Операционный директор «Мира танков» (Леста Игры) Борис Синицкий в беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» сообщил, как будет развиваться танковый киберпорт, сколько призовых получат победители национальных Кубков и зависит ли игра от иностранных стриминговых площадок.
По «Танкам» будут длинные чемпионаты
– В конце июня стало известно, что Федерация компьютерного спорта России начнет выдавать спортивные разряды по итогам турниров «Миру танков». Именно эта новость повысила интерес вашей компании к профессиональному спорту, не так ли?
– Киберспорт активно развивается в России, что доказывает тот факт, что его официально признали видом спорта. «Мир танков» - это киберспортивная дисциплина. И для нас важно не только наращивать ряды болельщиков и фанатов, но и давать возможности роста профессиональным спортсменам и командам. Мы связались с Федерацией и обсудили возможность совместной работы уже после проведения второго за год масштабного киберспортивного турнира по онлайн-игре «Мир танков» с призовым фондом почти 8 миллионов рублей, в котором приняли участие более 500 000 человек. За трансляцией финала на различных ресурсах следило более 40 тысяч зрителей, а общее число просмотров записи перевалило за 1 миллион. В этом году пройдет еще несколько крупных турниров по дисциплине «Мир танков», а уже в следующем году мы планируем проводить Лиги и большие турниры, включая Кубок и чемпионат страны, в рамках которого киберспортсмены смогут не только получить разряды и крупные денежные призы, но и формировать профессиональные команды, обретать спонсоров, расти и развиваться на профессиональном уровне. В данном случае интерес с Федерацией компьютерного спорта у нас полностью взаимный.
– Как будут организованы эти турниры? Легко ли будет стать мастером спорта по трехмерным танковым боям? Готовы ли вы ради этих турниров частично менять концепцию и правила игры, убрать элементы рандома хотя бы на турнирах?
– Помимо регулярных событий и отдельных турниров по «Миру танков», будут проходить так называемые «длинные чемпионаты». Спортивный разряд сможет получить любой игрок, однако правила и условия его присуждения еще не определены, т.к. мы совместно с Федерацией компьютерного спорта России только приступили к разработке соответствующих регламентов.
Хочу отметить, что нам уже удалось решить ключевую проблему высокого порога входа в игру благодаря интеграции специализированного режима, позволяющего играть на равных как новичкам, так и ветеранам. В этом случае не имеет значения насколько давно участник играет в «Мир танков» или сколько техники у него в ангаре. Если вы новичок, у вас хорошо развиты рефлексы, стратегическое и тактическое мышление, вы сможете победить. Более того, в этом режиме вам даже не нужна команда — всего можно добиться в одиночку.
Элементы рандома присутствуют в каждой игре, и «Мир танков» тут не является исключением. Однако нужно уметь правильно воспользоваться ситуацией. При этом мы ставим перед собой амбициозные цели и готовы продолжать развивать и изменять соревновательные элементы, если это направление будет набирать обороты и станет популярным у новой аудитории.
– Профессиональный атлет должен зарабатывать на призовых или иметь содержание в клубе. Как вы видите будущее профессиональных кибер-танкистов? Большие призовые, кибер-команды «Зенита» и ЦСКА, или мелкие спонсоры?
– Благодаря динамичной механике призового фонда, он не нуждается в дополнительном финансировании, ведь его формируют сами игроки: весь доход, полученный с продажи стиля в игре, направляется в призовой фонд. Призовой фонд ближайшего турнира уже превышает 11 миллионов рублей. А вот что касается содержания профессиональных команд и зарплат у игроков — тут все зависит от масштабов, которых мы сможем добиться в краткосрочной перспективе. Но можно смело сказать, что результат по охватам и вовлеченности, который мы достигли на сегодняшний день, безусловно привлечет спонсоров и партнеров, что откроет массу новых возможностей для всех участников.
Лейблы команд будут одни и те же
– Многие стримеры и простые игроки жалуются, что киберспорт в «Мире танков» умер из-за рандома и спорных обновлений. Вы согласны? Есть мысли, что можно изменить для привлечения аудитории?
– На самом деле это заблуждение, потому что ключевая проблема киберспорта в «Мире танков» — это высочайший порог входа для того, чтобы начать участвовать в соревнованиях, которые проходят на технике 10 уровня. Игроку-спортсмену нужно несколько прокачанных «десяток», чтобы начать играть на равных с ветеранами. Таким образом, одного таланта было недостаточно и требовалось много времени на подготовку. Сейчас мы решили эту проблему с помощью нового специализированного режима, который ставит ветеранов и новичков в равные условия, дальше все зависит от навыков, тактики и реакции.
Что касается обновлений — любая игра обновляется, и в ней всегда что-то меняется. Даже футбол, которому более 100 лет, бывает меняется в правилах. Виртуальный спорт более молодой и гибкий, и главное — это наличие четких и понятных правил взаимодействия между игроками. Тогда и случается магия спорта — классное и эмоциональное шоу, за которыми приходят зрители. Это в свою очередь, делает компьютерный спорт таким массовым и доступным. «Мир танков» тут не исключение. Есть аудитория, есть спрос, и мы помогаем его реализовать.
– Еще одна частая жалоба: засилье одних и тех же команд. Примерно как и в футболе. Так будет всегда, или этого можно избежать?
– Мы уже наблюдаем разные лица в танковых турнирах. Чем более массовыми будут эти мероприятия, выше призовые и больше зрителей, тем больше новых героев мы откроем. Лейблы команд, скорее всего, будут оставаться одними и теми же — спонсоры всегда стремятся брать к себе лучших из лучших. Конкуренция и в других видах спорта развивается между одними и теми же командами из года в год — посмотрите на гонки или на хоккей. Одни и те же команды соревнуются за призы, меняются лишь их состав.
– Каким вы видите про-игрока в «Мир танков»: возраст, пол, образ жизни? Не секрет, что в классическом киберспорте все звезды — юноши или парни-школьники. Станет ли «Мир танков» профессией хотя бы на полжизни, как футбол и хоккей?
– «Мир танков» — это игра, которой в этом году исполнится 13 лет и на которой выросло целое поколение игроков. Таких долгожителей, как «Мир танков», можно пересчитать по пальцам. Кроме того, сложно найти в стране мужчину, который не слышал про «Мир танков», а если играет в компьютерные игры, то, скорее всего, играет или играл в «Мир танков». Так что здесь все очень просто — хватает и совсем юных игроков, и людей за 30+ — это народная игра стала культурным феноменом наряду с футболом или хоккеем.
Занять нишу в период мирового бана
– Российский спорт переживает сложные времена из-за мирового бана. Кибер-команды, насколько я знаю, где-то выступают в нейтральном статусе, а где-то тоже забанены. Это шанс для вас занять нишу?
– Совершенно верно — мы пытаемся занять нишу, в то время как именитые и известные команды сменили российский триколор на флаг Сербии или Армении. Мы даем возможность игрокам из России и Беларуси становиться звездами, обретать популярность, зарабатывать деньги и профессионально развиваться, не меняя гражданства. В «Мир танков» ежедневно играет больше миллиона человек, несколько миллионов в месяц — этого достаточно, чтобы обеспечить полный цикл.
– Турниры Мира Танков будут чисто российской историей, как «Супербоул» в США, или вы ориентируетесь на весь мир?
– Турниры по «Миру танков» будут проходить в России и Республике Беларусь.
– Могут ли разработчики «Мира Танков», как бы пафосно это ни звучало, сделать российский киберспорт великим и создать базу для настоящей системы? До сих пор в России были тысячи сильных игроков и много классных команд, но системного подхода не хватало.
– Сейчас мы проводим отдельные киберспортивные турниры по «Миру танков» в различных режимах с большими призовыми фондами, а также делаем качественные трансляции, которые смотрят сотни тысяч поклонников. Уже в следующем году планируем реализовать именно системный подход с понятной воронкой и долгосрочными целями. Отрадно знать, что нам действительно и искренне пытаются помочь не только специалисты из различных федераций, но и частные компании. Также оказывается помощь и должная поддержка со стороны образовательной сферы.
– Незадолго до мирового карантина в российский киберспорт начали вливаться огромные деньги больших спонсоров. Сейчас это продолжается? Вы чувствуете интерес крупных бизнес-игроков?
– В настоящий момент поддержки и интереса со стороны крупных бизнес-игроков не наблюдается — слишком сильны веяния геополитики. Более того, тематика продукта может сказывается—мы все же игра про танки. Пока что справляемся своими силами и силами тех, кто заинтересован в развитии киберспорта.
– Для обывателя в России компьютерные игры стали чем-то вроде карт или бильярда в прошлом: все играют, но это не спорт. Планируете масштабные рекламные кампании «Мира танков» именно как спорта? Устраивать коллаборации со «Спартаком», «Зенитом» и т.д.? Привлекать звездных спортсменов?
– «Мир танков» – это народный продукт, в который играют простые люди интересных профессий, звезды шоу-бизнеса и профессиональные спортсмены. Например, Александр Соболев («ФК «Спартак») и Михаил Сидоров («ХК «Нефтехимик»). Об игроках разных профессий мы рассказываем на страницах нашего портала, который даже в низкий сезон имеет посещаемость более 24 миллионов пользователей в месяц, входя в пятерку самых крупных игровых ресурсов в стране. В отличие от многих других компьютерных игр в «Мире танков» нет жестокости, нет крови и нет азарта. А еще «Мир танков» — это правильные социальные ценности и сохранение наследия подвига наших предков. Рекламные кампании про киберспортивные турниры есть и сейчас. Согласитесь, очень необычно увидеть свое лицо на рекламном щите с чеком в несколько миллионов рублей. Не об этом ли мечтают многие школьники или студенты? В «Мире танков» мы даем им возможность играть и выигрывать, и делать игры своей профессией.
Александр Соболев фанател от Варкрафта, а теперь переключился на Танки
Стать художником после киберспорта
– Танковый стример — это уже распространенная профессия. А кем еще может стать про-игрок в «Мир танков»?
– Можно начать работать в игровой индустрии, а можно начать работать в индустрии киберспорта — есть масса профессий: геймдизайнер, программист, художник, маркетолог, менеджер, режиссер, комментатор, аналитик, оператор и еще сотня вариантов, для которых действительно очень полезен игровой опыт и высокая насмотренность. Еще каких-то 5-10 лет назад некоторых из этих профессий не существовало. Кто знает, какие из полученных в играх навыков станут востребованными уже завтра.
А еще можно просто быть ведущей новостей:
– Российский киберспорт всегда был зависим от крупнейших иностранных площадок и турниров. Вокруг «Мира танков» будет формироваться собственная среда? Начиная со стриминговой платформы.
– «Мира танков» не зависит от иностранных площадок — мы собираем качественные трансляции, делаем отличное шоу, но при этом не забываем про важную социальную повестку. Мы тот продукт, который помогает решать конфликты отцов и детей, делает друзьями людей разных возрастов и социальных слоев. Несмотря на последствия ковидных и геополитических кризисов, «Мир танков» — это игра, которая продолжает объединять людей.
– Готова ли ваша компания развивать другие кибер-дисциплины? Например, карточную игру по «Миру танков», мобу и так далее.
– В настоящий момент у нас есть 3 продукта: компьютерные онлайн-игры «Мир танков», «Мир кораблей», а также Tanks Blitz для мобильных устройств. По всем трем играм мы активно проводим киберспортивные турниры.
Основным приоритетом команды проекта «Мир танков» является развитие и популяризация киберспортивных дисциплин среди молодежи и мы активно развиваем это направление совместно с нашими партнерами и игроками, которые для нас самая главная ценность.