Именно такой человек, как Александр Федорович, рано или поздно должен был покинуть Россию. В отличие от многих коллег, он никогда не боялся принимать вызовы. За ним закрепилось реноме спасателя — при Тарханове элиту не покинула ни одна команда. Благодаря наработанным связям в конце прошлой недели 61-летний специалист получил право попробовать себя в европейском футболе. Пусть речь и лишь о Болгарии. На что способна софийская «Славия»? Закрыта ли глава под названием «Урал»? На что способна команда из Екатеринбурга во второй части сезона-2015/16? Об этом Тарханов рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем».
Буду предлагать игроков «Уралу»
— Со времен литовской «Ветры» вы восемь лет не работали за пределами России. Не потеряли надежды все-таки попробовать себя где-то еще?
— Такой цели не было. Я же не сидел без работы, а был советником президента «Урала». Хотя, конечно, тренировочный процесс — это мое. Помимо этого выстраивал в Екатеринбурге детско-юношеский футбол. Мне это интересно, потому что виден прогресс. Так что я постоянно был при деле.
— Григорий Иванов вас отпустил с легким сердцем?
— Ну, как… Я же все-таки тренер. Да мы и не расставались.
— На официальном сайте использована формулировка: «Временно приостановил рабочую деятельность в ФК “Урал”».
— Так и есть. Это все-таки Европа. Может, что-то новое увижу. Буду сотрудничать с тренерским составом «Урала», помогать детско-юношеской школе. Ну и по игрокам, естественно. Если кто-то будет интересен, буду предлагать.
— На каких участках вам как советнику президента приходилось работать больше всего?
— Григорий Викторович поручил мне детский футбол. Нужно было создать систему, и я это сделал.
Мечта Иванова — увидеть в основном составе как можно больше своих воспитанников.
— Чего-то конкретного добиться удалось?
— Конечно, конечно! Они по-другому начали тренироваться. Заказали новые тренажеры, начинается шлифовка техники. У Григория Викторовича мечта — увидеть в основном составе как можно больше своих воспитанников.
— Сергей Галицкий тоже говорил о желании видеть в составе «Краснодара» одиннадцать своих воспитанников.
— Ну, пусть не одиннадцать, но что бы были свои. А то получается, что в детях вроде все нормально, а потом — хоп, и пропали куда-то. Нужна система подготовки, чтобы подобного не было. Мне удалось подобную систему внедрить.
— Когда ждать первых ласточек?
— У нас хорошо выглядят все возраста, но больше всего прогрессируют ребята 1998-1999 годов рождения. Плюс мы выпустили методические указания для всех команд. Нашим аналитиком является Дмитрий Столбиков, много помогают Юрий Матвеев и Евгений Аверьянов. Плюс за дубль отвечает Погос Галстян, который также будет внимательно следить за ребятами, переходящими к нему. Чтобы они приходили уже обученными, а в дубле только совершенствовались.
— Как вам эти полгода без тренерской работы?
— В советские времена, когда я работал во второй лиге, тренер был всем — и начальником, и спортивным директором, и президентом (смеется). Надо было отвечать за все. Плюс я был три года президентом ЦСКА, поэтому последние полгода не были сложными для меня.
Не ругался с Асеведо
— Когда команду неожиданно покинул Виктор Гончаренко, вы могли вновь стать главным тренером?
— Нет. Иванов ничего подобного не говорил, да и я не планировал. Такой вариант был возможен только в том случае, если бы у нас вообще никого не было. Сразу определились, что работа будет возложена на его помощников.
— Судя по результатам, Вадим Скрипченко однозначно справился с новой ролью. Согласны?
— Конечно. Он принял команду, находящуюся в тяжелом положении, и выправил ситуацию.
— Вам приходилось ему как-то помогать, давать советы?
— Это не требовалось. У нас с ним хорошие отношения. Он же был у меня в ЦСКА в 2000 году, пусть и непродолжительное время.
— Григорий Иванов заявил, что ни вы, ни Олег Василенко «не смогли найти общий язык с Герсоном Асеведо, а Гончаренко и вовсе предлагал того побыстрее продать. Зато Скрипченко «нашел к нему подход». Согласны с подобными формулировками?
— Это хороший, мастеровитый футболист. Были моменты, на которые, возможно, не стоило обращать внимание. У нас был хороший контакт, хотя я и не воспринимал кое-какие моменты.
— Чилиец вел себя не так, как остальной коллектив?
— Да. Кто-то может закрыть на это глаза, а кто-то — нет. Не хочу никого обвинять, но вспомните, Асеведо был при мне в основном составе в весенней части прошлого чемпионата. Да я с ним и не ругался никогда. Просто были моменты, которые мне не нравились.
— Ерохин, Сапета, Асеведо, Подберезкин — у всех осталось полгода по контракту. У вас есть информация, останутся ли они в Екатеринбурге до лета?
— С ними идет работа.
— Претендентов заполучить их много?
— Как уже говорил президент клуба, если на кого-то поступят интересные предложения, этот футболист будет продан.
— Получается, по этим игрокам предложений пока нет?
— Да, пока нет.
— Но это тот случай, когда «такая корова нужна самому»?
— Конечно. Но если будет хорошее предложение, как в случае с Сельви Оттесеном (исландец был продан за 800 тысяч долларов китайскому «Цзянсу Сайнти». — «Спорт День за Днем»), то, естественно, мы такого футболиста отдадим.
— Нужно ли команде зимой усиление, чтобы не бороться за выживание?
— Конечно. Наверное, кто-то все-таки уйдет, а селекция — ежедневная работа. Нужно найти людей, которые смогут помочь «Уралу».
— Какой матч назовете для команды лучшим? Домашний с «Краснодаром» (3:1) или гостевой со «Спартаком» (1:0)?
— Со «Спартаком». Была правильная организация игры, практически ничего не дали сделать сопернику, а сами создали большое количество моментов. Раз «Урал» набрал 26 очков, значит готов выдавать такие матчи сериями.
Академия «Славии» — лучшая в Болгарии
— Нет ли у вас желания сыграть со «Славией» товарищеский матч в январе против кого-либо из российских команд?
— Тот же «Урал» на сборы летит на Кипр, а мы будем тренироваться в другом месте. Где именно — еще не определились.
— Никто из игроков екатеринбургской команды не интересовался возможностью поиграть в «Славии» или просто в Болгарии?
— Пока нет (смеется).
— А в обратном направлении можно ожидать потока футболистов?
— Я пробыл в Болгарии всего два дня, дайте мне сначала поработать. Хотя у той же «Славии» лучшая в стране Академия.
Cейчас Болгария занимается подготовкой футболистов.
— Болгария в таблице коэффициентов УЕФА идет на скромном 25-м месте, уступая, например, чемпионату Белоруссии. У вас есть объяснение подобному положению вещей?
— Мне кажется, дело в том, что из Болгарии уезжают самые сильные футболисты в другие чемпионаты, где, в том числе, выше и зарплаты. Получается, что сейчас Болгария занимается подготовкой футболистов. Например, мне рассказывали, что в прошлом чемпионате здорово выглядела команда «Берое», а в этом сезоне ушло сразу пять-шесть человек.
— Руководство клуба поставило перед вами задачу стать такой же грозной силой, как «Лудогорец»?
— Нет, на эту тему мы еще будем общаться. Я только знакомлюсь с командой, определяю уровень игроков, пытаюсь понять, как с ними работать, чтобы улучшить организацию игры.
Цифра
4 российских специалиста работают в Европе. Помимо Александра Тарханова, 18 декабря решившего связать свое будущее с болгарской «Славией», на данный момент за пределами бывшего СССР также трудятся Станислав Черчесов, Андрей Чернышов и Алексей Еременко-старший.
Кстати
Ориентир — Стани
Польская «Легия» при Черчесове уступила только в одном матче внутреннего чемпионата, идя на втором месте и продолжая преследовать «Пяст Гливице». Кроме того, команда из Варшавы сыграет в полуфинале Кубка Польши. Сербский «Спартак» под руководством Чернышова расположился на десятом месте после девяти сыгранных матчей, уже тринадцать очков уступая «Црвене Звезде». 24 декабря определится соперник по Кубку Сербии, который бело-голубые (!) не выигрывали с сезона-1993/94.
Наконец, настоящим долгожителем в европейском футболе остается Алексей Еременко-старший, с 2009 года возглавляющий финский «Яро». Под руководством 51-летнего специалиста команда из Якобстада выше пятого места в вейккауслиге не поднималась. Несмотря на это, Еременко-старший на хорошем счету, поэтому с января ему будет доверена юношеская сборная Финляндии (U-18).