Предчувствие, что у сборной Чили дела не заладятся, появилось еще во время исполнения гимнов. Когда раздались звуки бразильской игривой мелодии в стиле опер Джоаккино Россини, «Эллис Парк» затих, и за эти две минуты не нашлось ни одного желающего дунуть в вувузелу. Зато когда запустили гимн Чили, трибуны загрохотали, заревели, замычали так, что до слуха человека со стандартными способностями не донеслось даже верхнего си. Одновременно злобная туча вдруг закрыла луну, до этого бодро светившую над стадионом. Вы смеетесь, а зря — в Африке принято придавать значение таким знакам.
Мухач и Холифилд
Возможно, это сложно осознать, смотря телевизор, но у меня после посещения матча бразильцев возникло ощущение какой-то неотвратимости, бесконечного уважения, желание посмотреть на этих ребят в желтых майках снизу вверх, хотя по большому счету они на этом чемпионате еще ничего серьезного не сделали. Просто исполняют обязательную программу.
Чтобы легче понять эту бразильскую команду, было бы правильно написать о том, как играли против нее чилийцы, — команда живая, непосредственная и, без сомнения, оставившая на чемпионате яркий след. Но при этом представляющая собой тип подавляющего большинства участников — добротный состав, но весьма ограниченные возможности.
Чилийцы точно так же, как и в матче с Испанией, принялись активно атаковать с первых минут, словно боксер-мухач, мельтеша перчатками перед носом у Эвандера Холифилда. В последовательной раскатке мяча тем не менее частенько случались сбои. То Санчес нашустрит себе во вред и потеряет мяч, то Видаль, погруженный в свои творческие планы, «обрежет» на своей половине, оставляя сопернику свободное пространство величиной с Гайд-парк. Честно говоря, было подчас непонятно, зачем сборная Чили так долго и старательно готовила атаку, чтобы потом все сорвать каким-нибудь детским казусом. Бразильцы лениво прощали чилийцев, решив, видимо, подарить зрителям интригу. А потом… Потом началось чудо.
Эсэмэски от Луиса Фабиано
Раньше мы, любители стереотипов, называли бразильский футбол ажурным, фарфоровым, отказывали канареечным в умении драться и тактической гибкости. Сейчас мы имеем дело с машиной, что куда безжалостнее и смазаннее, чем та, немецкая, из тех же стереотипов. Вот был интересный матч, и не стало его, когда Жуан вломился в штрафную на подачу углового и, словно хулиган на школьном дворе, распихал непонятно как занявших позиции соперников. Если вы обратили внимание, парень идет в эту точку в каждом матче. Всего же у бразильцев как минимум три варианта розыгрыша угловых, если отбросить случаи, когда имеет место импровизация.
Хлопнули чилийцы ушами в очередной раз через четыре минуты, повели себя так, как будто все они как один выступают за какой-нибудь «Коло-Коло», привычный к размеренному темпу и обозначению, а не ведению борьбы, и Кака уже выводит Луиса Фабиано один на один. Ни секунды промедления, никаких лишних эффектов — исключительно эксплуатация собственной техники. Во имя результата.
Кстати, о Фабиано. Каюсь, и сам удивлялся: на чемпионатах мира в качестве основных форвардов у Бразилии всегда были звезды. Дунга же поставил на парня, чем-то по манере напоминающего того самого Катанью, что когда-то играл в «Сельте», а потом прожигал карьеру в самарских «Крыльях». Вот он получает мяч, пытается развернуться с ним в сторону ворот, но падает, запнувшись о собственную ногу. Движения, как у краба, выброшенного на отмель, впору свистеть в два пальца. Но затем ты видишь тоску в глазах защитника чилийцев Контрераса (большой экран на «Эллис Парке» позволяет), который только что поборолся с Луисом за верховой мяч. Затем после короткого ускорения форварда даже не успевает повернуть голову Хара, и становится понятно, что у Дунги ружье не просто стреляет, но и само наводится, перезаряжается и чистится. Согласитесь, нападающий соперника Умберто Суасо не худший форвард. Но в борьбе с тем же Жуаном казался пескарем, бьющимся на рыболовном крючке, тогда как Луис Фабиано вопрос разворота в штрафной решал, чуть ли не набирая эсэмэски на мобильнике.
«Угловой до замены, марш обратно!»
Держать же крепко ружьишко у Дунги, мягко говоря, есть кому. Такие «руки», как Робиньо и Кака, не дрогнут, а такое «плечо», как Жилберто Силва, не замучает отдача. Что же касается Майкона, то неудивительно желание Жозе Моуринью создать икону с изображением этого защитника. С таким подбором игроков и предельно четкой режиссурой их действий на поле (пожалуй, это главное отличие пентакампеонов от Аргентины) Бразилия с закрытыми глазами использует слабые места неплохих, но не выдающихся сборных и готова наказывать и тех, кто более претенциозен, чем «слоновые кости» или чилийцы.
Добил эпизод, когда Дунга проводил замену Луиса Фабиано на Нилмара. В этот момент чилийцы подавали угловой, Кака же стоял у бровки, весело болтая с готовящимся вступить в игру партнером. При этом и Нилмар, и стоявший рядом Дунга отчаянно показывали творческой личности за спину. Кака долго не понимал, пока наконец тренер не гаркнул. Очевидно, «угловой до замены, пошел на свою позицию!». И Кака послушно, без тени высокомерия, даже как-то суетливо побежал. На табло при этом горел счет 3:0…
Йоханнесбург