• Бесконтрольные гонки

    22.03.08 16:04

    От второго этапа в Малайзии болельщикам стоит ждать любых сюрпризов после того, как в стартовой гонке чемпионата из 22 машин финишировали лишь семь. Основная причина массового схода — новинки в техническом регламенте, которые, можно сказать, провоцируют пилотов на ошибку. Теперь управлять «формульным» болидом стало намного сложнее.

    Запрет на использование трэкшн-контроля — ключевое изменение технических правил в этом сезоне. Статья 9.3 технического регламента Ф1 отныне звучит так: «Гоночный автомобиль не может быть снабжен системой или устройством, компенсирующим излишнее вращение ведущих колес. Любое устройство или система, информирующие водителя об этом, также запрещены».

    Электронику, сглаживающую человеческие ошибки в пилотаже, болельщики и специалисты критиковали давно. При наличии такой помощи нивелируется разница гонщиков в мастерстве. Запрет на подобную технику уже вводился в 1993 году. Однако в 2001-м трэкшн-контроль снова официально разрешили, поскольку доказать его наличие было очень непросто. По слухам, ряд команд нелегально использовали устройства, позволяющие обойти запрет. Теперь же FIA гораздо легче отслеживать уловки. Возможность контроля возросла по причине другого нововведения-2008. С этого года в командах используется единая система управления двигателем. Во всех болидах для данных функций установили стандартный блок, позволяющий легко выявить нарушение. Отмена трэкшн-контроля — важнейший шаг, значительно увеличивающий влияние гонщика на результат. Пилотам теперь приходится самостоятельно укрощать скользящий в заносе болид. Просчеты конкурентов можно использовать для обгона, а значит, гонки станут намного интереснее. Человек не робот, ему свойственно ошибаться. Подтверждение сказанному — обгоны во время Гран-при Австралии. Чего стоит, например, прорыв Кими Райкконена на старте гонки. Финский чемпион сумел за один круг разом обойти семь машин! Другой финн — Хейкки Ковалайнен — красиво обошел двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. За отсутствие результативных атак на трассе «Формулу-1» последнее время не критиковал разве что ленивый. Похоже, ситуация стала меняться в лучшую сторону.

    Залогом упорной борьбы в чемпионате-2008 служат и другие меры, уравнивающие соперников. Это, в частности, единый поставщик резины для всех команд в течение трех ближайших лет. Во время этого же периода (2008–2010 годы) «конюшням» предписано использовать двигатели одной конструкции. Существенные изменения будут разрешены лишь с согласия Всемирного совета по автоспорту и других мотористов. Если моторам по-прежнему придется выдерживать по два Гран-при, то коробкам передач предстоит отработать уже четыре гонки подряд. Так что вместо безудержной погони за скоростью командам следует больше думать о надежности своих болидов. А пилотам, кроме способности ехать быстро, нужно обладать и другим немаловажным талантом — умением беречь технику. В Австралии у трех гонщиков (Бурдэ, Райкконена и Массы) отказал мотор, а у Такумы Сато полетела трансмиссия. Остальные сходы произошли по вине самих пилотов, не сумевших приспособиться к новым правилам.

    «Сейчас дело не в скорости, а в отсутствии ошибок, — заявил после австралийского финиша гонщик «Торо Россо» Себастьен Бурдэ. — Я предполагал, что все будет так, как есть, и не ошибся. В этом году нужно быть крайне осторожным. В момент обгона легко потерять контроль над машиной, а в попытках «поймать» ее — заблокировать задние колеса и уйти в разворот».

    Интересно, насколько быстро пилоты, устроившие «комедию ошибок» в Мельбурне, научатся на своих ошибках?

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»