Мне часто приходится сталкиваться с вопросом «А что нам там делать?». Он задается часто и охотно. Не только применительно к футболу. К чему угодно. Это от века так. Вспомните хотя бы высоцкое: «Про то, что, Ваня, мы с тобой в Париже нужны – как в бане пассатижи». Просто футбол – наиболее удобное «поле», чтобы подобным вопросом задаться. Тут все всегда сходится. И имперскость лозунгов начальства. И наша зрительская любовь к этой игре. И постоянный «недобор результата». Мне даже кажется часто, что, будь мы в футболе неизменно победительны, нам бы не было так интересно. Без поиска виноватых – куда ж нам-то?
При этом «Что нам там делать?» почти никогда и никем не рассматривается как вопрос к зеркалу.
«А лучше ли я делаю свое дело, чем Аршавин свое?» – это уже из другой оперы, верно? Апофеозом стал для меня один из радиоэфиров. После матча с Арменией. Когда КАЖДЫЙ из звонивших, разумеется, знал, кто и в чем виноват (при этом вечный вопрос «Что нам там делать?» звучал, как припев в песне, рефреном). А теперь – внимание, читатель! Попытка перевести разговор в чисто футбольную плоскость (для этого я специально придумал тест-вопрос: «По какой схеме играла наша сборная?») – закончилась полным провалом. «Причем здесь схема? Я про нее не в курсе, а вот то, что нам там с такой игрой делать нечего – знаю».
Я это не к тому, чтобы публику ругать. Ее, другой, у нас нет. Как и сборной. Поэтому если, Бог даст, мы поедем на Евро (мне даже подумать страшно, что будет, если мы туда не попадем) – то надо четко понимать: изначальное отношение к нашей сборной будет в лучшем случае снисходительным. В худшем – саркастическим.
И если мы задачу решим, то очень важно знать еще несколько трудностей, которые встанут перед нашей командой.
Все они так или иначе сопряжены с новым календарем. С полуторагодичным чемпионатом.
Первое. Судя по всему, борьба за чемпионство (а равно и за лигочемпионские и вообще еврокубковые места) будет идти до самых последних туров. То есть – в первой «восьмерке» заруба будет такая, какой давно не было. Я не трогаю (не дай Бог) травмы наших ведущих игроков. Но и просто «вклад по клубной линии» будет намного больше, чем обычно.
Второе. Как бы наши команды в еврокубках ни выступали, все равно никто из них раньше весны успокаиваться не собирается. «А что тут такого? – могут сказать мне. – Разве каждый год перед миром или Европой отсутствует борьба в чемпионате? Разве мы не ставим высоких целей в Лиге Европы? Раз уж Лига чемпионов пока не по чину?»
Так, да не совсем. В этом году ничего нет такого, что можно было бы «дорегулировать по осени». И подготовку зимой клубные тренеры будут вести, и фундаменты всякие закладывать без каких-либо сносок на Евро.
Да разве оно только у нас так? Как вы думаете, Роналду или Месси на чемпионате мира не потому ли так выглядели, что измотались в клубах? Календарь все насыщеннее, борьба все ожесточеннее… Ну они, во-первых, гении, во-вторых, – молоды. А в-третьих (это главное), они к этому делу все же привычные. А мы – нет. Пока – нет. Для нас это будет впервые…
Не хочу давать повод говорить, «надо было раньше или позже переходить». Когда перешли, тогда и перешли… Но вот то, что наши главные футбольные люди все то, о чем я написал выше, то ли считают мелочью, то ли в упор не видят, – бесспорно.
Потому что будь это иначе, то давным-давно уже Дик Адвокат получил бы указание расширять обойму сборной. Он, может, и не сторонник замен. Никаких. Ничего лишнего брать на себя, может, и не хочет. Но, будь об этом проговорено заранее, – исполнял бы, никуда бы не делся. Но пока действия идут по принципу «проснемся – разберемся»…
Ну ладно, это, увы, данность. К тому же, пусть и понемногу, движение вроде и начинается… Теперь, думаю, важно не только уяснить «дополнительные трудности», но и пытаться к ним готовиться. Хотя бы в рамках того, что мы имеем… Мне уже доводилось писать заметку, в которой я искал «окно» для обновления сборной. И не выходило у меня ничего другого, кроме как выходить на Евро – и там являть миру новую команду. Пускай это будет авантюрно. Дальше-то тем более будет сложно. Отбор к миру, где нельзя ни с кем, кроме португальцев, очков терять…
Значит – что? Значит, информация об игроках должна быть более полной, чем теперь. Хотите – расширяйте штаб. Хотите – летайте сами. Только по весне не удивляйтесь, если игрок X вдруг начнет сдавать. Смотрите и «вторую восьмерку» тоже, господа тренеры. Каким бы болотом она сейчас ни казалась, а может даже и была… Надо обо всех знать все в режиме реального времени – и докопеечно. Пускай у нас это не принято… Пускай у нас «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Но это – нужно. Нам – как раз больше, чем кому другому… Именно потому, что для нас это внове, а сборная у нас – возрастная…
Иначе потом, кто знает, может, и придется кивать на «объективные сложности» постфактум. А это не есть хорошо… Это – оборотная сторона праздного зрительского «А чего нам там делать?».
Ситуацию «если не выйдем» я в этой заметке рассматривать не хочу. Не потому, что «не сомневаюсь». Как, к примеру, Сергей Александрович. Я-то как раз сомневаюсь. Просто, если мы не выйдем, то… Вроде как жизнь кончится… Хотя на самом деле – нет… Ни у каких англичан она на этом не кончается… Только у нас. Просто мне малость страшновато думать, что тогда будет. Вот и гоню эти мысли…
Колонка Юрия Розанова из еженедельника «Спорт день за днем» №37 (28 сентября — 4 октября 2011 года)