«Зенит» в присутствии Халка было принято называть карманным театром бразильца и пилить за отсутствие командной игры. На восьмой месяц жизни без Халка мы «внезапно» получаем в составе «Зенита» как минимум четырех российских футболистов, игра которых вызывающе померкла с момента отъезда самого популярного легионера в истории РФПЛ.
Игорь Смольников в чемпионском сезоне-2014/15 был самым результативным российским защитником (4+6 по системе «гол+пас» во всех турнирах). Влияние Халка (и выстроенной в «Зените» Андре Виллаш-Боаша системы игры) на действия Смольникова было очевидным. В сборной России Смольников не получал ни пасов, после которых можно было бы забивать/отдавать без сопротивления, ни работающей подстраховки, поэтому при Фабио Капелло в отборе Евро-2016 он не блистал, а при Леониде Слуцком на самом чемпионате Европы провалился. В «Зените» Луческу эффективность подключений Смольникова в атаку стремится к нулю, хотя на его восстановление от травмы возлагаются большие надежды.
Олег Шатов лучше всех россиян взаимодействовал с Халком в атаке, сейчас не идет на обострение, а тренерский штаб Луческу упрекает его в плохой форме.
Артем Дзюба забивал в пяти подряд матчах Лиги чемпионов осенью-2015, теперь не забил ни разу в Лиге Европы. Отмечая пассивное участие Дзюбы в ряде голов, забитых с подач Халка, один интернет-пользователь вовсе провел параллель с бильярдом, назвав эти голы «свояками Халка». Глупо отрицать старание воспитанника «Спартака» и его роль в команде, которую оценили передачей капитанской повязки, но сейчас «об Дзюбу» стало некому забивать.
Александра Кокорина болельщики «Зенита» невзлюбили изначально и скажут, что бесполезен он был уже при Халке. Более того, при Луческу его результативность даже возросла, но сама игра Александра поражает своей неэффективностью. Кокорин бежит, ускоряется, держит мяч, но от этого нет никакого эффекта — это гаммы вместо музыки. По жизни он улыбается Дзюбе откуда-то из-под его подмышки, по игре — не помогает ни ему, ни себе.
Вопросы/резюме. При Халке у «Зенита» все же была командная игра? Или с лимитом на легионеров весь цвет российского футбола окончательно превратился в обслуживающий персонал при заезжих мастерах? Если дело в первом — можно только порадоваться за Халка, Спаллетти и Виллаш-Боаша. Если дело во втором — тоже можно только порадоваться. Халка, Витселя, Гарая больше нет. Значит, лучшие российские футболистов, наконец, оказались перед необходимостью решать все сами.
И самая радостная новость. Одним «Андерлехтом», чем бы все же ни закончилось двухматчевое противостояние, дело не ограничивается.