Карьера легендарного спартаковца затихает. За 20 лет в футболе он пережил многое и многих, а старших, как известно, надо слушать. Особенно тех, кто не боится говорить. Экзистенциальная мудрость о положении дел в современной футбольной действительности – устами главного ветерана российского футбола Андрея Тихонова.
О будущем
– У меня есть желание поиграть за «Жемчужину-Сочи». Не вижу в этом клубе ничего фальшивого. Посмотрим, что будет на следующий год, действительно ли к Олимпиаде «Жемчужина» выйдет в премьер-лигу. Сейчас много коммерческих проектов, и люди хотят в них попасть. Я тоже хочу. Я хочу играть в футбол и наслаждаться городом, морем. Сезон закончится – будем рассматривать варианты. Если поступит достойное предложение не из Москвы и не из южного края, то, наверное, я вряд ли соглашусь. Лучше тогда закончить и отдыхать.
О зарплатах
– В футболе все зависит от бюджета. Но есть люди, которые привыкли получать много, им очень тяжело опуститься на ступеньку ниже. В российском футболе контракты раздуты, раньше таких огромных зарплат не было. Одна команда поднимает планку, другая «перебивает» договор, третья увеличивает. И если кто-то получает пару миллионов долларов, агенты других игроков стараются выйти на приблизительно тот же уровень. Когда стукнул кризис, случились такие ситуации, как в Раменском сейчас: люди по нескольку месяцев не получают зарплату. Так было в Самаре, например. На огромных ставках сидели Ярошик, Коллер и другие. Но грянул кризис, и «Крылья» спасли только наверху. Легионеры приезжают к нам только за деньгами. Думаете, Кураньи поехал играть в Россию из-за любви к нашему чемпионату? Нет, футболистов здесь привлекают только деньги, и никто не скажет: «Я люблю Россию». И хотя я никогда не пойму, зачем тогда легионеры целуют эмблемы, к этой ситуации отношусь спокойно. Если президенты готовы выкладывать по 20 миллионов, пускай будет как можно больше таких игроков, как Веллитон, Алекс, Вагнер, Кураньи. Чтобы мальчишки видели, куда им тянуться. Пускай еще хоть 20 человек приедет, лишь бы уровень нашего чемпионата вырос.
О телевизоре
– Расценки на показ чемпионата России не могут равняться европейским. Посмотрите на «картинку», например, домашних матчей «Амкара»: кто отдал пас, было «вне игры» или нет?.. Если ты платишь большие деньги за футбол, его должны показывать 10 или 15 камер. Наш уровень пока не позволяет задействовать столько аппаратуры. Когда смотришь иностранный футбол, на стадионе это одна картинка – все еле ходят, а в телевизоре они носятся как сумасшедшие. Это свидетельство уровня съемки и режиссуры. Я никогда не смотрел футбол в 3D. Я бы с ума сошел! У меня не очень хороший вестибулярный аппарат, поэтому минуте на пятой, наверное, закружилась бы голова. А вообще футбол я люблю смотреть. Не пропускаю, например, матчей Аршавина и Жиркова. Если Павлюченко выходит, я смотрю «Тоттенхэм».
О «Спартаке»
– Сейчас момент: «Спартак» выглядит довольно убедительно, и матч с «Зенитом» это показал. В концовке питерцы еле таскали ноги, а москвичи смотрелись хорошо. Тренеру Карпину могу дать положительную оценку, потому что команда, провалившая начало и середину, все-таки выходит на уровень, когда может обыгрывать «Зенит». Карпин должен продолжать работать в «Спартаке».
О чемпионствах
– Я даже не знаю, сколько раз я официально выигрывал чемпионат. Я очень спокойно к этому отношусь. Дома все мои регалии стоят на специальной полочке, и иногда я на них смотрю. Если честно, когда в 2000 году меня выгнали из «Спартака», я даже не был в курсе, дали мне чемпионство или нет. Например, в 1992 году меня не вызывали на вручение медалей, хотя в том сезоне я забил «золотой» гол. Вот так.
О невоспитанности
– Поведение Денисова – это нонсенс. Я не беру в расчет его футбольные качества, но человеческие, видимо, невысоки. Не считаю, что за этот проступок его нужно на время отчислить из национальной команды. Если сборная дает результат и Денисов в ней не последний человек, то нет. Но если у нас нормальное футбольное руководство, нужно Денисова дисквалифицировать на несколько матчей чемпионата, чтобы другим неповадно было. Надо уметь проигрывать, особенно если это по делу. В «Зените» есть еще несколько человек, которым свойственна вседозволенность. Знаете, у нас сейчас нет никаких авторитетов, нет уважения к людям, которые старше или занимают должность выше.
О капитанстве
– В современном футболе капитаном становится тот, кто приносит пользу команде, играет стабильно и дает результат. Алекс, на мой взгляд, достоин повязки. Но когда в «Спартаке» стали делать, как в Испании: кто дольше в команде, тому и повязка, и Паршивлюк выходил в качестве капитана, я сильно удивился. А назначение капитаном Диканя я вообще понять не могу. Как его выбрали? Да, Андрей выручил несколько раз, но сразу повязку?! Видимо, Дикань пришел и сразу кулаком по столу ударил: «Всем играть и бегать, чтобы пятки сверкали!».
О расизме
– Было немного другое время. Когда приезжал чернокожий парень, появлялась группа болельщиков, которым это не нравилось. Хорошо, что у нас в команде был такой человек, как Робсон, тихий и спокойный. Мы над ним подшучивали, и он смеялся вместе с нами. Но случалось, что Робсон удирал от фанатов-скинхедов в Сокольниках, – он быстро бегал. Это было, от этого никуда не деться, и чем больше темнокожих ребят приезжало, тем это было ярче выражено. Есть люди, которые на все болезненно реагируют. Кебе сказал в одном интервью, что он поломал всю мебель у себя в номере из-за конфликта с Бесчастных. То есть он, получается, просто неадекватный. А Вова очень специфический человек. Возможно, поэтому у них были напряженные отношения. Бесчастных, может, и играл бы еще, но он любил всех учить. Для него была одна футбольная школа – спартаковская. Даже когда он приехал в Испанию, первая просьба была к переводчику: «Как сказать на испанском плохие слова?»
О молодых
Профессионализм футболиста проявляется после четырех-пяти лет игры на высоком уровне. Взять Дзагоева: в первый год он «выстрелил», на другой – пропал. Или Жано. Молодой парень, он еще не дорос до того, чтобы стать лидером «Спартака». А вот мы с Семаком, например, играли за разные клубы – и практически всегда стабильно. Это говорит о классе. Неплохо я сейчас себя похвалил, да? Деньги развращают молодых. Когда мы росли, у нас не было стольких развлечений. Мы жили в другое время и были заняты футболом, а не околофутболом. Знаете, некоторые игроки говорят: «Я люблю футбол за то, что после футбола». Но если ты предаешь футбол, он сразу реагирует на предательство.