«Спорт День за Днем» рассказывает, почему «Монако» раздумал выигрывать Лигу чемпионов через три года.
Если бы «Зениту» попался тот прошлогодний «Монако» с Раньери, Фалькао и Родригесом, который только-только вернулся в элиту французского футбола и грезил Лигой чемпионов, то хотя бы одно очко в двухматчевом противостоянии с монегасками можно было считать большим успехом. Сейчас же у еле ползущего внизу таблицы и с трудом обыгрывающего аутсайдеров Лиги 1 «Монако» нужно забирать все шесть очков — красно-белые уже не готовы решать те глобальные задачи, которые ставились в прошлом году. Почему? Просто владелец клуба Дмитрий Рыболовлев — ни разу не араб и не шейх.
Старый Дима, новый Тьерри
В 2013 году журнал Forbes оценивал состояние российского миллиардера в 9,1 млрд долларов. Половину этого состояния летом отсудила у Рыболовлева его уже бывшая жена. Неудивительно, что после этого «Монако» стал искать дешевые варианты усиления и закупаться игроками до 21–23 лет. Вице-президент монегасков Вадим Васильев объяснялся потом перед французскими журналистами: «У нас было два пути развития: продолжать много тратить, что мы делали вначале, и вариант, как сейчас, который заключается в создании долгосрочного проекта. Если бы мы остались на первом пути, то сильно бы рисковали».
По сути, развод владельца «Монако» помешал клубу быстро вернуться на прежние европейские высоты. Доходы клуба позволяют монегаскам лишь сделать пару точечных усилений на трансферном рынке и уплатить все штрафы. Первая линия убытка — разборки с французской Лигой 1. Клуб находится под юрисдикцией Княжества Монако и не облагается тяжелым налогом на роскошь, который действует во Франции (порядка 75 процентов для тех, кто зарабатывает больше одного миллиона в год). Все клубы Лиги 1 требуют от «Монако» перейти под юрисдикцию Франции, вместо этого Рыболовлев договорился, что отправит на счет Лиги 50 млн евро.
Вторая линия убытка — отсутствие мощных спонсоров. МЮ подписывает соглашение с «Аэрофлотом», «Арсенал» договаривается с Puma, а «Монако» будет убегать от финансового фейр-плей за счет продажи лидеров.
— Мы думали, что приход Фалькао позволит нам достаточно быстро найти новых спонсоров на серьезные суммы. К сожалению, этого не произошло. Как показала жизнь, здесь нужен гораздо более длительный период для выстраивания отношений со спонсорами, — отметил Вадим Васильев.
Контракты с Nike и FedCom не приносят достаточной прибыли, да и от болельщиков проку не так много: в прошлом сезоне «Луи II» заполнялся в среднем всего наполовину. Плюс футболки Фалькао за весь год принесли гораздо меньше денег, чем мадридские майки Родригеса за пару недель.
Переориентация
В итоге в сентябре Васильев выступил с программным заявлением: «Монако» меняет курс развития, отказывается от идеи через три года выиграть Лигу чемпионов и будет делать ставку на молодежь и свою академию, которая является сильнейшей во Франции. Тюрам, Анри и Трезеге соврать не дадут. Но ведь что толку? Болельщику показали, в какую сильную команду превратился «Монако», а через год сказали: лавочка закрывается, будем развиваться постепенно. С другой стороны, Рыболовлева можно было понять — развод дело такое…
Забавно, что для монегасков на самом деле все не так уж плохо. Всем бы так перестраивать экономическую модель клуба! А мы видели пример куда более печальный — «Анжи» сразу вылетел в ФНЛ. А у «Монако» сохранились стабильное финансирование, качественный селекционный отдел и боеспособный состав — Моутиньо, Тулалан, Кондогбия, Окампос, Бербатов, Жермен. Попасть в еврокубки команда Леонарду Жардима вполне способна — вот только биться с ПСЖ за золото уже не вариант. Пока не вариант.
Неповторимый Жардим
Вы тоже удивляетесь, почему «Монако» не тренирует Спаллетти, Манчини или еще какая-нибудь звезда тренерского цеха? Вы просто не знаете, кто такой Жардим. Этот сорокалетний португальский специалист вывел скромную «Брагу» в Лигу чемпионов. Возглавляя «Панатинаикос», он не проигрывал на протяжении семнадцати матчей подряд (не только в Греции, но и в ЛЧ), а также впервые за четыре года вернул «Спортинг» в сильнейший европейский клубный турнир. Да, Леонарду не выигрывал трофеи, но ведь «Монако» теперь никуда не торопится, правда?
А провальное начало чемпионата Франции не должно ставить крест на команде: Жардим лишь пару месяцев работает с красно-белыми. Тем более вряд ли любая команда начнет здорово играть после ухода ряда ключевых игроков. Положительная динамика наблюдается лишь в последних матчах — с «Байером» в ЛЧ монегаски выглядели достойно и по делу заработали три очка. В чемпионате Франции тоже удалось победить, только один мяч в ворота «Генгама», как мы уже отмечали, — жалкий результат для команды с таким атакующим потенциалом.
«Монако» еще потребуется время, чтобы окончательно перестроиться, и если монегаскам удастся сыграть так же удачно с «Монпелье» и «Ниццой» в Лиге 1, то в Петербург на следующей неделе приедет уже не та команда, что оказалась в болоте французского первенства.