Сегодня в Нью-Йорке на острове Манхэттен в историческом здании, где некогда кипела жизнь громадного рынка, стартует матч за мировую шахматную корону между россиянином Сергеем Карякиным и действующим чемпионом мира Магнусом Карлсеном из Норвегии. Хотя Викинг — общепризнанный фаворит, шансы у крымчанина Карякина есть. Наконец-то после девятилетнего перерыва эта почетнейшая корона интеллектуального короля может вернуться в Россию, где (признавая нашу страну правопреемницей СССР) некогда пребывала десятилетиями. Впрочем, тогда без скандалов не обходилось. Это легко объяснимо, ведь в эпоху холодной войны значимость титула была слишком велика. Время, однако, и сейчас непростое. «Спорт День за Днем» вспоминает пять наиболее ярких скандалов, возникавших в ходе матчей за звание чемпиона мира по шахматам.
1972 год. Рейкьявик, Исландия. Борис Спасский (СССР) — Роберт Фишер (США) — 8,5:12,5
Кошелек или титул!
В 1972 году Борис Спасский должен был защищать чемпионский титул в матче с американцем Робертом Фишером. В Спасского никто не верил. Эксцентричный Бобби громил соперников под ноль. Однако американец сперва опоздал на церемонию открытия, затем грубо проиграл концовку первой партии, а на вторую не явился. В знак протеста организаторам, которые якобы не выполнили его специфических требований по поводу помещения. Виктор Ивонин, заместитель председателя Спорткомитета СССР, после оперативных консультаций с ЦК КПСС потребовал от Спасского, чтобы тот немедленно покинул Рейкьявик. В этом случае Фишеру было бы засчитано поражение за неявку. Шахматная корона осталась бы в СССР, пусть и не на самой «благонадежной» голове. В ФИДЕ Борису Васильевичу это подтвердили, оговорив, что призовой фонд невиданных прежде размеров (шахматисты всего мира по сей день благодарны Фишеру за то, что он поднял их доходы) при срыве матча останется у организаторов нетронутым.
Спасский отказался уезжать! Бобби уверенно выиграл матч. В советские времена наши люди, получив за границей гонорар в твердой валюте, незамедлительно сдавали его властям. Те малую толику компенсировали сертификатами для магазинов «Березка». Спасский открыл счет в банке Рейкьявика и положил туда деньги! Дальнейшая судьба Спасского не менее увлекательна, но это уже совсем другая история.
1974 год. Москва, СССР. Финал турнира претендентов. Анатолий Карпов (СССР) — Виктор Корчной (СССР) — 12,5:11,5
Кто подставил секунданта?
В 1974 году в Москве начался финальный матч претендентов за право оспорить чемпионское звание у Бобби Фишера между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Казалось бы, этот поединок выходит за рамки нашей темы, но так уж вышло, что он стал чемпионским фактически, если не юридически. Фишер от встречи с его победителем отказался и, таким образом, отдал корону без боя.
Участники московского матча, руководители ФИДЕ и многие болельщики предчувствовали демарш Фишера, так что изначально отнеслись к борьбе двух К, как к битве за чемпионство. Скандалы начались задолго до начала встречи, причем даже без ее участников. Уж очень неспокойным был политический антураж.
Я уже говорил, что чемпион мира по шахматам в эпоху холодной войны — фигура особо значимая. Тогда в ходу были открытые письма общественности. Кого-то клеймили, за кого-то ратовали. Подпись чемпиона мира по шахматам под данными документами считалась обязательной. Борис Спасский отказался подписать петицию с требованием к американцам непременно освободить Анжелу Дэвис. Затем на встрече с любителями шахмат, отвечая на вопрос о любимом писателе, невозмутимо назвал «литературного власовца» Солженицына. Вот тут-то в ЦК КПСС зашевелились, поняв, что выявление чемпиона мира по шахматам нельзя пускать на самотек. Соответственно, и кому играть с Фишером — вопрос политический.
Ставка ЦК была сделана — Анатолий Карпов. Корчной, кстати, о чем и сам мне говорил впоследствии, отродясь ни в какой антисоветчине замешан не был, не был диссидентом да его вообще мало что интересовало за пределами шахматной доски. Но он слыл человеком совершенно неуправляемым, а это не устраивало руководство. Тренером-секундантом Корчного много лет был ленинградский международный мастер Вячеслав Оснос. Представьте себе реакцию Виктора Львовича, получившего письмо, естественно, от доброжелателя-инкогнито, сообщавшего, что во время предстоящего матча Оснос будет работать на команду Карпова.
Расчет был безошибочен. Корчной не поверил, но… Осадочек остался. В те годы ведь партии откладывались и доигрывались на следующий день. Карпов, будучи на двадцать лет моложе соперника, откладывал партии даже в однозначно ничейных позициях. Абсолютно верная тактика на изматывание соперника, матч-то длинный. Корчной и Оснос по полночи разбирали позицию за доской в гостиничном номере, находили оптимальное продолжение, после чего Виктор Львович не ложился спать, а искал другое, опасаясь все же своего давнего друга. Подозрительностью он отличался всегда.
Знаменитый югославский гроссмейстер и талантливый журналист Светозар Глигорич писал, что советская пресса освещала поединок так, будто Анатолию Карпову противостоит иностранный шахматист.
Карпов выиграл 3:2 (без учета ничьих). Вскоре его объявят чемпионом мира. Без матча, без битвы с Фишером. Как покажет будущее, по праву.
1978 год. Багио, Филиппины. Анатолий Карпов (СССР) — Виктор Корчной (не имел гражданства) — 16,5:15,5
Йоги против телепата и неправильные йогурты
Карпову с Корчным судьба уготовила еще два матча за мировую корону. Первый из них состоялся в Багио в 1978-м. Полагаю, то был самый скандальный поединок в истории шахмат. К тому времени Корчной уже именовался в советских СМИ невозвращенцем (а попутно и отщепенцем), оставшись жить в Швейцарии. Советского гражданства его уже лишили, а швейцарское дали только в 90-х! Видно, ждали распада Союза. Таким образом, возник уникальный случай: в чемпионском матче играл человек «без паспорта».
Такой человек просто не мог стать чемпионом, этого нельзя было допустить. Каждому участнику матча за мировую корону по регламенту разрешалось прибегать к услугам двух секундантов-помощников. Поэтому советская делегация на матче в Багио была полна… журналистами, в перечень которых вошли экс чемпион мира по шахматам Михаил Таль, многократный чемпион СССР Лев Полугаевский и другие гроссмейстеры. Отказались помогать Карпову Василий Смыслов и Давид Бронштейн. Анатолий Евгеньевич пригласил с собой и личного врача — знаменитейшего питерского терапевта из НИИ онкологии Михаила Лазаревича Гершановича. Корчной верил в гипноз и всяческую мистику. В Багио с Карповым полетел и парапсихолог Владимир Зухарь, хорошо известный Корчному специалист, имевший прозвище Телепат. К негодованию претендента, он сел в первом ряду возле сцены. Вряд ли он гипнотизировал Корчного, скорее всего, помогал настроиться Карпову, но нервировал Виктора Львовича колоссально. Претендент в ответ пригласил нескольких человек из польской «Солидарности», организации откровенно антисоветской. И двух йогов, которые должны были защищать его от влияния Зухаря. Против йогов протестовала наша делегация — не помогло. В ходе матча скандалы шли чуть ли не ежедневно. Наиболее знаменитой стала разборка, связанная с цветом йогурта. Карпову подавали несколько йогуртов в ходе партии. Они были разных цветов и Корчной заподозрил в этом... подсказку. Во время матча его жену Беллу не выпускали из СССР, а сына и вовсе держали в тюрьме. Претендент сражался достойно, но при счете 5:5 (по победам) проиграл решающую партию.
1984–1985 годы. Москва, СССР. Анатолий Карпов (СССР) — Гарри Каспаров (СССР) — 25:23
Безлимитный поединок двух К
К 1984 году Карпов наконец избавился от Корчного. Началась новая, не менее скандальная эпопея «двух великих К». На сей раз вторым К стал Гарри Каспаров. В 1984 году в Москве стартовал их легендарный «безлимитный поединок», растянувшийся на пять месяцев!
На самом деле, лимит, конечно, был. Согласно регламенту ФИДЕ, серия шла до шести побед. Проблема в том, что число ничьих не ограничивалось и теоретически равные соперники могли играть до бесконечности.
По слухам, ЦК КПСС поддерживал Карпова, но за бакинца Каспарова горой стоял Гейдар Алиев. Юный (22 года) претендент был очень популярен, его многие считали фаворитом. Во время матча он закрутил в Москве бурный роман с известной актрисой, на 16 лет его старше, позже у них родилась дочь. То ли Каспарова подвело отсутствие опыта, то ли он недостаточно подготовился, но к 9-й партии Карпов вел по победам 4:0. Каспаров собрался и сделал 17 ничьих! Но после 27-й партии счет стал 5:0. Претендент начал штамповать ничьи, а затем и выигрывать. На Карпова жалко было смотреть, матч его измотал. При счете 5:3 президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес поединок прервал, заявив, что он угрожает здоровью его участников. Надо было видеть Каспарова на пресс-конференции и слышать его гневные филиппики! Ведь он переломил ход матча. Гарри полагал, что ФИДЕ намеренно спас «благонадежного» Карпова от поражения.
Бесконечный матч двух К стал, как теперь выражаются, мемом и вошел в советскую литературу. Например, у Кира Булычева в далеком будущем старенькие Карпов и Каспаров играют тысяче-какую-то партию, а один из героев сообщает, что болеет за Каспарова — как дедушка завещал!
2006 год. Элиста, Россия. Объединительный матч чемпионов. Владимир Крамник (Россия) — Веселин Топалов (Болгария) — 8,5:7,5
Сортиргейт в степях Калмыкии
На этом фоне скандал в матче за корону 2006 года между россиянином Владимиром Крамником и болгарином Веселином Топаловым уже не столь тяжел. Скорее весел. Тем более эта серия положила конец 13-летнему расколу шахматного мира, который произошел после отделения от ФИДЕ каспаровской Профессиональной шахматной ассоциации.
При счете 3:1 в пользу Крамника (матч игрался до 12 партий) менеджер болгарина Сильвио Данаилов подал протест, в котором указал, что туапсинец часто и подолгу отлучается... в туалет, а там нет видеонаблюдения. Апелляционный комитет скрупулезно рассмотрел заявление и заметил, что болгарами сильно завышено число посещений Крамником туалета. Этот пикантный факт вызвал бурю насмешек с российской стороны. Однако организаторы закрыли личные туалеты участников, обязав пользоваться общим. Для вящей анекдотичности сортир оказался женским. Брутальный мачо-россиянин назвал это решение оскорбительным и в знак протеста не явился на пятую партию, схлопотав техническое поражение.
Последовала серия совещаний с участием президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Благо матч проходил в Элисте. Крамник добился своего и женским туалетом так и не воспользовался, но начал проигрывать. В итоге 12 партий завершились вничью, но на тай-брейке россиянин одержал победу.