Еще совсем недавно на женское одиночное катание в России смотрели с состраданием.
Не было надежды даже на призовые места чемпионата Европы. Когда уже стало казаться, что на Игры в Ванкувере можно просто махнуть рукой, на льду появилась 18-летняя Алена Леонова. Своим появлением во «взрослых» рядах она не сказать, чтобы навела панику, но выход был обставлен красиво: сразу заняла четвертое место на чемпионате Европы, затем выиграла чемпионат мира среди юниоров — впервые среди россиянок после 2001 года, а потом стала седьмой на чемпионате мира в Лос-Анджелесе.
В этом сезоне она сумела пробиться в финал Гран-при. Излишне говорить, что впервые со времен Слуцкой. На прошедшем чемпионате России, где Леонова была несомненной фавориткой, она, на удивление многим, проиграла: стала второй, уступив лидерство неожиданной сопернице — дебютантке Ксении Макаровой, приехавшей из США. Но так как короткая программа ученице Аллы Пятовой не удалась, то «серебро» ее не расстроило — напротив, как она призналась «Спорту», принесло большую радость.
— Мне в России выступать вообще очень сложно почему-то, я хорошо только за границей выступаю. Но я в принципе прокатом довольна, потому что из всех моих чемпионатов России — а их было три — этот стал самым удачным. Серебро — это тоже почетно.
— Ваша соперница стала чемпионкой так неожиданно…
— Ну, я тоже выскакивала неожиданно! Так что все прекрасно понимаю. Она очень сильная, в чем-то даже сильнее меня, я это вижу, но я буду стараться и тянуться за ней, чтобы не отставать.
— Вы уже неоднократно соревновались со своими будущими соперницами по Олимпийским играм. Страшные?
— Совсем не страшные. Все девочки срывают элементы, и они совершенно не такие «железные леди», как это мне представлялось еще в прошлом году. С ними соперничать можно и нужно, и я буду стараться занять на Олимпиаде лучшие места и показать все, на что способна.
— Значит, вы не согласны с теми, кто видит в азиатках непрошибаемые машины?
— Многие девочки уже показали в этом сезоне несколько неудачных прокатов. Но в то, что они машины, стоит действительно поверить. Они вытворяют что-то немыслимое. Катаются намного больше нас, и у них огромный опыт.
— Вы из-за отсутствия опыта проиграли произвольную программу на Гран-при?
— Ох, да, мне очень стыдно за тот старт! Просто «выплеснулась» на короткой, все эмоции отдала японским зрителям, которые классно меня поддерживали, и на произвольную ничего не осталось. Физически-то я была готова уже ко всему, но эмоционально недотянула.
— Похоже, тут простор для работы над ошибками.
— Да, и мы работаем. Вот, например, уже на чемпионате России, когда у меня не пошла короткая программа, меня уже хватило на то, чтобы «вытащить» произвольную. Мы с тренером разбираем каждый старт и стараемся сделать так, чтобы допущенных на этом соревновании ошибок больше не было.
— Будете еще изменять программу до чемпионата Европы?
— Нет, элементы менять уже не будем, только подтянем уровни вращений и спиралей. Со всем остальным технически я думаю, что справлюсь — если меня будет поддерживать публика.
— Что скажете о возвращении Евгения Плющенко?
— Женя молодец, он показал класс! Я видела все его программы на чемпионате России, он ведь в произвольной сделал четыре тройных акселя! Никто из мужчин не пытался ничего подобного прыгать! Его мастерство только прибавляется с каждым прокатом. Я за него очень рада, потому что наше мужское одиночное катание сейчас находится в критическом положении.
— Вы уже успели так или иначе пообщаться со всеми будущими «сборниками», видите их состояние. Какие прогнозы даете на Олимпиаду?
— Я думаю, что две медали у нас будет точно. Но я стараюсь пока не зацикливаться на Олимпийских играх, сейчас думаю о чемпионате Европы, потому что он для меня тоже важен.
Интервью из еженедельника «Спорт день за днем» №1 (13-19 января 2010 года)