• Аргентина мечтает превратить Месси из макета в памятник. Почему ван Гаал может стать проблемой?

    Ван Гаал разыгрывает из себя сумасшедшего, но у него самая прагматичная сборная на ЧМ-2022

    09.12.22 14:12

    Аргентина мечтает превратить Месси из макета в памятник. Почему ван Гаал может стать проблемой? - фото

    Фото: EPA/VOSTOK-Photo

    Автор:

    На чемпионате мира в Катаре сегодня начинаются «досрочные финалы». Что изменилось за 8 лет с полуфинала Аргентина – Нидерланды в Бразилии и что делает особенным ЧМ-2022? «Спорт День за Днем» все еще в Катаре.

    Утро. «Наши выиграли, все замечательно!»

    Возвращения в отель под утро в Катаре – в порядке вещей, если твой матч начинается в десять вечера. Но едва тянет пожаловаться, кусаешь себя за язык – не припоминаю, на каком чемпионате мира можно было так просто выбраться со стадиона. 83 тысячи зрителей с «Лусаила» втягиваются в метро, как мохито через трубочку. Клич «метро-о – зис вэээй!», издаваемый волонтерами в мегафон, увезет с собой каждый гость Дохи. 

    Тем более если парень из Бангладеш, сидя на маленькой вышке, чтобы его было отовсюду видно, начинает дирижировать толпой, которая, чтобы поддержать бодрость духа, подхватывает тему несколькими сотнями голосов. Ни давки, ни ругани, ни усталых лиц – организация процесса, однозначно, сильнейшая сторона ЧМ-2022.

    2.jpg

    Три часа ночи, бросаю дежурное «how are you?» девушке на ресепшн. В ответ получаю «Все отлично, наши же выиграли!». Стоп, наши – какие?

    Она из Марокко, приехала работать в Катар и надеется, что не навсегда. Последние дни, когда в отеле полно ее соотечественников, едва ли не самые гордые в ее жизни. Флаг с зеленой звездой мерцает на небоскребах Дохи, более того – оперативно принят в экспромтные рекламные кампании по продаже чего-либо. 

    Чемпионат мира проходит без феерии, и тем более, без истерии, но с интересом. В первую очередь к футболу. В Катаре нет спортбаров, как таковых, но при каждой гостинице обязательно есть ресторанчики, словно по единому стандарту оформленные флагами участников ЧМ. На огромных плазмах непременно канал BeIN Sports с повторами матчей. Интересно гостям, или нет – будут смотреть. 

    1.jpg

    Никаких музыкальных каналов, никаких новостей. Днем и ночью, 24 на 7. Возможно, это королевский указ. И, честно говоря, он никого не раздражает. Как не раздражают и бесконечные ограждения у входов в фан-зоны и станции метро – оказывается, если не бежать сломя голову, двигаешься к цели намного быстрее.

     

    День. Акуленок, который хотел научиться играть в футбол

    Днем в Катаре принято прятаться. Те, кто здесь живет и работает постоянно, привыкают к жизни в кондиционере. Летом и вовсе выбора нет – в +48 на «свежем» воздухе не проведешь и пяти минут. Климат еще больше помогает распределять время. Днем удобно работать и проводить встречи. Что и делаю, отправляясь в даунтаун, чтобы повидать немецкого журналиста писателя Маттиаса Круга.

    Маттиас родился и вырос в Дохе. Его родители переехали туда из Кельна, когда в Катаре пошла развиваться нефтедобыча. У него трехязычная семья, девочки 5 и 10 лет говорят на английском, немецком и испанском (мама из Колумбии). Старшая мечтает играть на высоком уровне в большой теннис, а папа – большой поклонник Марата Сафина – делает все, чтобы ей в этом помочь.
    Сейчас у детей школьные каникулы. Внеплановые – их дали на период проведения ЧМ-2022. Праздник должен быть для всех, да и повседневные дела местного населения не должны мешать логистике, выстроенной для гостей чемпионата.

    Круг насобирал материала на книгу об истории футбола Катара, а прямо к ЧМ издал детскую – про акуленка, который захотел научиться играть в футбол. Да, на английском. Да, для местных детей. Таких же, как и он когда-то – из разных стран, разных народов. У Катара серьезные планы по развитию и после чемпионата мира, и образовательная функция у турнира огромная, если учесть, сколько людей приехало сюда работать из других стран региона за последние годы. До этого, понятно, далеким от процесса медиа дела нет, заезженной пластинкой быть проще.

    Вечер. «Хватит дурацких вопросов! Я молод и красив»

    Пока мир объединяется вокруг сборной Хорватии, чтобы отомстить Бразилии за кота, 40 тысяч аргентинских выдвигаются на «Лусаил», чтобы запугать сборную Нидерландов и жалкую кучку ее поклонников в 1400 голов. Во всяком случае, такое количество назвал Луи ван Гаал. 

    При этом голландцам ближе лететь. Но нет пива. Аргентинцы, видимо, примитивные скучные люди, раз им не нужно пиво. Летят с другого конца земли, продавая дома и машины все ради того же – увидеть, как их сборная становится чемпионом мира с Месси. Задача стара, как… Нет, мир изменился.

    8 лет назад в Бразилии ван Гаал только начинал путь к образу великого фокусника. Перед полуфинальной серией пенальти аргентинцы ждали, что, как и в четвертьфинале с Коста-Рикой, отражать удары выйдет Тим Крул, но в рамке остался Яспер Силессен. Латиноамериканцы пожали плечами и реализовали все попытки. Ни Крула, ни Силессена при ван Гаале в сборной больше, нет, хотя возраст 34 и 33 года соответственно позволял бы им цвести и пахнуть. Зато есть новый заяц в мешке – Андриес Нопперт – со своими 54 матчами в профессиональной карьере.

    Да много чего изменилось. Ровно два года назад, 8 декабря 2020-го в больнице Буэнос-Айреса умер тренер Алехандро Сабелья, который тогда и вывел Аргентину в финал.

    Но ван Гаал не сдается. Он словно каждый вечер ставит себе «Пляски смерти» Сен-Санса, впадая в сложноописуемый, но так идущий его долговязой фигуре демонизм. Он разучивал победные танцы во время командного ужина уже здесь, в Катаре. 

    11175401.jpg

    Хитрил с тактикой в каждой игре, начиная с Сенегала, когда «оранжевые», как хамелеон, примерили все цвета, от серого, до пылающего апельсинового, и это словно перекликалось с тайными ночными отлучками тренера со сборов в больницу на лечение. Нидерланды лишь только по инерции удовлетворяют своих старых приверженцев, которые начали болеть из-за Кройфа или ван Бастена – ван Гаал не стесняется говорить правду.

    – Да, в футболе очень многое значит игра в обороне, и мы, разумеется, делаем на этом акцент. При этом меня смешит, когда вы обвиняете нас в оборонительном футболе. Вот смотрите, одни и те же люди пишут: «Голландия играет от обороны!». «Бразилия играет в яркий атакующий футбол!». Но Бразилия делает то же самое, что и мы – быстро атакует после овладевания мячом. Просто по разным причинам это происходит в разных зонах, на разном расстоянии от ворот! Возможно, пора начать думать, а?

    Его сборная – загадка, вокруг которой так и хочется расставить воздушные замки. На этом чемпионате «оранжевых» достаточно часто вынуждали глубоко обороняться, но он разжимались в те моменты, когда вторая сторона уже верила: сейчас все получится. И сюрприз для соперника оказывался разочаровывающим. Взаимодействие в последней трети у голландцев – стремительное, терпение на своей – достойное любой из команд-претендентов на титул чемпиона мира. Эта сборная не отягощена глубокой философской идеей, которая «непременно повлияет на развитие футбола». Она приехала играть, как в последний раз – не крича о целях, не сверкая алмазом в короне. 

    У ван Гаала в обойме – 8 игроков, у которых меньше 10 матчей за сборную, у Аргентины – 4. Пока команда Лионеля Скалони готовит моменты Месси, у «оранжевых» может забить кто угодно. В то время как одни носятся с навязчивой идеей превратить идола из макета в памятник, другие вызывают желание за себя болеть. И сколько бы ван Гаал ни дерзил с подиума перед матчем, никто не напишет «Луи, ты надоел!». А он бывает очень крут…

    Пресс-конференция перед «решающим» матчем чемпионата вообще была похожа на отход под прикрытием (ответы слегка утрированы под воздействием образа Луи).

    11184638.jpg

    – Правда ли, что вы говорите своим игрокам, как бить пенальти?
    – Что за нелепый, дурацкий вопрос!

    – Как вы собираетесь прикрыть Месси?
    – Стану я все раскрывать! Направления передач закроем, так и собираемся.

    – Ди Мария назвал вас худшим тренером в его карьере…
    – Его дом в Манчестере тогда взломали, видимо, дурное настроение. А тренер иногда должен принимать неприятные решения. Вот Депай сидит, он тоже был в МЮ – сейчас поцелуемся прямо в губы! 

    А вообще, я все еще здесь, потому что родина в опасности. Да и с Адвоката пример беру, ха-ха. И вообще, мне 71, я выгляжу потрясающе и невероятно молод. Ха! Ах-ха-ха! 

    Доха 

    Телеграм-канал автора«Переводчик Петржелы»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»