Предложение редакции написать о том, «нужны ли перемены нашей сборной», «как будет выглядеть ее новое лицо» — поступило даже не «до» матча в Мариборе. Оно поступило даже до матча в Москве. Тогда казалось — хорошо пройдут или нет — все равно ведь вектор тот же, да? Кто ж спорит, что изменения нужны? Глобальные или косметические — все равно ведь нужны, да?
А вот теперь давайте попробуем вместе оценить — «все равно» или «не все равно». Начну с того, что писать эту заметку всем равно приходится практически после матча. То есть — не в ночь «сразу», но на следующий день. И дело даже не в том, «встанет» или «не встанет» в номер материал, если тянуть с ним, скажем до понедельника. Или даже до субботы. Просто первая волна эмоций — уже накрыла и прошла. А привыкать к этим волнам (ведь глас болельшицкий не утихнет теперь до самого мундиаля) — тоже не хочется. Мы ж живые люди, правда? Вот и пишу — как раз посередке между мариборским ужасом и матчем «Спартак» — ЦСКА.
Итак, нужны ли нам перемены? Сразу хочу охолонить тех, кто с фигою в кармане, будучи прибит результатом Евро, но не повинившись, ничего не признав — нынче орет: «ну вот, я вам давно говорил!». Этих — в сторону. Эти все равно б орали, снимали (не им же отвечать) — и попали бы в конце концов в цель. Не со второго-третьего — так с десятого раза. Им бы деньги ставить на каждый свой прогноз — давно бы уже сидели в долгах и голос подать боялись... Чтоб к околоточному за долги не повели. Теперь они орут громче всех. «Их» перемены известны.
Они ровно так же будут орать, когда (если) мы проиграем ХОТЬ КОМУ в следующий раз. Это удобно и безопасно. И рейтингово. А между тем вопрос «кадрового обновления сборной» — на мой взгляд глобальным все равно не является. Попов и Белоруков (и даже Низамутдинов!) — предлагавшиеся во время отборочного цикла Евро — заменены ныне на Ребко, Бухарова, Шаронова и так дальше... Я не к тому, что эти (да и те) кандидатуры недостойны внимания. Еще как достойны. Я так даже убежден, что, попади мы в ЮАР — Гус уж Бухарова взял бы почти наверняка. Только вот не считал Гус, что для автоматичности взаимодействия хватит одного-двух сборов. Там бы было время. А уж теперь-то его, этого времени, сколько угодно... Только все равно ведь радикальное обновление сборной будет революцией. А я что-то не помню, чтоб в нашей стране революции (хоть какие) — приводили к порядку. А нашей сборной как раз порядка и не хватило. Все равно нет вратаря у нас лучше Акинфеева, защитника лучше Игнашевича, бровочника лучше Жиркова и исполнителя лучше Аршавина. Как бы последний — последние матчи не проваливал. Так что кадрово ставить все на «попа» — будет авантюрой, по-моему.
Другое дело, что результат на Евро до 18 ноября служил индульгенцией руководству нашей сборной по части общения или нет с широкой русской публикой. 18 (или, вернее, уже 19-го) — Гус не пришел на прессуху. Уверен на все сто — руководи он любой другой командой — пришел бы как милый. Гус в этом отношении стал русским. А значит — теперь уже не сможет уходить от ответов (или говорить длинные политесные речи и ничего кроме) — в ответ на желание папарацци превратить сборную в застеколье. Заметьте, я пишу, как будто бы уверенный в том, что Гус останется. На самом деле я в этом отнюдь не уверен, но это ничего не меняет. Ни главному, ни его штабу — не удастся теперь готовиться «закрыто» (если будет такое желание). Перестав быть для большинства волшебником (ну, наконец-то!, он им и не был никогда, господа хорошие!), явив несработавшие замены в Москве и ошибку с составом в Мариборе — Гус теперь открыт для критики. Не по своей воле, но открыт. И будет открыт. Ему теперь не станут внимать с открытым ртом. Ошибся? На прессухи не ходишь? Тогда, будь любезен — и ответствуй по-русски. Хочешь — исповедуйся, хочешь — лапшу на уши вешай. Но уж трать на это в разы больше времени, чем этого требует регламент. И любой другой в такой ситуации будет. Корнеев с Бородюком, новый главный — кто угодно. Это изменение, которого не избежать. Хотя лично мне папараццийный вектор совсем не нравится. Но если Гус останется и этого не поймет — ему будет очень тяжело.
Еще одно. Органическое неумение «играть на ноль по заказу» оказалось хоть и правдой, да не всей. Что сборная у нас легкая, куражно-кавалеристская (а нет куража — так сразу вопросы, хоть с Лихтенштейном) — было ясно все и давно. Но вот то, что пропущенный в Москве гол заставит ТАК мандражить, НАСТОЛЬКО пребывать в состоянии грогги — я, признаться, представить не мог. Потому, будучи (и оставаясь) давним и убежденным сторонником Гуса — абсолютно соглашусь с теми, кто после матча выводил оценки по части «настоящие мужики должны с эти справляться». Чему Гус в принципе всю дорогу противился.
Помню, как перед матчем в Дортмунде я даже аллегорию придумал насчет «Роя Джонса и Антонио Тарвера». И даже гордился этим. Однако главная причина «неумения держать удар», как выясняется, все же не «разница в весе». А — «стеклянная челюсть». Словенцы, может, и полутяжи по-боксерски. Но — не чемпионских умений... А мы — средневесы, но вроде как из рейтинговой десятки. И? Нам ничего не удалось, как искать счастье в клинче да запоздалом (и явно нам не выгодном) «размене». Где мы «пропустили в челюсть», в каком раунде? Да в Москве же! И за три с половиной дня в себя не пришли. То есть — кто-то пришел, а кто-то нет... Как говорится, не будем показывать пальцем... Ясно, что эта ситуация по идее должна привести к некоему смещению акцентов по части авторитета того или иного игрока ВНУТРИ команды. Это — изменение. Долгое и болезненное. Но я далек от того, чтоб сейчас же выяснять, кто (один! у нас же иначе не бывает, правда?) в этом виноват — и куда его надо сослать. Потому что следующий шаг в этом направлении — это определение состава команды болельщицкими смсками.
Вот и на болельщиков вышли. Мы все за эту ночь повзрослели. «Кареты превратились в тыквы». Как раньше «гадкий утенок в лебедя». Сказка кончилась? Велик искус обмануть себя, ответить — «да» — и плакать, плакать... Да только не сказка это. А — жизнь. А жизнь — не кончается. Ни для нас, ни для них. И хватит, право, нам уже, как на горках, кататься по синусоиде своих ожиданий. Нам ТОЖЕ всем предстоит измениться. И тем, кто любит «верхнюю точку» этой синусоиды, и тем, кто «нижнюю». И там и там — НАША СБОРНАЯ. Близорукая, плоскостопая, какая угодно. Но — НАША. Кто против — кыш! Ставшая (ах, как жаль, право, что до чемпионата мира это как минимум, «заморозится») кусочком национальной идеи. Которой так не хватает. Больше, чем кто-либо еще, приучившая нас петь гимн (хоть слова выучили!). Что, ни разу не спасибо ей за это? Согласен, не сегодня. Сегодня — проораться. Тоже штука полезная. Но в принципе-то — спасибо? Или нет?
Изменения, надеюсь, нам подбросит и новый президент РФС. Хотелось бы услышать проработанную программу... По месяцам неделям... С нюансами вживления новых игроков, с программным выступлением Гуса (если останется) или другого (если будет другой). Это не будут изменения в стиле: «раньше было плохо, а вот теперь заживем!». Просто время идет. И меняет. Нас. Их. Кого угодно. Так что будут изменения. Как без них-то?
Колонка Юрия Розанова из еженедельника "Спорт день за днем" №11 (25 ноября - 1 декабря)