только улучшило итоговый результат.
Дело Плющенко живет и побеждает
После того, как олимпийским чемпионом Ванкувера стал не исполнивший ни одного четверного прыжка Айвен Лайсачек, серебряный призер Игр-2010 поднял вопрос о повышении стоимости чисто мужских элементов. Даже тогдашнему президенту МОК Жаку Рогге жаловался. Итоги Олимпиады никто пересматривать, конечно, не стал, но коррективы в правила внесли. Теперь четверные прыжки стоят так дорого, что даже с ошибками их все стремятся исполнить.
Даже американца Адама Риппона, который никак не мог освоить четверной тулуп, в 27 лет под руководством Рафаэля Арутюняна сделал это. Другой ученик российского тренера, давно обосновавшегося в Калифорнии, Натан Чен, только в произвольной программе обычно заявляет пять четверных. В Марселе поскромничал, ограничившись четырьмя. Как минимум, три включили в свои произвольные программы и остальные участники финала.
Естественно, возникает вопрос, стоит ли в очередной раз возвращаться для того, чтобы биться за Россию на Олимпиаде самому Плющенко, инициировавшему очередной виток в погоне за сложностью в мужском фигурном катании. «Конечно, мы будем взвешивать с Евгением все нюансы, прежде всего, состояние его здоровья, - сказал корреспонденту «Спорта» Алексей Мишин. — Понятно, что за последние годы лидеры мирового мужского одиночного катания сделали громадный шаг вперед, и конкурировать с ними Евгению будет сложно. А вот на российском уровне он за счет опыта и харизмы вполне конкурентоспособен».
Только, глядя на попытки канадца Патрика Чана конкурировать с нынешним поколением «аниме», уже в Марселе подыскивал слова, способные остановить очередное возвращение Короля Льда. Пусть его вспоминают как великого фигуриста эпохи перехода от 6.0 к шести четверным прыжкам!
Фигурное катание. Гран-при. Финал
Женщины. 1. Медведева (Россия) — 227,66; 2. Мияхара (Япония) — 218,33; 3. Погорилая — 216,47… 5. Сотскова — 198,79; 6. Радионова (все — Россия) — 188,81
Мужчины. 1. Ханю (Япония) — 293,90; 2. Чен (США) — 282,85; 3. Уно (Япония) — 282,51
Танцы на льду. 1. Вирту/ Моир (Канада) — 197,22; 2. Пападакис/Сизерон (Франция) — 192,81; 3. М. Шибутани /А. Шибутани (США) — 189,60; 4. Боброва/Соловьев (Россия) — 181,95.