• Главный тренер «Зенита» Дик Адвокат: Так и не понял почему Гуллит в 94-м ушел из сборной

    15.04.09 19:20

    Главный тренер «Зенита» Дик Адвокат: Так и не понял почему Гуллит в 94-м ушел из сборной - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    Автор: Спорт день за днём

    Иван Жидков
    zhidkov@sportsdaily.ru

    В какой-то момент я думал, что никогда не буду нервничать перед интервью. Но когда понял, что ни одного развернутого разговора с Диком Адвокатом за все три года его пребывания в Петербурге в российской прессе не было, ни одна из бесед не охватывала наиболее интересные этапы его карьеры, касающиеся сборной Голландии или «Глазго Рейнджерс», признаюсь, потерял сон. Придумать вопросы было просто. Откликнется ли Дик на них, примет ли беседу близко к сердцу?
    В конце 2006 года на одной из пресс-конференций у нас с Адвокатом произошел напряженный диалог по схеме «провокационный вопрос – агрессивный ответ». Переводчик тогда объяснил Дику, что вопрос задает бывший переводчик его предшественника. Видно было, что Адвокат задет, хотя я и не ставил такой цели. С тех пор мы не общались ни разу. И именно поэтому я благодарен тренеру «Зенита», что он не только согласился поговорить о большом футболе, но и отнесся к интервью профессионально, я бы даже сказал, душевно. Одним из условий разговора было следующим – ни слова об ушедшем Аршавине, водке и широкой русской душе, «Газпроме», личном контракте, трансферах и прочих вещах, о которых тренер все равно бы говорил как заевшая пластинка.
    – Но учтите, мне и прочие вопросы могут не понравиться, – предупредил Адвокат, когда нам принесли капуччино (привет Гусу Хиддинку!) в баре отеля «Кемпински».
    – В 1974 и 1978 годах великая сборная Голландии Ринуса Михелса играла в финалах двух чемпионатов мира. Ни одного не выиграла, но положила к своим ногам весь мир. Вы, полузащитник Дик Адвокат, тогда выступали за клубы «Рода» и «Венло». С какими чувствами смотрели те чемпионаты мира?
    – В 74-м я был очень близок к тому, чтобы попасть в список тех, кто ехал в Германию. Знал хорошо всех футболистов, что выступали на том чемпионате мира, поскольку играл с большинством из них бок о бок. Практически все, за исключением Кройфа, выступали в нашем внутреннем первенстве. Конкуренция была огромной, ведь с тех пор до сегодняшнего дня за сборную Голландии выступают только игроки мирового уровня. И именно тогда рождалось новое понятие, возникшее благодаря Ринусу Михелсу, «тотальный футбол», которое известно и сейчас. Так что это был грандиозный период в истории футбола, и наблюдал за той командой с соответствующими эмоциями.
    – Вы помните, как первый раз в жизни встретили Михелса?
    – Когда выступал за «Ден Хааг», а он тренировал «Аякс». Вскоре, правда, ушел в «Барселону». Лично мы не были знакомы, видеть друг друга имели возможность только во время матчей. Я – на поле, он – на скамейке соперников. Только здоровались. Тогда и представить себе было невозможно, что когда мне исполнится 36 лет, я стану его ассистентом.
    – Иногда тренеру приходится специально «уходить» из футбола даже самых великих игроков, чтобы создавать новую команду. Перед чемпионатом мира в США после размолвки с вами навсегда попрощался с национальной командой Рууд Гуллит…
    – Та история по сей день остается загадкой даже для меня. Всегда уважал и уважаю этого футболиста, нравился он мне и как личность. Я знал его с юных лет, и между нами никогда не пробегала черная кошка. Что произошло в 94-м?.. У меня есть идеи на этот счет, но я, если позволите, не буду о них рассказывать. С тех пор мы ни разу с Руудом не общались. И, может быть, когда я закончу карьеру, мы сядем где-нибудь за чашечкой кофе, и я спрошу его, в чем же было дело. Объективно могу сказать, что к 94-му Гуллит был уже на закате карьеры. Он уже не приносил такой пользы команде, как это было раньше. Рууд «сдувался», и, кажется, сам чувствовал это.
    Но накануне чемпионата мира – а мы играли в очень атакующей манере, с тремя защитниками – он вдруг выступил в том духе, что не следовало ли нам действовать более закрыто, не слишком ли рискует Адвокат. Именно так было, а не как написали журналисты – дескать, он не хотел играть правого хавбека, а я его якобы заставлял.
    Самое интересное, что на моих глазах закончилась и карьера Марко ван Бастена. Он съездил на свою последнюю игру в сборной в Турцию на отборочный матч, где в очередной раз получил травму и уже не смог вернуться в футбол.

    Полностью интервью с Адвокатом читайте в завтрашнем номере "Спорта"

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»