Недавно мой дядя (уже немолодой мужчина 63-х лет) начал писать стихи. Не о любви (которой, как известно, все возрасты покорны) и даже не о своей жизни (после пятидесяти о ней часто пишут в самых разнообразных литературных и не очень литературных формах). Дядиной музой стал футбол! А если быть совсем точным — команда «Зенит»! Отдельные матчи вызывают целую бурю поэтических чувств. Вот, например, фрагменты написанного ямбом послесловия к игре против «Спартака». Той, которая 4:2 в нашу, а не наоборот:
Мячом владеют больше нас,
Но показатель не пугает,
И мы показываем класс
Керж забивает... Сердце тает...
<...>
Но чувство есть, и нерв живет,
«Зенит» в таблице будет первым,
Вот Шатов бьет... И не берет
Воротчик их! Видать, на нервах!
Не берусь оценивать литературную ценность данного произведения. Во-первых, не обладаю достаточной квалификацией, а во-вторых, дядю люблю и буду необъективен. Я о другом. Таких, как мой дядя в Петербурге — сотни! В спортивную редакцию «100ТВ» письма со стихами про «Зенит» приходят с регулярностью раз в две недели. Порой отдельными файлами пересылают целые песни (уверен, что на «Радио Зенит» эта форма творческого самовыражения представлена куда ярче). И чем более нервный матч выдают футболисты — тем больше активизируются наши поэты. А среди них преобладают болельщики старшего поколения: есть ветераны войны, блокадники...
Не буду призывать игроков относиться к своей работе более ответственно на этом основании. Абсурдно! Если бы ответное внимание можно было завоевать стихами, то несчастной любви в этом мире бы не было.
Вы мне лучше посоветуйте что делать с тем «литературным наследием», которое скопилось за 6 лет существования нашей редакции? Выдать в эфир? Все не влезет, а выбирать лучшее — дело слишком субъективное. И обидеть невниманием можно ненароком, и непонятно какими критериями руководствоваться... А что это за телевизионный формат? Зенитовские литературные чтения? Я уж не говорю про актуальные для современного мира вопросы правообладания — вот опубликуешь чье-нибудь произведение, а он потом иск выставит: я, мол, своего согласия не давал. Душа поэта — субстанция тонкая. Именно поэтому здесь в качестве примера я привел стихи своего дяди — с ним мы уж решим вопрос как-нибудь по-родственному.
Так и хранится у нас творчество зенитовских болельщиков, ожидая своего часа. Иногда перечитаешь, задумаешься и, коль уж собственного таланта не хватает, займешься подражанием:
Спасибо, Дядя! Ты недаром
«Спартак» спалил своим пожаром.
Огнем своих умелых строк.
А вот «Зенит»... «Зенит» не смог...
Это, как вы понимаете, уже про ответный матч «Спартака» и «Зенита».