Год в Екатеринбурге, старт «Урала» в чемпионате России, подготовка к матчу с «Зенитом» и кризис «Зенита‑2» — вот перечень тем, который мы обсудили с воспитанником петербургского футбола полузащитником «Урала» Алексеем Евсеевым в интервью «Спорту День за Днем».
«Урал» — шаг вперед
— Прошел год с тех пор, как вы перешли в «Урал». Чему научил вас этот период?
— Это мой первый полноценный год в премьер-лиге. Начиналось все если не фантастически, то очень хорошо: я забивал, отдавал, заработал пенальти. А дальше… Серьезно готовился ко второй половине чемпионата, но на сборах на Кипре получил нелепую травму. В итоге весенняя часть прошлого сезона получилась скомканной. Однако в любом случае «Урал» для меня — шаг вперед. Я играю в премьер-лиге. Это то, к чему я стремился.
— Вы можете утверждать, что адаптационный период полностью завершен?
— С бытовой точки зрения об этом можно было говорить после одного, двух месяцев. Екатеринбург напоминает мне Питер. Сразу освоился и в команде, так что все в порядке.
— Как сейчас ваше здоровье?
— Тьфу-тьфу, все нормально.
— Что дал Екатеринбургу чемпионат мира?
— Развилась инфраструктура города. И, думаю, большее количество людей стало следить за футболом. Впрочем, в увеличении посещаемости огромную роль сыграл сам новый стадион. В первых матчах с «Рубином» и «Спартаком» люди просто приходили познакомиться с новой ареной, после чемпионата мира на наши игры стабильно ходит около двадцати тысяч болельщиков. На старом стадионе этот показатель был в районе семи, восьми тысяч.
— Посещали матчи?
— Нет. Была возможность сходить на игру Франция — Перу, но как раз в этот период в Екатеринбург прилетела супруга.
— Семья, стало быть, с вами?
— Да — и жена, и дочь. Мы сняли квартиру, нам нравится. Дочке главное, чтобы рядом с домом можно было купить шоколадку и куклу, а также сходить на детскую площадку. Здесь это все есть! (Смеется.) Садик? Пока не ходим. Во‑первых, лето, во‑вторых, с этим вопросом окончательно не определились. В конце августа мои полетят в Санкт-Петербург. Тогда и решим.
Не будем мальчиками для битья
— «Урал» в трех турах при симпатичной игре набрал всего одно очко. Для обретения уверенности вам очень нужно победить, но пока не получается. Почему?
— Очень сложный вопрос. Вроде ведем в счете — но выиграть никак не получается! Даже не знаю, как это назвать — невезение, нефарт. С одной стороны, звучит как отговорка, с другой — это действительно так. В последнем туре с «Динамо» вновь играли нормально, но пропустили на 85‑й минуте. В прошлом сезоне мы забивали в концовках, теперь забивают нам. Что делать? Забивать больше.
— Александр Тарханов и Дмитрий Парфенов — приверженцы комбинационного футбола. В этой связи адаптироваться к переменам на тренерском мостике было проще?
— Дмитрия Владимировича я знаю еще по юношеской сборной России. Да, он действительно любит комбинационный стиль. «Тосно» в прошлом сезоне играл не от обороны, как «Амкар» с восемью защитниками, а в атакующий футбол. Пытаемся играть в атаку и мы. Конечно, тренировочный процесс поменялся, но сам факт того, что мы не просто выносим мяч вперед, а комбинируем, говорит о многом.
— В межсезонье в «Урале» произошли большие перемены. Пришли и ребята, поигравшие в «Зените», — Джамал Ходжаниязов, Андрей Панюков. Как их приняли в команде?
— Очень хорошо. В «Урале» замечательный коллектив!
— Говорят, состав «Урала» может пополнить и другой экс-зенитовец, Павел Погребняк.
— Что-то слышал об этом…
— В матче с «Динамо» вы играли в стартовом составе, в игре с «Анжи» вышли на замену, а с «Краснодаром» остались на скамейке запасных. Почему?
— Этот вопрос лучше задать главному тренеру. Я с максимальной отдачей работаю на тренировках, а тренерский штаб определяет состав и тактику на игру.
— «Урал» не выигрывает в трех турах, а впереди «Зенит», взять очки у которого в Санкт-Петербурге очень сложно.
— В футболе нет ничего невозможного. Мы понимаем, что «Зенит» — очень серьезный соперник. К тому же они будут злыми после неудачи в Лиге Европы. Но вы знаете, сейчас рассуждать о том, как будет играть «Зенит» и что сделаем мы, бессмысленно. Впереди почти целая неделя, полный подготовительный цикл. Одно скажу — мы не будем мальчиками для битья.
— В прошлом сезоне вы играли на стадионе «Санкт-Петербург». Ваши впечатления?
— Хороший стадион! Единственное, мне не совсем понятны современные газоны.
—???
— Они то ли полуискусственные, то ли полунатуральные. Оттого ли, что их прошивают синтетическим волокном, или по другим причинам, не знаю. Скажу так — на «Петровском» газон в разы лучше. И отскок другой, и качество иное.
— Зато заполняемость арены высокая…
— Играть при переполненных трибунах очень приятно. Хотя, если честно, по ходу матча я не ощущаю количества болельщиков. Ты весь в игре и о том, что творится вокруг, судишь либо при замене, либо после выхода мяча в аут. Так что лично мне особой разницы нет — двадцать тысяч или пятьдесят.
Молодых ребят из «Зенита»‑2 бросили под танки
— Чем, на ваш взгляд, отличается «Зенит» Сергея Семака от команды, в которой играли вы?
— Честно? В этом сезоне полностью не видел ни одного матча «Зенита». Единственный раз включил телевизор, когда «Зенит» играл с «Енисеем», — это было как раз перед голом Кузяева. У нас то игра, то тренировка, то карантин. Минск вообще не показывали. Но Парфенов обязательно разберет игру петербургской команды. Мы очень большое внимание уделяем теории: смотрим нарезки матчей соперников, разбираем сильные и слабые места. Так будет и перед «Зенитом».
— С Кузяевым вы пересекались в зенитовской академии?
— Далер на год меня старше — он 1993 года рождения, я — 1994‑го. Не сказать, что мы хорошие друзья, но в академии мы действительно хорошо общались.
— С кем-нибудь из зенитовцев поддерживаете связь?
— Нет. При этом Петербург был и остается моим родным городом. С родными и друзьями контактирую постоянно.
— Что, на ваш взгляд, происходит с «Зенитом‑2»? Команда потерпела шесть поражений подряд и на данный момент объективно слабейшая в ФНЛ.
— Удивлен, что на таком уровне играют очень молодые ребята. Если в прошлом сезоне в «основе» изредка появлялся 1998 год рождения, то сейчас практически весь состав — это 1999‑й и 2000‑й года. Признаюсь, больше половины фамилий никогда не слышал. Конечно, им тяжело играть против взрослых команд ФНЛ. В мое время за «Зенит‑2» выступали более старшие футболисты. Да, мы были не на первых местах, но тем не менее оказывали достойное сопротивление. Сейчас молодым очень тяжело — их фактически бросили под танки. Отсюда и результат. Выход? Важно понимать вектор развития у «Зенита»-2. Может, парней 2000 года рождения планируют привлекать в основной состав, может, просто некому играть. Я не знаю.
— Год назад «Зенит» предлагал вам новый контракт?
— Нет, предложения не было.
— Признайтесь, осталась обида на петербургский клуб?
— Нет, конечно, какие могут быть обиды? Я несколько сезонов отыграл за «Зенит»-2, выступал за молодежный состав, долгое время был в обойме главной команды. Шансы мне предоставляли, я ими не воспользовался.
— Один сезон вы тренировались бок о бок с Сергеем Семаком. Каким вам запомнился нынешний главный тренер «Зенита»?
— Жестким, но справедливым. Никогда не прыгал сзади, не бил исподтишка. Для Семака не было разницы, сколько тебе лет — восемнадцать или тридцать шесть, он в любом случае жестко ставил ногу и шел в борьбу до конца. Забивал, отдавал, отбирал. Одним словом — универсальный боец! Мне всегда вспоминается гол «Ливерпулю» в плей-офф Лиги Европы (весной 2013‑го. — «Спорт День за Днем»), когда он играл чуть ли не левого нападающего. Советую — пересмотрите!
— Семак стал таким же тренером — жестким, но справедливым?
— Да, согласен.
— У вас есть какое-либо предчувствие перед игрой с «Зенитом»?
— Нет. Нам надо забыть предыдущие игры и серьезно готовиться к воскресному матчу. Повторюсь, мы просмотрим действия «Зенита» в обороне, в атаке и в середине поля и постараемся воспользоваться нашими сильными качествами.