Олегу не хватило фарта
По-разному, конечно, сложились в «Зените», да и вообще в футболе, их судьбы. Оба ярко дебютировали на подзабытом ныне всесоюзном турнире «Переправа». В 1978 году сборная Ленинграда его убедительно выиграла, а Олег Кузнецов получил приз лучшего вратаря.
Он дебютировал в «Зените» значительно раньше своего ставшего впоследствии знаменитым брата. В 1978-м сыграл три матча в основном составе, но Юрий Морозов принял решение сделать ставку на опытного голкипера Александра Ткаченко, а 18-летний Олег отправился в благовещенский «Амур». Он менял команды, его тянуло в родной Питер, возвращался, играл за «Динамо», снова уезжал…
Надежный и основательный
Сергей начинал в ленинградском «Динамо», игравшем во второй лиге блекло и неубедительно, но сумел в первый же сезон проявить себя так, что обратил на себя внимание селекционера столичных одноклубников Александра Петрашевского.
Кузнецов переехал в Москву и сразу же пробился в основной состав титулованного клуба, год провел в команде, финишировавшей 4-й и завоевавшей путевку в Кубок УЕФА. Стал твердым игроком основы, перспективы! Но тут Юрий Морозов напомнил ему, что срок воинской службы завершен, а он рад бы видеть защитника в «Зените». Условия, в сравнении с динамовскими, несравнимо хуже, но родной город, где все близкие, где ждала невеста Лена, вскоре ставшая женой, и Сергей не колебался. С очаровательным стоматологом Леной они вместе всю жизнь.
Универсал Кузнецов был в основном составе «Зенита» и при Морозове, и при Павле Садырине. Естественно, награжден золотой медалью чемпиона СССР в 1984-м. На любой позиции в обороне, но мог и опорного полузащитника исполнить.
Его отличительной чертой всегда была надежность при исполнении непосредственных обязанностей защитника. Надежность универсала, умеющего при необходимости выручить и сыграть в середине поля. Он такой и вне поля – спокойный, уверенный в себе, надежный человек. Неизменно дружелюбный, веселый. Любящий муж и отец. И еще очень любит собак. Ценит надежность и преданность.
К сожалению, карьера Кузнецова в «Зените» прервалась, когда команду возглавил Станислав Завидонов. Раз сам Сергей Иванович публично не рассказывает эту историю, в детали вникать не буду, но отмечу, что причиной послужили отнюдь не сугубо футбольные причины. Тренер обиделся на игрока, услышав случайно шутку про себя же и узнав таким образом свое прозвище в коллективе.
Уехал в «Гурию» из грузинского Ланчхути, которая в тот год пробилась в высшую лигу. Тот сезон Сергей считает одним из лучших в карьере. Потом играл за границей: в Китае, в Финляндии. В Китае, между прочим, в 35 лет исполнял роль плеймейкера. После чего нередко выступает на этой позиции за «Зенит»-84. В хорошей форме и в этой ветеранской команде на первых ролях.
Кстати, в «Зенит» он однажды вернулся – в 1992-м. Это к вопросу о надежном характере. Были и более выгодные продолжения, нужно было зарабатывать, возраст-то по футбольным меркам критический, но не мог не откликнуться на просьбу своего товарища по чемпионской команде Вячеслава Мельникова. Тот стал тогда главным тренером «Зенита» и ему позарез необходимы были опытные игроки. Сергей Иванович провел 33 матча в роли дядьки-наставника.
Завершив карьеру пробовал судить, но предпочел тренерскую деятельность.
Поздравим обоих братьев и пожелаем им крепкого здоровья на долгие годы!
Фото: «Зенит»