• Александр Львов: На два круга снял беруши — до вечера ничего не слышал

    Интервью с двукратным победителем чемпионата России для легковых автомобилей

    27.04.17 01:19

    Александр Львов: На два круга снял беруши — до вечера ничего не слышал - фото

    Фото: РИА «Новости»

    В Бельгии есть Спа, в Италии — Монца, а у нас — Сочи. Новая автомобильная столица России, раз в год принимающая гонщиков «Формулы-1». Уже даже сложилась традиция: кто побеждает в Сочи, затем берет чемпионский титул. В 2014 и 2015 годах так побеждал Льюис Хэмилтон, а в прошлом сезоне Гран-при остался за Нико Росбергом, его партнером по «Мерседесу». Как долго мы еще будем гордиться собственным Гран-при? Может ли он переехать из Сочи? И как правильно болеть за Даниила Квята? Ответы на эти вопросы корреспондент «Спорта День за Днем» искал вместе с известным питерским гонщиком Александром Львовым, занимающим сейчас пост генерального директора гоночной трассы «Автодром Санкт-Петербург».

    Свадьбы после «Королевских гонок»

    — Герману Тильке не удалось спроектировать в Сочи удачную трассу: мало возможностей для обгонов, практически нет интересных поворотов...
    — Отчасти я согласен с этой критикой. Трассу Гран-при России попытались вписать в олимпийский объект, но на самом деле она получилась городская. Везде бетонные отбойники. Кроме них, нет практически никаких зон безопасности. Поэтому гонщики не будут особо рисковать. Еще отмечу неудобную логистику. В этом году на сочинской трассе не будет проходить этап чемпионата России по кольцевым гонкам.

    — С чем это связано?
    — Банально дорого. Ведь надо привести судейский персонал, маршалов, доставить технику. По большому счету на «Автодроме Сочи» проходит гонка «Формулы-1», после чего он фактически пустует. Проводятся только какие-то платные заезды. Чуть ли не свадьбы организуют. Автоспорт в Краснодарском крае развивается, но, наверное, не теми темпами, как хотелось бы.

    — Сейчас пошли разговоры, что могут отменить гонку в Баку. Она скучная. Не грозит Гран-при России такая же участь?
    — Весной контракт на проведение Гран-при России продлили до 2025 года, но его могут переписать не на Сочи, а на другой город в нашей стране.

    — На Москву?
    — Там есть Moscow Raceway. Полгода назад было объявлено о строительстве трассы на горнолыжном курорте «Игора» (под Петербургом. — «Спорт День за Днем»). Пока только второй категории. Земля уже выделена.

    — Для проведения гонки «Формулы-1» нужна первая категория. В чем разница?
    — В «Игоре» асфальтовое полотно будут делать под первую категорию. Два других основных требования: 36 боксов и 60 тысяч зрительских мест.

     

    — Сколько будет в «Игоре»?
    — Поменьше. Образно говоря, 26 боксов, а не 36. Но если будет политическая воля провести гонку «Формулы-1» в Петербурге, то трибуны и боксы достроят, а трасса получит первую категорию.

    — Петербург замахивался на «Королевские гонки» еще в 1999 году. Был амбициозный проект «Пулковское кольцо»: трасса с трибунами на 150 тысяч, рядом аквапарк, болиды привезем в порт… Вы участвовали в совещаниях по этому поводу. Почему проект не удалось реализовать? Не нашили денег?
    — Наверное, это были больше иллюзии. Все упирается в глобальные средства. В Петербурге была приличная трасса «Невское кольцо». Потом начали строить футбольный стадион, и она исчезла. Оказалась на пути выкатного поля.

    — Взамен обещали построить в другом месте?
    — Я видел документ, подписанный губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, где было написано, чтобы выделили землю для строительства гоночной трассы на Ропшинском шоссе, но впоследствии ее отдали под другой объект. А в итоге вообще ничего не построили. Появилась трасса в Шушарах, где я сейчас работаю.

    Выпустите поливальную машину

    — Дайте несколько советов людям, которые впервые едут на гонку «Формулы-1». Как правильно болеть на трибунах?
    — Надо сразу настроиться, что это не телевизионная трансляция. Повторов не будет. Большие экраны стоят только в некоторых местах. А мимо тебя раз в две с половиной минуты проезжают двадцать человек.

    — Что делать, когда машины уехали?
    — Спокойно разговаривать, смотреть на толпу людей в разноцветных одеждах. Раньше были более громкие машины. Я был в Монце. Рядом со мной на центральной трибуне сидел дедушка в атрибутике «Феррари», ему было лет восемьдесят или девяносто, у него тряслась рука.

    — Серьезный болельщик.
    — Я думал, что, если ему станет плохо, придется откачивать, но он как-то досидел.

    — Слава Богу.
    — А я на два круга вынул беруши и до вечера никого не слышал. Зато испытал наслаждение звуком. Старая «Формула-1» была шумная, интересная.

    — Чего еще не хватает нынешней «Формуле-1»?
    — Если бы было больше дождевых гонок, то было бы интереснее. Сразу возрастает цена ошибки.

    — Есть специальные технологии, которые разгоняют тучи, но, может, есть и такие, что, наоборот, сгоняют, чтобы проводить в Сочи дождевые гонки.
    — Лучше тогда уж выпустить на трассу поливальную машину (улыбается).

    — В России люди хотят болеть за своего гонщика. У Даниила Квята есть перспективы в «Формуле-1»?
    — Прежде всего хочу поздравить Даниила с днем рождения (российскому гонщику вчера исполнилось 23 года. — «Спорт День за Днем»). Мы с ним пересекались в 2010 — 2011 годах. Квят выступал в двухлитровой «Формуле-Рено» по программе «Ред Булл», а у меня были гонки чемпионата Европы.

    Фото: IMAGO/Vostock-photo

    — Чувствовался потенциал Квята?
    — Да, в тех гонках, что я видел, Квят вынес всех соперников в одну калитку.

    — Сейчас Даниил растет как гонщик?
    — Несомненно. Приятно, что ему еще на сезон сохранили место в «Торо Россо». Он сможет себя показать. В «Формуле-1», если ты быстро не едешь и морально не устойчив, тебя меняют.

    — Ваш прогноз на выступление Квята на Гран-при России?
    — Хочу, чтобы он попал на подиум.

    Куда податься стритрейсерам?

    — Первый Гран-при России стоил около сорока миллионов долларов. За каждый следующий лицензионный взнос увеличивается на десять процентов. Сейчас уже набежало видимо 52 миллиона. Не слишком много?
    — Насколько я знаю, контракт подписывался на шесть лет и надо было сразу заплатить 240 миллионов. На эти деньги можно было сделать несколько гоночных серий, бесплатно предоставить машины со всем обслуживанием и привлекать молодых пилотов.

    — Вряд ли бы на это дело выделили такую крупную сумму.
    — Понятно, что курортный регион Сочи надо развивать. Но не хочется повторять путь многих стран, которые построили трассы ради одной гонки. За два года до первого Гран-при России мы проводили шоу «Формула Сочи» — на гоночных машинах катали первых лиц нашего государства. Журналисты спросили тогда главу Краснодарского края: «Насколько это вообще нужно?» — «Очень нужно. Надо развивать подрастающее поколение». — «А сколько команд по картингу сейчас в регионе?» Губернатор замялся. Журналист тогда подсказал: «Три команды по пять человек». И что мы развиваем?

    — Действительно.
    — Я думаю, что, если бы трасса была рядом с большим городом, тяга к автомобильному спорту была бы намного больше. Как минимум за счет стритрейсеров. Они могли бы заниматься на нормальной трассе. Поверьте мне, если выбрасываешь там адреналин, то на улице тебе уже никуда не надо спешить.

    — В Питере есть куда податься стритрейсерам?
    — На наш автодром. Еще строится трасса под Игорой, но боюсь, что там тоже будут «драконовские» цены.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»