• «Барса» как вторая семья

    Поле надежды нашей

    06.02.11 11:56

    «Барса» как вторая семья - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Восемь человек уехали из «Барселоны» в сборную, взявшую в Южной Африке первый для Испании мировой титул. Шесть из этих восьми были воспитаны «Барселоной» в собственной футбольной академии La Masia (переводится как «Резиденция»), самой продуктивной в мире.

    Пообщавшись с директором академии по воспитательной работе Карлосом Фольгера, выяснилось, что собственно о футбольном будущем своих подопечных он думает в последнюю очередь, а одними из основных добродетелей футболиста считает скромность и умение достойно проигрывать.

    С: В чем ваша философия работы с детьми?
    Для нас важно, не какие из них выйдут футболисты, а какими они станут людьми. Развитыми, образованными, порядочными, наконец. Подчеркиваю: говорю сейчас как педагог, как воспитатель, а не как тренер. Но эта позиция до мелочей согласована с клубом, и она им всецело поддерживается.
    Дело в том, что в 10–11 лет, когда дети попадают к нам, никто не даст гарантии, что из них вырастут мастера. По статистике, если говорить об академии, на профессиональный уровень выходят не больше 10–15 процентов выпускников. Не всех позовут команды Примеры. Кому-то придется играть в Сегунде (втором по значимости дивизионе Испании – С), кому-то – в низших лигах.
    Для подавляющего большинства футбол останется одним из воспоминаний детства. На жизнь придется зарабатывать чем-то другим. Наша задача в том и состоит, чтобы к 16–17 годам уровень знаний и развития позволил им продолжить образование и получить профессию, которая кормила бы их в жизни.

    С: Иностранцы добавляют сложностей?
    Иностранцев много. Но не скажу, что они создают проблемы. Сложность лишь в языковом барьере, но и эти трудности решаемы. Здесь они погружаются в языковую среду. В течение первых нескольких месяцев преподаватели усиленно занимаются с ними испанским.
    Если смотреть в процентном соотношении, их приблизительно процентов 35 от общего числа воспитанников: дети из Камеруна, Сенегала, Нигерии, Доминиканской республики, Швеции, Венгрии, Бразилии, Аргентины.

    С: В какой школе учатся ваши воспитанники?
    В очень хорошей. Но она совершенно обычная в том смысле, что там наши игроки учатся со сверстниками, не имеющими никакого отношения к футболу. Это как раз и есть один из краеугольных камней той философии, о которой вы спрашивали. Ребенок должен понимать, что в мире есть вещи и помимо футбола. Что есть люди, интересы которых, в том числе и профессиональные, лежат вне этой сферы.

    С: Нет такого, что ваши ребята задирают нос: дескать, я – игрок «Барселоны»?
    Бывало. Но, поверьте, как только получали сигнал из школы, то сразу ставили гордеца на место. Зазнайство – сложный психологический момент, который приходится преодолевать. Раз они попали сюда, значит, чего-то стоят. В тех детских командах, в которых они играли до «Барселоны», каждый из них был «звездочкой».
    Здесь таких «звездочек» – 60 человек. И всех надо приучить к мысли, что они теперь одна семья с равными правами и обязанностями. С одинаковыми жизненными ценностями, такими, как скромность и трудолюбие. Без них не добиться успеха.
    Хорошо в свое время сказал сыну отец Пуйоля: «Мне совершенно не важно, будешь ли ты играть за «Барселону», станешь ли ты футболистом, но мне очень важно сознавать, что ты сделал для этого все, что мог».И вот вам, пожалуйста, Пуйоль… Кто может сказать про него, что он очень быстрый защитник? Кто может сказать, что он очень техничен? Но у него в крови другое – трудолюбие, скромность, характер. Благодаря этим качествам он вырос в большого игрока.

     

    С: Как к вам попасть? Скажем, из России.
    Это прерогатива наших скаутов, которые заняты поиском футбольных талантов по всему миру. Они дают рекомендации, и футболистов приглашают на просмотр. Возможен и другой вариант: если ваш сын обнаруживает задатки будущей «звезды», вы можете связаться с клубом через официальный сайт и прислать видео. Если наши специалисты сочтут ребенка талантливым, с вами спишутся, созвонятся, попросят приехать.

    С: Как удается создать такую атмосферу, чтобы ребенок, оторванный от семьи, не чувствовал одиночества?
    Мы над этим постоянно работаем. Специально подбираем педагогов, воспитателей. Я лично этим занят. Создать такую атмосферу совершенно необходимо. Если 12-13-летний ребенок вдруг в один момент расстается с родителями и приезжает в незнакомое место, для него это большое психологическое испытание. Например, Иньеста родился в маленькой деревне, в Альбасете. У нас оказался в 12 лет. И до 14 каждый день звонил родителям и просил, чтобы они его отсюда забрали, так ему было тяжело. Потом адаптировался. А могли его и потерять. И кто бы тогда голландцам забивал?

    С: Каковы критерии отбора людей, работающих с детьми?
    Хорошее образование, опыт работы, положительные рекомендации. Предпочтение воспитателям, которые занимались спортом, пусть даже и не профессионально. Нам нужны люди, понимающие психологию спортсмена. Имеющие представление о том, как важны для игрока доверительные отношения с тренером. Понимающие, какие чувства испытывает футболист, получивший травму и выпавший из игры и тренировочного процесса. Осознающие, что такое для спортсмена победа, и что – поражение.
    Возвращаясь к теме семьи. Наша «Резиденция», она же «La Masia» – и есть сердце «Барселоны». Вы посмотрите: главный тренер Гвардиола мальчишкой шесть лет здесь прожил. Его помощник Тито Вильянова тоже наш. Тренер по физической подготовке первой команды – отсюда. Как и директор академии, Гильермо Амор. Про наш основной состав не говорю. Они друг для друга как вторая семья.
    Как показывают опросы, из каждых десяти наших детей восемь с раннего возраста болели за «Барселону» и хотели играть именно за нее, а не, скажем, за «Реал».

    С: Почему?
    Им кажется, что из системы «Барселоны» легче пробиться в основной состав. Определенная логика в этих рассуждениях есть. Посмотрите, сколько за последние лет десять у «Реала» собственных воспитанников заиграло: Рауль да Касильяс. И все. А сколько у нас!

    С: Сколько клуб тратит на ребят, живущих здесь круглогодично?
    Цифры конфиденциальные… Питание, обучение, переезды домой и обратно, на соревнования, медобслуживание, – все расходы лежат на клубе. Если родители хотят навестить ребенка и приехать в Барселону, это тоже оплачивает клуб.
    Скажем, Месси нуждался в специальных препаратах для стимуляции роста. Вы знаете, он и сейчас невысок, а без них и таким бы не вырос. Клуб обеспечил ему все необходимое.

    С: У воспитателя, работающего с будущими звездами «Барселоны», зарплата высокая?
    Наши педагоги получают среднюю по меркам Испании зарплату. Но для тех, кто работает в «Барселоне», вопрос материального вознаграждения не на первом месте. Престиж – дороже. Я, например, горд тем, что меня всегда приглашают на церемонии награждения. И считаю это самой адекватной оценкой своего труда.

    Петр Брантов, RMA


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №3 (2-8 февраля 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»