Дождь в Питере даже в летнее время — дело, согласитесь, житейское, привычное. Насквозь промокший футбольный болельщик — тоже не из ряда вон картина. В наших краях ведь так подчас зарядит, что все два часа под дождем на стадионе и просидишь. А потом быстренько в метро, благо неподалеку от «Петровского». Стадион под крышей когда еще построят...
Только это сейчас метро неподалеку. В советские времена преданный «Зениту» болельщик минимум полчаса пешочком до трамвая топал! А если еще предварительно два часа сидел под проливным дождем?
Два, говорите? А почти три не желаете? Только не думайте, что матч кубковый, да с овертаймом...
Форвард с повязкой на ноге
Нынешний болельщик — человек осведомленный, а если что-то вызывает у него хотя бы легкое недоверие — Всемирная паутина к его услугам, фото, видео, изволь убедиться. Или во лжи уличить. Слухов, конечно, и сейчас хватает, невзирая на все видеохостинги, но раньше-то их было, конечно, больше. И слухи были какие-то романтичные, что ли. Вот не кто кому и за сколько, не про матч «Терека» с «Уралом», а скажем, про богатырскую силу наших форвардов. Особенно во времена, когда не то что «Ютьюба» не существовало, телевизор-то был роскошью.
Вот тогда авторитетные болельщики и рассказывали, что, скажем, у Михаила Бутусова, питерского нападающего, повязка на правой ноге, этой ногой ему бить по воротам запрещено, а то запросто кипера уложит намертво, как с ним уже не раз якобы бывало. Потом эти же байки рассказывали про Григория Федотова, Всеволода Боброва...
Все-таки Осянин?
Третьего июля 1966 года дождь в Ленинграде зарядил с самого утра, буквально как в популярной тогда песне питерской красавицы Лидии Клемент («Дождь на Фонтанке рекою струится, дождь на Фонтанке и дождь на Неве»). Разве это отпугнет болельщиков, «если соперник ''Спартак''» (это уже из другой песни)?! На стадионе им. С. М. Кирова собралось 50 тысяч зрителей, готовых два часа помокнуть.
«Зенит» за 30 минут до окончания встречи вел со счетом 2:1, никакой ливень не мог испортить болельщикам праздничного настроения. Но на 62-й минуте Николай Осянин забивает гол и... рефери Крылов из Куйбышева вынужден прервать матч. После удара москвича (вообще-то Осянин в тот год перешел в «Спартак» из того же Куйбышева, из «Крыльев Советов») рухнула штанга! Нужно было менять ворота!
Удар у Осянина был очень сильный, да мяч — мокрый, набухший, потяжелевший, вот и родилась версия, что и сегодня в ходу: пробил форвард как из пушки.
Затем появилась и другая: Осянин по инерции после удара влетел в ворота и, подпрыгнув, уцепился за перекладину, та не выдержала.
Есть, впрочем, и третья версия, но пока отложим расследование, надо же и ворота в порядок привести. А вот это как раз затягивалось, хоть и технику кое-какую пригнали. Люди стоически мокли, не покидали трибун. Конечно, у многих с собой было, в те годы не возбранялось, но за первый час игры под дождем запасы иссякли.
Феерия Виктора Набутова
Болельщики, пришедшие на стадион, не могли слышать в этот момент своего любимца, ставшего одним из героев этого матча. Забегая вперед, скажу, что вынужденный перерыв длился 35 минут и все это время шла прямая телетрансляция, но даже минутной паузы не позволил себе легендарный питерский спортивный комментатор Виктор Сергеевич Набутов, как не позволил себе и ни единого повтора! Люди восторженно вспоминали потом, что ни на секунду не отходили от экранов, заслушиваясь блистательным рассказчиком, его искрометным юмором!
Это феноменальное умение Виктора Набутова держать паузу вошло в анналы комментаторского искусства. История передается из поколения в поколение, но вряд ли подобное мастерство доступно многим преемникам мэтра, разве что единицам.
Борис Прудковский, невский богатырь
Время шло, работникам стадиона не удавалось вытащить сломанные ворота. Согласно регламенту на их замену отводилось 30 минут. Испугавшись, что любимой команде, хозяину поля, могут засчитать поражение, в гостевой ложе поднялся знаменитый борец чемпион СССР Борис Прудковский. Богатырь вышел на поле и с необычайной легкостью, которая особенно поразила уважавшего силу голкипера гостей Владимира Маслаченко, о чем он впоследствии часто рассказывал, одним движением вытащил осевшую штангу.
Матч был продолжен, Виктор Набутов облегченно вздохнул в комментаторской кабине, а вдохновленный Осянин еще несколько раз опасно бил по новым уже зенитовским воротам, но в них блестяще играл Владимир Востроилов. Встреча завершилась вничью 2:2.
Пройдут годы, и результативного центрфорварда Осянина переведут в защиту, наверное, от греха подальше. Хотя он продолжал подключаться к атакам, удар-то при нем.
Но кто же все-таки сломал перекладину? Третья версия наиболее убедительна, ведь на ней настаивали участники того памятного матча. Лев Бурчалкин и Анатолий Васильев рассказывали мне, что Павел Садырин, тогда еще не Федорыч, а всеобщий «любимчик Пашка», подпрыгнул то ли от безнадеги, то ли страхуя Востроилова и повис на перекладине. Тут-то ворота и рухнули. Это же утверждал и голкипер «Зенита».
Как же, однако, меняются времена! Об этой истории в тогдашней прессе — кое-где по одной-две строки. Сегодня коллеги о футболе бы забыли, описывая столь яркий эпизод. И то ли ворота стали крепче, то ли форварды нынешние не те богатыри, что в прежние годы. Ведь недавно Халк в игре с самарцами так мощно пробил в перекладину, что ворота задрожали. Но выстояли.