• Анжелика Крылова: Летом приеду в Россию на разведку

    Российский тренер и серебряный призер Олимпиады-1998 может вернуться из США
    Анжелика Крылова: Летом приеду в Россию на разведку - фото

    Фото: AP

    На чемпионате мира в Милане в зоне слез и поцелуев серебряный призер Олимпиады-1998 и двукратная чемпионка мира (1998, 1999) Анжелика Крылова была рядом с танцевальными дуэтами из разных стран. Только не из России. Новость о том, что давно работающая в США тренер собирается вернуться в Москву, стала сенсацией. 

    25 лет в Америке

    — Пока говорить об этом преждевременно, — призналась Крылова корреспонденту «Спорта День за Днем». — Просто поделилась своими планами со знакомой журналисткой, но эта информация не предназначалась для всеобщего обсуждения. Летом приеду домой на разведку. Посмотрю, как там будут себя чувствовать сын и дочка, которые уже привыкли к американскому образу жизни и американской школе. Немаловажно будет и то, какие условия для тренировок моих учеников будут предложены.

    ─ У вас двое детей, девочка и мальчик. Пытались создать из них танцевальный дуэт?
    ─ Ни в коем случае! Мальчик занимается хоккеем, и ему это очень нравится, а девочку отдала в синхронное фигурное катание, чтобы почаще видеть. Ее команда тренируется на том же катке, где я работаю. 

    ─ Почему, живя в Америке, вы настояли на русских нянях для своих детей?

    ─ Я уже 25 лет в Америке, но тяга к родному дому никуда не уходит. На всех соревнованиях общаюсь с российскими коллегами. Больше всего в США мне не хватает русской культуры да и просто общения с людьми такого калибра, с которыми могла общаться в Москве. Хотя мои дети до пяти лет ходили в русский детский садик (в Америке и такие есть) и у них русские няни-бебиситеры, язык все-таки теряется.


    Бесплатно работать не буду

    ─ За то время, что вы работаете в Америке, многие дуэты уходили от вас, многие приходили к вам. Как осуществляется круговорот пар в тренерской природе?
    — Я сама была спортсменкой достаточно высокого уровня, но, только став тренером, поняла, насколько это неблагодарная работа. Мне казалось, что мы с Олегом (Овсянниковым — «Спорт День за Днем») пашем, получаем травмы, испытываем разочарование, а тренеры просто стоят у бортика. Оказавшись по другую сторону бортика, иначе воспринимаешь происходящее. 

    ─ Быстро разобравшаяся в реалиях американской жизни Наталья Линичук настаивала на контрактных отношениях со своими спортсменами... 

     

    — Мы с Олегом тоже подписали такое соглашение. Это нормально, в Америке за все надо платить: за лед, за музыку, за тренера. Хотя ноу-хау Линичук не получило развития. У меня нет контрактов со своими фигуристами. Не думаю, что они есть у Шпильбанда или Зуевой. 

    ─ Как быть, если вы видите потрясающий талант у юного фигуриста, а у его родителей нет денег оплачивать ваш труд?
    — С Федерикой Файелой и Массимо Скали бесплатно работала три года только для того, чтобы показать свой тренерский потенциал. Если нет материала для работы, то показать, как ты умеешь работать, невозможно. Сейчас могу пойти на какие-то уступки в финансовом отношении при переговорах с национальной федерацией, но бесплатно работать не буду. Ведь завтра фигуристы с багажом, что они получили, могут уйти к другому тренеру.

    Моду диктуют из Монреаля

    ─ Можно ли сказать, что танцы кардинально изменились с того времени, когда вы с Олегом Овсянниковым становились чемпионами мира?
    — Сейчас практически нет программ на медленную и даже просто романтичную музыку. Хотя руководитель Международного Союза конькобежцев постоянно подчеркивает: «Танцы должны оставаться танцами». Только сейчас в моде стиль, который проповедуют французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Сейчас вообще в искусстве в моде импрессионизм. 

    ─ А кто диктует моду в танцах на льду?
    — Работающие в Монреале Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон. У них тренируются чемпионы и вице-чемпионы Милана, а также олимпийские чемпионы канадцы Тесса Вирту и Скотт Мойр. Но то, что подвластно французам, остальные просто сделать не могут, и попытка следовать моде ни к чему хорошему не приводит. Пары должны быть разными, тогда смотреть соревнования в танцах будет интереснее не только зрителям, но даже судьям. 

    ─ Вы с Овсянниковым могли исполнить на льду и классический «Маскарад», и новаторский танец, навеянный хореографией Иржи Килиана, а французы все-таки однообразны…

    — Четыре года назад они нашли свое направление, которое было на сто процентов новаторским и принесло им заслуженные награды. Их не ущемляют оценками арбитры, их с восторгом встречает публика, и в своих танцах они бесподобны. В этом стиле легче исполнять сложные элементы, чем под быструю ритмичную музыку, а сейчас все без исключения дуэты сконцентрированы именно на элементах.


    Американцы не понимали классику до приезда российских тренеров

    ─ В тренерском цеху сегодня есть такое близкое к военному противостояние, какое было у Натальи Линичук и Татьяны Тарасовой?
    — Раньше между тренерами были другие отношения. Сказывались советские традиции. Война на льду будет всегда, а каждый тренер будет переживать за свою пару и делать все возможное для ее успеха. Да и политика в танцах всегда будет присутствовать. Только сейчас все как-то мягче. Можно сказать, цивилизованнее. Я могу спокойно отметить успех на чемпионате мира и с монреальскими тренерами, и с Мариной Зуевой, и с Игорем Шпильбандом. Мы можем спокойно задать друг другу вопросы и получить на них ответы. И я этому очень рада. 

    ─ Как расшифровать для широкой публики термин «борьба тренера за своего фигуриста»?
    — Фигурное катание вообще — субъективный вид спорта, а танцы в особенности. Если нет очевидных ошибок, то арбитр при выставлении баллов может руководствоваться собственным вкусом. Естественно, при этом не только тренер, но и федерация должны бороться за своих спортсменов. Не думаю, что все подводные течения должны быть вынесены для всеобщего обсуждения. 

    ─ И вы с Олегом, и все другие пары, которые тренировались в группе Линичук, понимали музыку и суть образа, воплощаемого в танце. Сейчас это редкий случай…
    — Российские фигуристы в большинстве своем были воспитаны на классической музыке, а американцы — на джазе и рок-н-ролле. Классику они просто не понимали до приезда российских тренеров. Мы даже иногда водим своих учеников на гастроли русского балета, и они с удивлением узнают, кто такие Чайковский или Прокофьев. 

    ─ В ваши времена в российской сборной существовала строгая градация дуэтов. Кто-то считался ведущим, а третьи по рангу частенько бывали разменной монетой в больших закулисных играх…
    — Пожалуй, только в сборной США три представляющих страну на международных соревнованиях дуэта могут расположиться в итоговом протоколе в любом порядке. В той же Канаде градация дуэтов еще похлеще, чем в российской сборной. И в Италии это есть, и во Франции. А вот американцы решили, что их дуэты должны бороться не только с соперниками из других стран, но и между собой.

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»