Полузащитник «Зенита» проделал большой путь, чтобы вернуться в Санкт-Петербург. Поиграл в Москве, Астрахани и Оренбурге, по-настоящему заявив о себе именно в последнем городе. Прошлый сезон для Сутормина получился особенным. 8 голов и 2 голевые передачи в 29 матчах чемпионата России – это цифры, после которых приходит предложение от «Зенита».
Переход в Казань и последующее обсуждение среди болельщиков осложнило адаптацию, но Сергей Семак сказал, что двумя голами в ворота «Рубина» (5:0) Алексей ответил за все шутки в интернете. И на этом Сутормин явно не планирует останавливаться. В частности, надеется дебютировать за «Зенит» в Лиге чемпионов в матче против «Бенфики».
В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» Сутормин рассказал об адаптации в петербургском клубе и взаимоотношениях с Артемом Дзюбой, а также признался, почему поменял ник в инстаграме.
«Оренбург», «Спартак» и стадион «Газовик»
– Давайте вспомним прошлый сезон. Какое воспоминание самое эмоциональное?
– Это был мой первый сезон в РПЛ, причем сразу удачный. Как для меня в целом, так и для всей команды. На протяжении всего сезона мы были единым коллективом, в котором все было налажено. Были неудачные игры, но мы всегда оставались едины и верили, что можем обыграть кого угодно или хотя бы играть на равных с любым соперником.
– Какие матчи особенно запомнились?
– Победа над «Локомотивом» (1:0). Этот выигрыш дал эмоциональный толчок, так как в первом туре мы проиграли «Спартаку», хотя могли и не проигрывать. Потом обыграли «Крылья Советов», в первом тайме забили три, но во втором соперник владел преимуществом. И потом в третьем туре мы обыграли действующего чемпиона России дома. Игра была обоюдоострая, могли забить мы или они. Но нам больше повезло.
– Это и был импульс на весь сезон?
– Мы почувствовали уверенность и поняли, что можем играть с любым соперником. Победы над ЦСКА (3:2) и «Спартаком» (2:0) в последнем туре тоже запомнились. Но главное – это команда и тренерский штаб, мы все были единым коллективом, иначе не смогли бы провести такой яркий сезон.
– Меня удивила игра со «Спартаком». Им будто и не нужна была победа, хотя они могли напрямую получить путевку в Лигу Европы.
– Мы не обращали в тот момент внимания на «Спартак». У нас была последняя игра чемпионата, да еще Дима уходил. (Дмитрий Андреев завершил карьеру в конце сезона. – «Спорт День за Днем».) Пришел президент, сказал, что надо его хорошо проводить и постараться выиграть. В итоге так и вышло, причем «Спартаку» почти ничего не дали создать. Не знаю, учатся футболисты «Спартака» на своих ошибках или нет. В позапрошлом году они должны были играть в Лиге чемпионов, но проиграли «Динамо» в последнем туре, а потом через квалификацию не прошли. В прошлом им надо было победить «Оренбург» и пройти в групповой этап Лиги Европы, но они опять уступили и опять не прошли в групповой этап через квалификацию. Не знаю, насколько им действительно нужно было победить, но мы этого не заметили.
– Многие критикуют стадион «Газовик». Какое у вас сложилось мнение о домашней арене «Оренбурга»?
– По поводу поля критикуют по делу. На искусственном газоне неудобно играть. Но это связано с географическим местоположением. Лучше играть на хорошем искусственном газоне, чем на натуральном поле плохого качества. Лучше в Оренбурге, чем, например, на том поле, которое было сейчас в Красноярске.
– Значит, мне не показалось, что мяч «дробил» по полю в матче «Енисей» – «Зенит» (1:2)...
– Да. Там поле специфическое, да и сам мяч тоже. Мы долго привыкали. Не показалось, мяч в самом деле «дробил».
– На стадионе в Оренбурге такого нет.
– Верно. Не вижу минусов в стадионе «Газовик». Я прекрасно помню свой первый матч в ФНЛ за «Оренбург». Когда мы выходили на игру с «Кубанью», с трибун начали кричать: «Оренбург!» Это заряжает футболистов. Помню даже, когда играл в Оренбурге за «Волгарь», у нас вратарь Стас Бучнев (сейчас играет за «Тюмень». – «Спорт День за Днем».) долго выбивал мяч, болельщики начали гудеть и стало неловко. И это были не все трибуны достроены. Там специфическая акустика, кажется, будто болельщиков больше, чем на самом деле. Их всегда слышно. На матчах с «Зенитом», «Локомотивом», ЦСКА, «Спартаком» собирался полный стадион, была отличная поддержка. Думаю, в Оренбурге классный стадион и болельщики. Даже в минус 10 они приходили поддерживать команду.
– Но несмотря на это у стадиона «Газовик» были проблемы с получением лицензии РФС.
– Да, это удивительно. Пусть стадион вмещает меньше необходимого, но лучше будут полные трибуны на семитысячной арене, чем постоянно видеть полупустые трибуны 20-тысячника.
– Как в Уфе…
– Да. За полтора года, что я провел в Оренбурге, поддержка всегда была на высшем уровне. Возвращаясь к началу интервью, хочу поблагодарить болельщиков, успех «Оренбурга» в прошлом сезоне – это и их заслуга тоже.
Как насчет финала кубка «Зенит» – «Оренбург»?
– Насколько сложно было уходить из «Оренбурга», учитывая столь хорошую атмосферу в команде?
– Для себя уже решил на тот момент, что надо делать шаг вперед. В карьере не часто бывают предложения от «Зенита». Но у меня до сих пор сохранились отличные взаимоотношения с футболистами и тренерами.
– С кем поддерживаете связь?
– Много с кем. Поздравлял Андрюху Малых (защитник и капитан «Оренбурга». – «Спорт День за Днем».) с победой в Кубке. Матч я не смотрел, так как мы летели в Петербург из Красноярска в тот момент. Посмотрел потом сетку, пишу ему, мол, давайте поднатужьтесь – встретимся в финале. Он говорит, что постараются. Финал «Оренбург» – «Зенит» – это было бы интересно (смеется).
– Не знаете, почему многие игроки, несмотря на хороший сезон, покинули «Оренбург» этим летом?
– Думаю, клуб принял решение сработать на омоложение состава. Плюс некоторые игроки по своим причинам не захотели оставаться. «Оренбург» сейчас чуть новая команда, но судя по игре, все осталось, они относятся к игре с должным уважением, где-то чуть-чуть не везет, но я думаю, что результаты придут и они поднимутся в таблице.
– Не могу не спросить про трансферные переходы из «Оренбурга» в «Рубин», а потом в «Зенит». Вы ведь понимали, что вас хочет подписать «Зенит», об этом говорил Сергей Семак в прессе, но согласились на переход в «Рубин». Почему?
– На тот момент надо было скорее определяться. Это был конец июня. Первый сбор я полностью провел с «Оренбургом». Надо было готовиться к чемпионату и понимать, где я буду. Поэтому я торопился и согласился на переход в «Рубин».
– Как восприняли, что «Рубин» продает вашу картонную копию на аукционе?
– Смешно, конечно. Ребята молодцы. Надо отдать им должное за оригинальность. Мне многие скидывали эти новости.
– Сами приобрести не захотели?
– Да не! Я только друзьям говорил делать ставки (смеется). Но главное, конечно, это игра на поле. Сегодня эта картонная копия есть, а завтра ее уже нет. А то что ты делаешь на поле, остается всегда.
– Вы переходили в «Рубин» вместе с другим игроком «Оренбурга» Силвие Бегичем. С тех пор он даже ни разу не попал в заявку. Известно, что у него за травма?
– Он остаток прошлого сезона пропустил в «Оренбурге». Ему свой же игрок в матче с «Ростовом» наступил на ногу, и у него что-то с голеностопом. Не знаю, это та же самая травма или нет, но когда я переходил в «Рубин» он уже бегал. Читал, что у него серьезная травма, что он чуть ли не весь сезон может пропустить. Надо, кстати, узнать у Беги, как у него дела.
– Кто автор идеи выплатить миллион рублей вашему первому тренеру?
– Только моя личная. Когда пошли эти разговоры, я подумал об этом, обсудил с клубом. И перевел деньги. Ладно, когда было сложнее с деньгами, но сейчас есть возможность помочь, так что почему бы этого не сделать. Мы ведь до сих пор общаемся с Александром Ивановичем, он был на моей свадьбе. Это первый тренер, он все вложил в меня, так что ему огромное спасибо за это.
Шутники, адаптация и Лига чемпионов
– Два гола «Рубину» – следствие того, что вы какие-то секреты подсмотрели за неделю пребывания в казанском клубе?
– Ну какие секреты! (Смеется.) Я сыграл в контрольном матче с «Нижним Новгородом», посидел на теории, но ничего такого, что бы можно было потом рассказать «Зениту». В наше время сложно оставаться закрытым, все равно есть возможность смотреть, как играют другие команды.
– Вы сами ведете инстаграм?
– Мне помогают (улыбается). Но я стараюсь сам вести, но не всегда хватает времени. Честно говоря, я не любитель всех этих соцсетей.
– Почему переименовали аккаунт? Раньше ник был @leshkasut, а теперь @alexsutor91.
– Мне кажется, что по этому нику меня лучше будут воспринимать. У меня и раньше спрашивали, точно ли это я в инстаграме. Так будет понятнее.
– Вы, ну или тот, кто помогает, пишете, что «Зенит» – это настоящая семья. Как проходит ваша адаптация?
– Здесь отличный коллектив. Каждый старается общаться с каждым. Понятно, языковой барьер может влиять, но в целом здесь отличная атмосфера. Шутников много, как и в «Оренбурге» (смеется). Так что в этом плане все хорошо. На поле, может, кажется, будто адаптация затянулась. Но я стараюсь и работаю над этим. По последним результатам, надеюсь, что все становится лучше и лучше.
– У вас неоднозначная статистика. Четыре матча подряд играли в «старте», потом дважды вышли на замену, а затем три встречи не играли и пропустили матч с «Лионом» (1:1) в Лиге чемпионов.
– Да, это правда…
– Но в Лион вместе с командой поехали...
– Да. Мы все ездили, уже на месте сказали, кто будет в заявке, а кто нет.
– Обидно?
– С одной стороны, обидно, а с другой – у нас команда. Мы все готовимся к игре, но тренер выбирает состав, исходя из того, как лучше. Решения тренера надо только уважать и принимать, а в дальнейшем лишь доказывать, что ты имеешь право быть в заявке на следующей игре.
– Как тренеры объясняли непопадание в состав?
– Не нужно никаких объяснений. Я сам понимаю, сезон длинный, календарь плотный. Надо, чтобы все ребята были в тонусе, никто не должен выпадать. Это футбол, есть ротация и здесь нет ничего страшного.
– После первых голов за «Зенит» у вас в инстаграме появилась запись с благодарностью Сергею Семаку за доверие. Как главный тренер вас поддерживал?
– Это, кстати, я сам писал (улыбается). Он общался со мной, подсказывал всегда, помогал. Расстраивался, что меня никак не отпускают с этими шутками по поводу моего перехода. В итоге после матча с «Рубином» он сказал, что я ответил за все шутки. Так что теперь все позади. Сергею Богдановичу и всему тренерскому штабу тоже большая благодарность за помощь. Мне постоянно что-то подсказывают, и это приносит пользу.
– В Лионе в первый раз услышали гимн Лиги чемпионов вживую?
– Нет. Я ходил с отцом на Лигу чемпионов. В Москву на игры со «Спартаком» приезжали «Спортинг», «Реал». Тогда и ходил. Но в осознанном возрасте, когда это рядом и ты к этому так или иначе относишься, то слышал гимн впервые.
– Надеюсь, с «Бенфикой» эмоции будут немного другие, чем с «Лионом».
– Я тоже (улыбается). Пока вроде бы все складывается неплохо. Но дальше будет видно.
Понял, почему «Краснодар» проиграл 0:5
– Много наблюдал за вашей игрой. Показалось, что у вас на поле роль, схожая с ролью Себастьяна Дриусси. Вы не привязаны к флангу и можете играть по всей ширине поля. Действительно так?
– Это зависит от тактики на матч и соперников. В начале сезона против нас играли в пять защитников. Там особые требования.
– «Оренбург» часто ловил другие команды на контратаках и не играл против плотно обороняющегося соперника. Насколько сложно адаптироваться к игре «Зенита»?
– Конечно, непросто, есть разница. У соперников «Зенита» много игроков находится за линией мяча и стараешься взломать плотную оборону. С «Оренбургом» проводишь больше времени в обороне, а потом выбегаешь в контратаки. Сложно, но на тренировках мы это отрабатываем. Уже теперь мне намного легче, работа идет, так что надеюсь все будет лучше и лучше. А в целом, разница сразу видна. Многие соперники играют против «Зенита», обороняясь на своей половине поля, и бьются за каждый мяч.
– Чувствуется, что по-особому мотивированы?
– Определенно! Это сразу бросилось в глаза в первых двух играх за «Зенит». И я помню то, как мы в «Оренбурге» выходили против действующего чемпиона «Локомотива». Очень хотелось победить! Так и сейчас все хотят обыграть чемпиона, поэтому по-особому настраиваются на эти матчи.
– Несколько раз замечал, как Артем Дзюба высказывает вам претензии по ходу матчей. Он придирается?
– Да нет, он подсказывает (улыбается). Например, Артем всегда просит подавать, а ты стараешься иногда что-то другое придумать. Но это рабочий процесс.
– Со стороны порой кажется, что Артем слишком много говорит на поле. То с судьей, то с партнерами, то с соперниками…
– Зная Артема, могу сказать, что это нормально (смеется). Но с его стороны всегда идет подсказ по игре. В матче с «Рубином» Артем как раз отдал передачу хорошую, оставалось только в ворота попасть.
– У вас уже три гола за «Зенит». Чувствуется, что спал груз ответственности, обрели уверенность?
– Просто хотелось забить скорее. Мне немного обидно, что в первых матчах были моменты, но я их не реализовал. Хотелось исправиться. Конечно, это придаст дополнительной уверенности и определенного спокойствия. На этой волне надо играть и дальше.
– В «Оренбурге» вы довольно часто изучали аналитику, общались с Евгением Шевелевым…
– Ну вот, создали образ… (Смеется.)
– То есть, на самом деле все не так?
– Нет (улыбается). Если есть какие-то аспекты в игре, которые можно улучшить, всегда можно обратиться к видео. У нас с Женей шел хороший диалог. И сейчас продолжаем общаться. Я его поздравил, когда он мне написал о переходе в «Краснодар». После 0:5 от «Базеля» я ему написал, а он говорит, что пока не ездил на игры. Тогда-то я и понял, почему «Краснодар» проиграл так (смеется).
– Как сейчас проходит ваша индивидуальная подготовка в плане тактики, аналитики?
– В «Зените» тренеры всегда подсказывают, разбирают все моменты на видео, говорят, где необходимо добавить. Конечно, и сам анализирую некоторые отрезки своей игры. По сравнению с «Оренбургом» здесь разные методики. У Жени была своя статистика по борьбе и другим моментам игры.
– Шевелев рассказывал, что делал для вас нарезки игры Эдена Азара в сборной Бельгии. Сейчас за кем-то наблюдаете?
– Если вспоминать видео Азара, то это было после чемпионата мира. Бельгия играла, как и «Оренбург», в три центральных защитника. Азар играл инсайда, на моей позиции. Это помогло мне понять, как действовать в определенных моментах игры. А сейчас я просто смотрю, как играют крайние полузащитники и нападающие. Благо, сейчас много обзоров и голов можно увидеть. За всеми следишь и стараешься что-то из этого вынести, чтобы потом показать в своей игре.
Футбол во дворе, Барош и Клопп
– В свободное время часто смотрите футбол?
– Не сам футбол, но обзоры – да. Раньше мама говорила, что футбол вообще не выключают дома. А теперь-то и каналов стало больше. Можно постоянно смотреть европейский футбол. Почти каждые выходные есть хороший матч, всегда есть что посмотреть.
– Слышал, когда вы играли в «Строгино», параллельно еще выступали на любительских турнирах. В чем был интерес?
– Мне даже сейчас в отпуске бывает тяжело. Полежишь дней пять, а потом все равно тянет к мячу. Во двор не выхожу. Но в Москве много площадок, где можно поиграть. Ребята, с которыми знаком по выступлениям на любительском уровне, часто звали, и я был рад присоединиться.
– Чья футболка в детстве первой появилась?
– Не поверите, у меня была майка Милана Бароша из сборной Чехии.
– Откуда такой раритет?
– Не помню уже. Мама где-то взяла. Барош тогда в «Ливерпуле» играл, но мне удалось из сборной Чехии майку взять. Он тогда много забивал и был на хорошем счету. Играл еще под пятым номером вроде бы. Еще была футболка Хуана Романа Рикельме из сборной Аргентины под десятым номером, пока его Месси не забрал себе.
– В свободное время читаете про футбол?
– Конечно, слежу за новостями, интервью. Хочу взяться за серьезное футбольное чтиво. Но пока в поездках смотрю только сериалы.
– Наверное, в список уже добавили себе прочтение автобиографии Алекса Фергюсона?
– Нет. Хочу прочитать книгу про Гвардьолу и автобиографию Златана. И кажется, сейчас вышла книга про Клоппа. Не могу сказать, что мне нравится «Ливерпуль». «Манчестер Сити» – тоже сильная команда. Я следил за «Боруссией» (Дортмунд), когда там работал Клопп, у них была выдающаяся игра. И теперь с «Ливерпулем» он выиграл Лигу чемпионов. Поэтому Клопп мне симпатичен. Но выбрать «Ливерпуль» или «Манчестер Сити» не могу, и там, и там играют лучшие игроки мира. Их матчи, когда они встретились в 1/4 финала Лиги чемпионов – это нечто! Смотрю «Ливерпуль», «Манчестер Сити» и другие команды, стараюсь анализировать и что-то почерпнуть для себя.
– С этого лета вы – женатый человек. Думаю, многим болельщикам «Зенита» было бы интересно узнать, как вы познакомились с Мариной?
– У нас общая подруга. Мы с ней общались, она предложила познакомиться с девушкой, кинула мне профиль, я посмотрел, согласился. Очень интересная история (улыбается).
– Ну да...
– Самое интересное было потом. Я ей написал, а она мне не отвечает. Ну я подумал, не отвечает и ладно. Забыл. Потом, спустя две недели, наша подруга общая говорит ей: «Ну ладно, ответь парню, тебе не замуж за него выходить» (смеется).
– Теперь она ходит на все ваши матчи?
– На домашние – точно на все. На московские выезды – иногда. Но даже если мы играем в гостях, все равно все свои дела откладывает, смотрит матч «Зенита»...
Читайте также
Повторит ли Андрей Лунев путь Юрия Лодыгина?
«Локомотив» должен продать Миранчуков в «Зенит». Без них команда Семина более дисциплинирована
Фото: ФК «Оренбург», ФК «Зенит»