Чемпион мира по современному пятиборью в интервью еженедельнику «Спорт день за днем» благодарит тренера Хапланова, ругает Рим и вспоминает начало своей спортивной карьеры.
Для того чтобы понять значимость победы Александра Лесуна на предолимпийском чемпионате мира, прошедшем в середине мая в Риме, достаточно одного факта. В борьбе за золото индивидуального турнира Лесун, которому 1 июля исполнится всего лишь 24 года, сумел опередить двукратного олимпийского чемпиона и коллегу по российской сборной Андрея Моисеева. При этом победителя и второго призера в итоге разделили ничтожные (по меркам пентатлона) 20 баллов…
15 минут на бурную радость
— Александр, напомните, пожалуйста, сколько будет 20 очков в пересчете на секунды в вашем виде спорта?
— Пять секунд. Именно столько я на финише сумел выиграть у Андрея Моисеева. Причем Андрей лидировал большую часть дистанции комбайна (то есть кросса со стрельбой из лазерного пистолета на огневых рубежах. – С), и только на заключительных 400 метрах мне удалось обойти его и финишировать первым.
— Это первая в вашей карьере победа над Моисеевым?
— Да, на международной арене у меня подобных успехов еще не было.
— Как отреагировал на поражение ваш титулованный партнер по сборной?
— Андрей не только очень сильный соперник, но и мудрый человек. После финиша он поблагодарил меня за честную борьбу и поздравил с победой.
— Хотелось бы узнать, какова атмосфера в команде, где между четырьмя примерно равными по классу пятиборцами – Лесуном, Моисеевым, Ильей Фроловым и Сергеем Карякиным – идет ожесточенная борьба за две путевки на Олимпиаду?
— У нас прекрасная атмосфера! Спортивная конкуренция не мешает нам сохранять хорошие, даже дружеские отношения. Я, например, плотно общаюсь с Сергеем Карякиным. Да и с Андреем нам всегда есть о чем поговорить.
— Уже прониклись мыслью, что вы – чемпион мира? Насладились моментом?
— Сейчас постепенно приходит понимание того, что мне удалось сделать. Но это уже без эмоций. Они все остались там – на пьедестале. Фактически вся бурная радость уложилась в четверть часа, что длилась церемония награждения. Вот тогда был самый подходящий момент насладиться победой.
— Но организаторы чемпионата, насколько мне известно, едва не испортили церемонию, что-то напутав с российским гимном…
— Действительно, они включили какую-то непонятную музыку, когда стал подниматься российский флаг. Потом все остановили, несколько минут разбирались, что к чему, и только после этого нас снова пригласили на пьедестал.
— Выходит, продлили вам удовольствие!
— Ну, вроде того (улыбается). Стоять на верхней ступени пьедестала всегда приятно.
Конек – фехтование
— Андрей Моисеев, выиграв прошлогодний чемпионат мира в Москве, признался, что комбайн – бег со стрельбой – дается ему с определенными сложностями. А у нового чемпиона мира есть нелюбимые виды пятиборья?
— Нелюбимых нет, но есть те, которые неплохо было бы подтянуть. Это плавание и бег. Хотя именно плаванием я начинал заниматься в детстве, когда мне было пять лет. Мама взяла за руку сопливого, болезненного мальчика и отвела в бассейн, чтобы здоровье мне поправить (улыбается).
— А сами родители со спортом не были связаны?
— Мама занималась лыжами, но на любительском уровне.
— Как же вас занесло в пятиборье?
— После плавания я начал заниматься фехтованием. Получалось неплохо. В Белоруссии, где прошло мое детство, я достиг уровня мастера спорта. Хотя в сборную России по фехтованию пробиться было нереально. После этого я и пришел в пятиборье, в котором эта дисциплина стала моим коньком.
— Фехтование ведь идет первым в соревновательной программе, то есть можно создать себе неплохой задел на весь турнир?
— Совершенно верно. Потому и стараюсь на каждом турнире максимально использовать свои козыри на фехтовальной дорожке.
— В состав пентатлона входит еще и такой коварный и непредсказуемый вид, как конный спорт. Каковы здесь ваши успехи?
— За последние два года мне удалось добиться значительного прогресса в этой дисциплине пятиборья. Но предстоит еще много работы. Впрочем, это действительно непредсказуемый вид спорта. Бывает, что пятиборцу уже за тридцать, а он выглядит далеко не идеально в работе с лошадью.
«Перекрыли кислород»
— Можете назвать момент, когда вы окончательно поняли, что пятиборье – это ваш вид спорта?
— Мне было 15 лет, когда я впервые пробился в сборную и получил возможность выступить на чемпионате Европы в соответствующей возрастной категории. Вот тогда, пожалуй, я осознал, что могу добиться в современном пятиборье чего-то серьезного.
— Отработать фактически несколько турниров по разным видам спорта в течение достаточно короткого промежутка времени – огромная нагрузка. Как удается ее выдерживать?
— Знаете, современное пятиборье – замечательный вид спорта. Здесь каждый день можно совершенствоваться, достигать новых вершин, развивая разные качества. Я постоянно об этом помню, и это придает мне сил.
— И ни разу не возникали мысли бросить эту каторжную работу?
— Мыслей таких не было, но однажды возникла реальная угроза досрочно завершить карьеру. В 2009 году в Белоруссии мне «перекрыли кислород», лишив возможности пробиться в национальную сборную. Не знаю, чем бы все закончилось, если бы один из наставников российской команды Алексей Хапланов не поверил в меня и не пригласил на сбор. За это я ему очень благодарен.
— Год назад спортивная общественность наблюдала за перипетиями перехода Донаты Римшайте из литовской сборной в российскую. У вас возникли проблемы с белорусской стороной. Нет ли здесь некоей тенденции?
— Нет, это два абсолютно разных случая. Донату приглашали в Россию уже как состоявшуюся звезду пятиборья, на хороший контракт. Мне же нужно было реализовать свои амбиции и использовать последний шанс, который мне предоставили.
Немецкие? Чешские? Французские!
— Понятно, что все виды спорта стремятся быть максимально динамичными, и пентатлон здесь не исключение. Но не перебор ли, что, например, олимпийский турнир по пятиборью в Лондоне уложится в десять часов? Ведь раньше, помнится, рыцари пяти качеств вели спор за медали на протяжении двух дней?
— Лично для меня никакой проблемы здесь нет. Когда постоянно тренируешься в таком режиме, на соревнованиях спокойно этот ритм выдерживаешь. Так что мы уже привыкли к нынешней динамике пятиборья.
— А к лазерным пистолетам и мишеням тоже уже приспособились?
— Признаюсь честно: лазер мне несимпатичен, и стрельба из такого оружия дается нелегко. Когда в пятиборье использовались обычные пулевые пистолеты, мы с Сергеем Карякиным были одними из лучших стрелков. Теперь же с появлением лазера работа на огневом рубеже упростилась, соответственно и класс спортсменов подравнялся. Причем произошло это по большей части искусственно.
— Были ведь еще и какие-то проблемы с мишенями немецкого и чешского производства…
— Немецкие с их заторможенной реакцией на выстрел, конечно, для официальных соревнований малопригодны. Зато для тренировок – идеальный вариант. А чешские, которые стали активно применяться на всех международных турнирах, как раз и создали режим максимального благоприятствования для спортсменов, ранее не отличавшихся стабильной и меткой стрельбой.
— Уже известно, какая из этих моделей мишеней будет использоваться на олимпийском турнире в Лондоне?
— Ни та ни другая. Тендер выиграли мишени французского производства. Хотя не думаю, что они будут чем-то принципиально отличаться от уже опробованных моделей.
В Риме – худший чемпионат
— Давайте вернемся к двум последним чемпионатам мира – в Москве и Риме. Какой из них был организован лучше?
— Как говорят в таких случаях, это были небо и земля. Поверьте, это объективная оценка, а вовсе не желание похвалить «свое болото». Москва очень высоко подняла планку организации подобных турниров, проведя мировое первенство на высшем уровне. Рим же сделал все с точностью до наоборот. Для меня, например, это были худшие с точки зрения организации соревнования, в которых когда-либо доводилось участвовать. Да буквально все спортсмены из разных стран плевались, столкнувшись с предложенными хозяевами чемпионата условиями проживания, питания, самих соревнований. Жили мы на закрытой военной базе, еда оставляла желать лучшего, а с трибун за спортсменами наблюдали, наверное, только их родственники. Теперь вы понимаете, что казус с российским гимном во время церемонии награждения не был для итальянцев чем-то из ряда вон выходящим.
— Это уж точно! Но, вспоминая московский чемпионат мира, можно ли назвать плюсом тот факт, что соревнования практически полностью прошли под крышей – в спорткомплексе «Олимпийский»? Ведь на Играх в Лондоне турнир пятиборцев пройдет на открытом воздухе.
— А я и не буду утверждать, что соревнования в помещении – это бесспорный плюс. Да, это было необычно для спортсменов, удобно и комфортно для зрителей. Но, с другой стороны, под крышей исключается погодный фактор. На воздухе точность стрельбы на огневом рубеже зависит от порывов ветра, что вносит дополнительную интригу в ход борьбы.
— В Риме все было ужасно, но, может быть, сам Вечный город немного скрасил неприятные впечатления от чемпионата мира?
— В итальянской столице приходилось бывать и раньше, причем несколько раз. Поэтому сейчас положительные эмоции принесла только золотая медаль мирового чемпионата.
— Если не Рим, то какие места на планете Земля способны вызвать у вас приятные воспоминания?
— В первую очередь, конечно, Рио. Понравился Китай – и как страна, и с точки зрения организации соревнований. Когда первый раз побывал на сборах в Америке, тоже впечатлений было много.
— Для вас идеальный отпуск – это путешествия или лежание на пляже у теплого моря?
— Однозначно – первый вариант! Если я не проехал по нескольким странам, не посмотрел разные города – считай, отпуск прошел впустую. Не понимаю, как можно целыми днями валяться на песке и ничего не делать!
— Тогда расскажите, каким был маршрут ваших перемещений во время последнего отпуска?
— Квартира – роддом – квартира (смеется). Дочка у меня родилась, поэтому нам с женой было не до путешествий.
— На данный момент в рейтинге российских пятиборцев вы занимаете первое место, имея 191 очко. У Моисеева – 166, у Фролова – 154. Этого запаса достаточно, чтобы занять одно из двух мест в олимпийской сборной России?
— Думаю, вполне достаточно. Хотя, конечно, в ближайшее время нам предстоит участвовать в нескольких турнирах – финале Кубка мира, чемпионате России. Так что ситуация в рейтинге может измениться. Постараюсь выступить на всех стартах достойно, чтобы не упустить шанс поехать в Лондон.
— Тот факт, что турнир пятиборцев пройдет в предпоследний день Игр – 10 августа, лично для вас имеет какое-то значение? В том плане, что в ожидании главного старта четырехлетия можно попросту перегореть.
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо хотя бы раз испытать все это на себе. У меня подобного опыта пока не было. Надеюсь, в августе он появится. Как бы там ни было, мы же не будем те две недели, что идет Олимпиада, маяться в ожидании своей очереди. Тренеры предложат нам заключительный этап подготовки, так что скучать и накручивать себя перед стартом точно не придется.