Петербургским болельщикам представлять Леонида Ивановича Ткаченко не нужно. Он побеждал «Зенит» с калининградской «Балтикой», возглавлял питерское «Динамо» и «Петротрест». В начале 2015 года уроженец Крыма покинул тверскую «Волгу», и с тех пор о Ткаченко практически ничего не было слышно. Оказалось, что 63-летний специалист принял решение повесить тренерский свисток на гвоздь. В интервью для «Спорта День за Днем» как всегда общительный Леонид Иванович объяснил, почему завязал с профессиональным футболом, рассказал, чем занимается сегодня, и вспомнил яркие эпизоды своей карьеры.
Был в шоке от того, что некоторые дети ходить правильно не умеют
— Расскажите читателям «Спорта День за Днем», как у вас дела и чем вы занимаетесь…
— Я принял решение завершить активную тренерскую деятельность. Через некоторое время создал в Калининграде свой детский футбольный клуб, который называется ЛИТ: это аббревиатура по первым буквам моего имени (Леонид Иванович Ткаченко. — «Спорт День за Днем»). Мы начали набирать детишек. Сейчас занимаются около сорока человек. Причем идет именно набор, а не отбор. Мне в этом деле помогают три моих товарища, а наша задача — давать детям первоначальное футбольное образование. Скоро будет уже полтора года, как работает наш частный клуб.
— Почему же вы решили поставить крест на профессиональной деятельности?
— Честно скажу, надоело видеть в руководстве футбольных клубов дураков. И это еще мягко сказано! Сил больше не было терпеть это. Для меня остается загадкой, как такие люди проникают в футбол. Какое-то время дураков пришло!
— Значит, просто разочаровались?
— Увы… Кроме того, мне достаточно долго приходилось трудиться в разных городах, в основном в отрыве от семьи. Так что мы все вместе принимали решение. Можно сказать, теперь наконец-то веду семейный образ жизни.
— Работать с детьми сложно или это доставляет вам удовольствие?
— Я раньше не имел никакого опыта работы с детьми, хотя моя первая специальность — учитель физкультуры (смеется). Оказалось, что это очень благодарная и интересная работа. По крайней мере мне сейчас так кажется. Конечно, иногда детки треплют нервы, но с каждым днем я все сильнее осознаю, что меня к ним тянет. С радостью иду заниматься с ними — три раза в неделю по три часа. Если учесть мой возраст и то, что происходит с нашим футболом, думаю, принял правильное решение.
— Для вас это возможность поддерживать привычный порядок жизни и подзаработать что-то?
— Конечно, это то, чем я всю жизнь занимался, только, я бы сказал, на более благодарном уровне. Материальный вопрос здесь далеко не главный. С финансовой точки зрения работа для поддержания штанишек и не более.
— Какую-то помощь от города получаете?
— Нам любезно предоставили возможность тренироваться в великолепном спортзале. Бесплатная аренда на три года. Вместо платы за аренду мы тренируем еще всех желающих детей данного лицея. Это помимо тех ребят от пяти до девяти лет, которые ходят в мою футбольную школу. Пока у нас еще не было никаких соревнований, как раз в это воскресенье собираемся провести первый маленький турнир с участием трех команд.
К сожалению, сейчас тяжелые времена — и в экономике, и для богатых людей, которые несколько лет назад могли бы стать нашими спонсорами. Но, уверен, это время когда-нибудь пройдет. Тогда и нам чем-то помогут.
— Одна из главных проблем детского футбола заключается в том, что ребятам в школах плохо ставят технику…
— Это однозначно. Но могу сказать больше. Некоторые из пришедших в мою школу детей не только бегать, а даже ходить правильно не умеют! Я просто в шоке находился. Мы-то росли во дворах, где у нас были замечательные игры, благодаря которым дети были более координированными и в целом более подготовленными. Я, например, вырос в военном городке. Там с утра до ночи — спорт. К сожалению, в современном жизненном ритме дети лишены этих естественных движений. Одна из моих задач — не только сделать так, чтобы ребята хотя бы на элементарном уровне умели играть в футбол, а научить их другим важным вещам: спортивной дисциплине, коллективизму и так далее. Остальное уже зависит от них самих.
Естественно, если бы у нас был не набор, а отбор, детей в школе ЛИТ было бы гораздо больше, чем сорок человек. Но для этого существуют другие школы — детско-спортивные, группа подготовки «Балтики». У меня все-таки чуть-чуть другое направление.
Игнатьев — настоящий товарищ, словно герой из хорошей книжки
— Давайте вспомним ваш период работы в Петербурге. Насколько близка стала вам Северная столица после нескольких сезонов в «Динамо» и «Петротресте»?
— Двоякие чувства. Есть что вспомнить, но я сегодня ни в коем случае не собираюсь жаловаться на трудности или оскорблять кого-то. Теперь нет места для плохих воспоминаний. Я совершенно успокоился, привел в порядок нервы.
С другой стороны, не хочу ограничиваться простой фразой «Петербург — потрясающий город». Все-таки не каждому тренеру посчастливилось там жить и работать, пусть даже не на уровне премьер-лиги. Условия в целом были достойные, чего не скажешь о двух городах, в которых я трудился после этого. В Петербурге поработал с замечательными людьми, хорошими футболистами, и у меня осталось в Северной столице много друзей. Считаю, и результат давал достойный. Мы вышли из второго дивизиона в первый и на более высоком уровне не затерялись. Другое дело, чего хотел руководитель клуба. Но, наверное, он и сам не всегда знал, чего хотел. Можно было бы работать и дальше, двигаться шаг за шагом вперед, но для этого требовалось терпение. Да и иные средства, конечно. Получалось же, что все зависело от настроения одного человека.
— Вы говорите о Леониде Цапу?
— Обойдемся без имен. Я как-то по горячим следам имел неосторожность дать интервью одному журналисту. Он написал то, что не должен был, нарушил договоренность. Мне самому было неприятно читать вышедший материал, видеть, какую гадость можно сделать из откровенной душевной беседы. После этого я не обо всем готов говорить.
— Назовите тогда лучших людей, с которыми работали в Петербурге…
— Ой, да что вы, таких людей было море! Например, в 2008-м в «Динамо» моим ассистентом являлся Юра Желудков. Это великолепнейший человек! Может, он не столь честолюбив, но главное, что Желудков обладает сильными человеческими качествами. Еще, конечно, Андрей Кондрашов. Он у меня в «Балтике» играл, а потом мы и в «Динамо» были вместе, и в «Петротресте». С удовольствием скажу про Роберта Салимьянова, который работал у нас начальником команды. Затем он отправился на повышение в «Зенит». Мы до сих пор поддерживаем отношения. Из футболистов это, к примеру, Сергей Игнатьев. Сейчас мало таких людей, как он. Игнатьев — настоящий товарищ, словно герой из хорошей книжки. Вообще многих людей можно вспомнить, но боюсь забыть кого-то и обидеть.
— Считаете, что в Петербурге к Юрию Желудкову действительно относятся как к легенде?
— Да он и есть легенда! Мы с ним, кстати, часто вспоминали, как играли друг против друга на стадионе имени Кирова. Я тогда выступал за «Металлист». И Желудков, представьте, забил нам два мяча!
Желудков — это потрясающая техника, настоящий футбольный интеллект. Умного игрока разглядишь на поле и без микроскопа. Я его ставлю в один ряд с такими мастерами, как Федор Черенков, Юрий Гаврилов, Илья Цымбаларь. Это были действительно потрясающие футболисты.
— Среди нынешнего поколения российских игроков есть такие же умницы?
— Не хотелось бы, чтобы обо мне говорили, дескать, Ткаченко старый уже, плесенью порос и не соображает ничего. Но, честное слово, не вижу сейчас таких футболистов. Здесь даже обсуждать нечего. Ни в одной команде и близко нет людей, которых по игровому интеллекту поставил бы рядом с Желудковым, Гавриловым, Черенковым и Цымбаларем.
На тактическом разборе обернулся и увидел Хэллоуин
— Готовы вспомнить самых колоритных игроков, с которыми работали в Петербурге?
— И таких хватало, кого-то тоже можно незаслуженно забыть (смеется). Скажем, в «Петротресте», когда мы выходили в первую лигу, было достаточно своих шутников, массовиков-затейников. Но без таких людей на самом деле в жизни очень тяжело. Например, центральный защитник Роман Винтов, который стал у меня капитаном. Назову еще нападающего Андрея Мязина. Кстати, я очень сожалею, что так в полной мере и не раскрылся тандем Мязина и Максима Андреева. Если бы я продолжил с ними работать, уверен, эту пару запомнили бы надолго. По-моему, по системе «гол плюс пас» они в моей команде шли в лидерах всего чемпионата. Андреев с Мязиным очень хорошо дополняли друг друга.
— Позволяли футболистам шутить над собой?
— Тут первым делом приходит на ум полузащитник Алексей Семенов, который играл у меня в «Балтике» и «Петротресте». Семенову просто не было равных по юмору! При этом парень Семенов — золотой. Шутил по-доброму вместе со своим другом Юрой Лебедевым (чемпионом России 2007 года в составе «Зенита». — «Спорт День за Днем»).
Вспоминаю одну историю. Однажды сказал ребятам: «Если завтра не увижу бутсы на шести шипах, то на тренировку никого не допущу». В Калининграде была слякоть, а они приходят на своих шиповочках, только катаются по полю. На следующий день захожу в раздевалку и требую, чтобы все 25 или 28 игроков перевернули бутсы. Подхожу, смотрю на бутсы — а в них гвозди вбиты, по две пары «сорокопяток» торчат. Чьих рук дело? Семенова с Лебедевым. Вся раздевалка хохотала! Или вот еще случай на Хэллоуин. Ребята натянули на себя эти маски со страшными зубами и волосами, пока я что-то чертил на доске во время тактических занятий. Поворачиваюсь, а на меня такие рожи глядят! Опять они всю команду развеселили.
— Не наказали игроков за шутки во время тактического занятия?
— Да нет, что вы! Надо понимать, как и когда ребята шутят, насколько это уместно в конкретный момент. Плохого они не сделали.
— С нарушениями режима в своих командах жестоко боролись?
— Это тоже вопрос обстоятельств. Не скажу, что всегда сразу же сильно штрафовал и выгонял футболистов. Надо понимать, насколько игрок подвержен этому, нарушает режим впервые или регулярно, действительно ли он нужен команде. Если человек еще и нормально играть не умеет, то с таким, конечно, легко расставаться. Кому-то хватало и «полраза». Зато талантливых футболистов и хороших людей хотелось сберечь. Я всегда во главу угла ставил человеческие качества. Даже выше чисто игровых.
Дирижер не должен играть в спортивном костюме
— Вы в своей карьере сыграли массу матчей как в Петербурге, так и против петербургских команд в роли хозяина поля. Какой из тех матчей хотелось бы еще раз сыграть, будь возможность вернуться в прошлое?
— Не буду вдаваться совсем уж в далекие времена, а вот игры «Балтики» с «Зенитом» в 1998 году обязательно назову. Произошел дефолт, наша команда находилась в угнетенном финансовом состоянии, так как не платили денег по полгода, и вылетала из высшей лиги. На финише чемпионата к нам пожаловал «Зенит», кажется, это была последняя игра на нашем стадионе. Прилетел к нам целый самолет важных гостей — Лентрансгаз, какие-то боссы. А мы взяли и обыграли их — 3:2. Игра получилась потрясающей, голы — сумасшедшими. Тот матч не забыть. Да и ничью на «Петровском» со счетом 2:2 тоже. Мы уже после девяностой минуты забили мяч, который пролетел между ногами у четырех игроков, прежде чем проскочить в сетку ворот! Я даже помню, кто судил — Сергей Хусаинов. А почему помню? Просто мы с ним в армии вместе служили (смеется). Счастлив, что в «Балтике» у меня была очень хорошая команда, потрясающая. Между прочим, бомбардиром в ней являлся петербуржец Дмитрий Силин.
— Мы, разумеется, помним этого нападающего. Силин много забивал в вашей «Балтике», но куда-то дальше так и не пошел…
— Бывает, что человек просто находит свою команду. Это как раз история Силина. Его до сих пор в Калининграде вспоминают. Я и не знаю, когда у нас забивали в первом дивизионе столько, сколько тогда забил он. Дима 35 голов наколотил! У них сложилась хорошая связка с Сергеем Булатовым. К сожалению, потом Дима заболел желтухой, и это ему помешало.
— Следите сейчас за премьер-лигой? Согласны с мнением, что уровень игры в ней значительно снизился за последние годы?
— Мне кажется, это справедливое мнение. В этом сезоне было очень мало интересных матчей, наверное, по пальцам одной руки пересчитать можно. Остальные игры какие-то блеклые, тяжелые даже для профессионала. Я уж не говорю о привлекательности для болельщиков. Но вы сами видите, что у нас на стадионах творится. Это же главный критерий!
— На ваш взгляд, «Зенит», потеряв Эсекьеля Гарая, Халка, травмированного Мигеля Данни, а теперь еще и Акселя Витселя, сильно понизил свой уровень?
— Признаюсь, мне не слишком нравится нынешний «Зенит». Хотя Мирча Луческу — очень квалифицированный тренер, тем не менее его «Шахтер», который был успешен в Европе и завоевал еврокубок, однозначно играл сильнее. Но, как бы то ни было, Луческу ставлю выше его предшественника в «Зените» Андре Виллаш-Боаша. Я так и не понял, какой футбол пытался ставить португалец. Единственное, что увидел у Виллаш-Боаша, — это апломб, какое-то пренебрежение к людям. Мне особенно неприятно видеть, когда тренер, находящийся в таком городе, как Петербург, позволяет себе появляться на ключевых матчах в спортивном костюме. На него же смотрят миллионы болельщиков. Это касалось и Виллаш-Боаша, и Спаллетти. Почему-то, возвращаясь в Европу, они сразу преображаются. Смотрю, Спаллетти уже надевает на матчи элегантный костюм. Все это очень неприятно.
Считаю, настал момент взять все лучшее из хоккея, в том числе запретить тренерам приходить на игру в спортивном костюме. Надо достойно одеваться, а не как на обычную тренировку. Футбол — это же спектакль, согласны со мной? Вот и дирижер должен выглядеть соответствующим образом. Убежден, рано или поздно к этому придут.
— «Зенит» пока уступает «Спартаку» пять очков в гонке за золотые медали. Дадите прогноз, сможет ли команда Мирчи Луческу догнать красно-белых?
— Со стопроцентной уверенностью не буду ничего утверждать, но это вполне возможно. Дистанция впереди еще солидная. У «Спартака» тоже серьезные перепады в игре — то хороший матч выдаст, то плохой или вообще провальный. Его превосходства я не вижу. Посмотрим, что будет весной. Кстати, мне тут друзья-рыбаки сообщили, что и Дзюба собрался в Китай…
— Это Артем пошутил так в одной из социальный сетей. Вы поверили?
— Нет, я-то сразу сказал, что это блеф.
— Вы застали еще старый стадион имени Кирова в Петербурге. В 2017 году наконец-то откроют новую арену, построенную на его месте. Есть ли у вас большое желание посетить «Крестовский»?
— С удовольствием приеду, посмотрю, что там натворили. Это же была мировая стройка века (смеется). Между прочим, раньше моя команда как раз там рядом жила, готовилась к играм. «Крестовский» на наших глазах превращался в монстра.
— Вы, по сути, правы насчет мировой стройки века. По стоимости «Крестовский» фактически догнал «Уэмбли» — самую дорогую в мире арену. Говорят о 40–50 миллиардах рублей…
— Мама дорогая, вот так цена! Счастье, что хотя бы завершили эту стройку. Что ж, надо обязательно побывать на вашем новом стадионе.
Личное дело
Леонид Ткаченко
Родился 1 октября 1953 года в Старом Крыму
Амплуа — полузащитник
Мастер спорта. Заслуженный тренер Украины
Воспитанник СДЮШОР «Балтика» (Калининград)
Карьера игрока: «Балтика» (Калининград, 1971); «Машиностроитель» (Калининград, 1971–1972); «Автомобилист» (Житомир, 1975–1976); «Металлист» (Харьков, 1978–1984).
В высшей лиге чемпионата СССР — 56 матчей, 2 гола
Победитель турнира первой лиги чемпионата СССР — 1981
Финалист Кубка СССР — 1983
Карьера тренера: «Металлист» (Харьков, 1984–1986 — тренер, 1987–1988 — начальник команды, 1989–1993 — главный тренер); сборная Украины (1992, тренер); «Темп» (Шепетовка, 1993–1994); «Балтика» (Калининград, 1995–1998; 2005–2006, 2009, 2010, с июня); «Сокол» (Саратов, 1999, 2002–2003); «Металлист» (Харьков, 2000); «Анжи» (Махачкала, 2001–2002); «Динамо» (Санкт-Петербург, 2007–2008); «Петротрест» (Санкт-Петербург, 2011–2013, по март); «Север» (Мурманск, 2013–2014); «Волга» (Тверь, 2014–2015)
Президент «Балтики» — 1997–1998
Спортивный директор «Балтики» — 2010, по июнь
Достижения тренера:
В 1995 году «Балтика» выиграла первенство России среди команд первого дивизиона и по итогам сезона получила право выступать в высшей лиге
В 2005 году «Балтика» выиграла первенство России среди команд второго дивизиона в зоне «Запад» и по итогам сезона получила право выступать в первом дивизионе
В сезоне-2011/12 «Петротрест» стал победителем зоны «Запад» второго дивизиона и вышел в ФНЛ.