Этого сицилийца знает весь футбольный мир. Неординарные суждения Танкреди Палмери на разных языках заполняют весь твиттер, а его материалы востребованы не только в Италии. Публиковался он и в «Спорте День за Днем». За день до начала плей-офф мы случайно столкнулись на Копакабане и простояли посреди людского потока более часа, разговаривая о футболе. Только потом вспомнив, что есть диктофон, и что журналисты в последнее время стали зачастую намного интереснее профессионалов. К кому, как не к Палмери обратиться за помощью — что дальше делать России с Фабио Капелло?
Король консерватизма
— Танкреди, признайся, удивлен тем, что Фабио Капелло у нас провалился?
— Да, удивлен. Я считал, что его неудача со сборной Англии — случайность. Ваша федерация предоставила Капелло хорошие условия, продлила с ним контракт. Был уверен, что это в итоге сыграет. Да, не сказать, что ваша команда очень хорошо провела отборочный турнир, зато практично. Это был типичный Капелло — никакого обаяния в игре, зато эффективно, ведь вы финишировали впереди Португалии. У меня, конечно, появились некоторые опасения в последнее время — ведь Капелло всегда отлично справлялся в долгом чемпионате, но когда шли игры на вылет, краткосрочные турниры — а чемпионат мира именно такой турнир — у него не было таких успехов. То, что с вами произошло в Бразилии — это катастрофа. Никто не ожидал, что Россия будет играть в красивый футбол, но что она не даст результата…
— Провалы Капелло, Пранделли, Дзаккерони — не бросит ли это тень на репутацию итальянской тренерской школы?
— Да, они все покинули турнир после первого раунда, но каждый случай индивидуален. Квалификация Капелло и Пранделли вряд ли подлежит сомнению, тогда как про Дзаккерони мы знаем давно, что он успешно справляется со средними командами, но не может работать с большими. У Японии была ровная группа, они претендовали на выход до конца, так что мы вряд ли можем сильно их стыдить. Пранделли, мне кажется, на сей раз несколько изменил себе. Он обычно всегда готов к свежим идеям, революциям, переменам в составе. Но после первой успешно игры с Англией повел себя как раз наоборот, слишком консервативно. Капелло, наоборот, слишком уперся в свою философию. Капелло — не просто консервативен. Он — король консерватизма. Мне странно, что при таком слабом созидании в средней линии на скамейке оставался такой игрок, как Дзагоев. Иногда нужно доставать из кармана козырь, верно? Но Капелло был верен своим стереотипам. В футболе нужно вовремя, как говорится, менять подвеску, но он пришел к этому выводу слишком поздно.
В то же время немаловажны и ошибки Акинфеева — ведь он стал, на мой взгляд, едва ли не худшим игроком группового турнира вообще. Если бы голкипер сыграл просто обычно, Россия оставалась бы на чемпионате мира по сей день. Две результативные ошибки в двух важных матчах — это уже достаточно, чтобы ваша команда оказалась позади конкурентов даже при равной игре.
— Если бы Россия с оказией прошла групповой турнир, стоило бы ожидать улучшения качества игры? Это ведь то, чем всегда были знамениты ваши тренеры.
— Нет, впереди же была Германия! Причем до чемпионата мира не представлялось, что, сыграй вы с Германией, обязательно проиграли бы. Все могло зависеть от тактики и прочих нюансов. Но после второго матча России с Бельгией было ясно, что 1/8 и Германия в соперниках — это предел мечтаний.
— Ты же знаешь мнение английских журналистов после ЧМ-2010. И нас они предупреждали — Капелло посадит ваших игроков в «тюрьму»…
— Ну уж, в тюрьму… Помнится, и Жозе Моуринью говорил, что русские игроки — анархисты, за ними нужен глаз да глаз. Что с ними сложно работать, они делают, что хотят. Капелло отнесся к этому точно так же. Так что я не могу сказать, что он совсем уж не прав. Английские журналисты раньше точно так же, но за другие вещи, критиковали Свена Ерана Эрикссона. Считаю их слова в адрес Капелло несправедливыми. Так или иначе, всегда важно держать руку на пульсе в отношении того, что делается в раздевалке. Если вашим игрокам на самом деле нужна жесткая рука — Капелло и есть тот самый человек. Если вы его берете на работу, то должны представлять себе свои ожидания, его стиль работы. И потом не удивляться. Он всегда приносил результат. Увы, в последние пять лет этого нет…
— Сборная России практически не играла в одно касание. Это можно списать на отсутствие Романа Широкова, но уже появилась версия, что это Капелло запрещал футболистам такие действия, чтобы ни в коем случае не допускать потерь мяча. Капелло же поклонник школы Валерия Лобановского…
— Я думаю, это полная ерунда. Слишком утрированный слух. Возможно, это порождается тем, что Капелло слишком мало дает информации на своих пресс-конференциях. То, что он говорит — сплошная конспирация. В Англии Футбольная Ассоциация была настроена не в его пользу, кто знает, почему он это делает. Мне не кажется, что он на самом деле думает то, что говорит. Если Капелло достаточно умен и на самом деле понимает свои ошибки, то ситуация у вас только улучшится.
— После матча с Алжиром он говорил в первую очередь об ошибках судьи и лазерной указке…
— (Перебивает) Капелло всегда был таким! Если его команда побеждала, благодаря судейской ошибке, он на все вопросы отвечал: «Я не говорю о судействе». Если проигрывала, первая вещь, о которой Капелло говорил, это судейство. Послушай, да таких много! Моуринью — такой же, Липпи — такой же, Бенитес, Фергюсон — точно такие же! Правда, Капелло в этом плане, наверное, чемпион…
— Он всегда не переносил игроков со своим мнением? Поэтому ведь он, скорее всего, мало использовал Дзагоева, не дал шанса Аршавину?
— Всегда! Так было и в больших итальянских клубах. Но вспомни еще раз слова Моуринью о русских. Самый быстрый способ пресечь любые нарушения дисциплины — сразу установить свои правила. Что, видимо, Капелло и сделал. И потом, что значит «свое мнение»? Если игрок хочет говорить в прессе все, что ему заблагорассудится, не стоит ожидать, что не последует никаких действий от тренера.
Другой человек с Пантеллерии
— Ты ведь знаком с Фабио лично?
— Мы здороваемся при встрече. И потом, мой летний домик находится на маленьком острове Пантеллерия, между Мальтой и африканским побережьем. Там же отдыхает и Капелло. Место совершенно не туристическое, а потому спокойное. Его домик находится в трех километрах от моего. Капелло любит спокойную, можно сказать, крестьянскую жизнь. Проводит время с женой, делает оливковое масло, ходит в овощную лавку — я часто вижу его с пакетами. Кроме того, когда я работаю за компьютером в местном баре, он приходит поболтать туда со стариками. В обычной жизни это совершенно нормальный, расслабленный человек. Я много раз видел его улыбающимся, что в принципе редкость.
— Что же теперь нам делать с ним? Имею в виду то, что контракт продлен, но после этого провала вера в Капелло подорвана, в том числе и у игроков.
— Я считал, что продление контракта — правильное и своевременное решение со стороны вашей федерации. В первую очередь с точки зрения достижения успеха на ЧМ-2018. Вы ведь хотите выйти как минимум в полуфинал, так? Четвертьфинал будет нормальным результатом, но ниже — уже нет. Ты прав, сейчас ситуация сильно изменилась. Если Капелло на самом деле верит в то, что говорит на пресс-конференциях о причинах поражения, дело плохо. Я не имею в виду тактику, с ней у вас все нормально. Легенды тоже делают ошибки, важно их признавать. Фергюсон три года назад сделал что-то не так с «Ман. Юнайтед», и тот не попал в плей-офф Лиги чемпионов. И он пришел к выводу, что нужно что-то исправить, у него получилось.
— Еще есть версия, что Капелло, мягко говоря, не помог тренерский штаб.
— Я слышал и о тренере по физподготовке, и о тренере вратарей. Но судить об этом точно не журналистам, это могут делать те, кто все время был близко к команде. Когда дела идут хорошо, никто и не думает лезть в эти дела, когда все плохо, начинаются подозрения в том и в этом. Немного странно, что у сборной России, вроде, все было в порядке, а тут оказались сразу все виноваты.
— Тебе кажется нормальным то, что все игроки сборной России выступают на родине? Это помогает сделать хорошую сборную?
— До 2006 года у нас была точно такая же ситуация. Пока английская премьер-лига не начала набирать обороты, итальянцы все выступали дома. Но мы выиграли чемпионат мира… Правда, уровень наших лиг, конечно, разнится. У вас платят хорошие деньги, так зачем вашим игрокам уезжать, какой стимул? Подозреваю, у них просто нет такого желания. И потом, с тактической точки зрения ваш футбол менее требовательный, чем в Италии. Расти можно только сталкиваясь с новым опытом, новыми обстоятельствами. Если этого нет, варишься в собственном соку. Ситуация в вашем футболе может измениться, если начнет расти своя тренерская школа. Пока нет ощущения, что это происходит, хотя, может, я просто не в курсе.
— Давай напоследок еще об одном нашем общем «друге» — Лучано Спаллетти. Как думаешь, его случай в «Зените» схож с ситуацией с Капелло?
— Cпаллетти мощно начал у вас, но в Лиге чемпионов получилось разочарование, несмотря на то, что были куплены игроки за огромные деньги. Пожалуй, ни одна российская команда по составу не может сравниться с «Зенитом». В отличие от Капелло, Спаллетти более прогрессивен, его футбол более привлекателен. Но у них есть общее слабое место: когда дела идут не так, как хотелось бы, Лучано точно так же не хватает сметливости что-то изменить, «поменять подвеску». Боюсь, сейчас он вернется в Италию с негативным шлейфом. У Спаллетти нет такого «горячего» имени, чтобы клубы растащили его на куски.
— А как же предложение от «Милана»?!
— Контакт с «Миланом» у него был, предложения не было. Да, Спаллетти был в шорт-листе. Но руководство, скорее всего, сказало: мы знаем его стиль работы, но почему он в последнее время не приносил успеха? Эхо неудачи в «Зените» пока еще разносится.
Рио-де-Жанейро