При нашем последнем разговоре голос у постоянного заокеанского эксперта «Спорта» Виктора Федорова был особенно радостным. «Что за причина?» — поинтересовалась я. «Она проста. Вся семья сейчас в сборе. Вот и все. Редко когда удается собраться вместе с сыновьями дома в Детройте»…
— За весь плей-офф НХЛ вы не пропустили практически ни одного матча. Смотрели в компании с Сергеем и Федором?
— Признаться, смотрят они лишь иногда, и то левым глазом. Не так, как я, — от «корки до корки». Но бывает, что обмениваемся какими-то мнениями о прошедших матчах. Они у меня спрашивают: «Кто победил? «Чикаго»? Ну хорошо». «Филадельфия»? — «Тоже неплохо (смеется). В общем, у них своя программа. Ребята же сейчас играют в России. То, что происходит в НХЛ, их уже не очень волнует. Отодвинулось на второй план.
— Вы же успеваете следить и за тем, что происходит и в КХЛ, и в НХЛ. Финалисты плей-офф «Чикаго» и «Филадельфия» наверняка радуют ваш глаз?
— Радуют — не то слово. Обе команды играют выше всяких похвал. Все поединки насыщенные, смотрятся на одном дыхании. Очень много борьбы. Правда, бьют друг друга не просто так, а только по делу. И откровенной грубости я еще ни разу не увидел. Безусловно, встречи соперников сильно отличаются от тех, что в «регулярке». Когда 82 матча все хоккеисты понимают: — сегодня проиграем, завтра выиграем. Ничего криминального не произойдет. А когда идет война за Кубок Стэнли, как говорят в России, все игры проходят от ножа.
— В последнем, пятом поединке «Чикаго» поразили ворота соперника аж семь раз. Не ошибусь, если скажу, что для финальных матчей плей-офф такое количество заброшенных шайб — это много?
— Не ошибетесь. Я что-то тоже такого действительно не припомню. За исключением нынешнего плей-офф. Во всех играх забрасывается много шайб. В общем, счета, можно сказать, оригинальные. А все, на мой взгляд, происходит из-за того, что стало играть много молодежи. И это уже не те топовые команды, которые были всегда на первых ролях: «Детройт», «Колорадо», «Нью-Джерси». За последние годы все поменялось. Те же «Ястребы» просто молодцы. Набрали очень способную молодежь. «Летчики» же раньше были знамениты тем, что в драках никогда не уступала, и их все побаивались. Сейчас стали совсем другой командой.
— И все-таки, кто из нынешних претендентов на Кубок Стэнли вызывает у вас наибольшие симпатии?
— «Чикаго» было вторым в конференции. «Филадельфия» еле-еле попала в плей-офф. В одной из серий, проигрывая 0:3, смогла победить со счетом 4:3 и вышла в итоге в финал. На данный момент трудно кого-то выдвинуть вперед. Оба соперника демонстрируют чисто командную игру. Практически все звенья равны. Хотя опять же «Блэк Хоукс» очень молоды, а «Флайерз» уже давно не выступали в таких серьезных поединках. Счет в серии 3:2. Итог борьбы абсолютно непредсказуем. Но скажу однозначно, что игроки обеих команд достойны подержать в руках заветный трофей. Что же касается самих действующих лиц, то кого-то выделить тоже невозможно. Суперлидеров, таких, которые были раньше, как Айзерман, Федоров, Месье, я не вижу.
— В прошлом году мы с вами радовались за Сергея Гончара и Женю Малкина. Жаль, что никто из российских игроков не станет обладателем Кубка Стэнли в нынешнем сезоне…
— Конечно. Если бы вы знали, как мне-то жаль, находясь здесь. Я, естественно, всегда болел за наших. Когда они боролись в финале, ходил — грудь вперед! Россия, вперед (улыбается)!
— Как вы думаете, почему наших хоккеистов в НХЛ становится все меньше и меньше?
— Их просто нет. И я полностью поддерживаю то, что сказал Фетисов. В Америке есть выбор — море разнообразных лиг. Хотя в России я уже давно не живу, но точно знаю, что там не существует отбора. Есть просто, скажем так, набор для того, чтобы получать тренерам зарплату. И все. Раньше же этот самый отбор в России был. А сейчас… Скажите, если у парня 140 см роста, какой он хоккеист? И вспомните последний молодежный чемпионат мира, где, допустим, у шведов игроки под 180 см, вратари выше 180 см. Все мощные. Или возьмите европейский футбол, где вы точно не увидите таких, как Аршавин. Зато сколько у него понтов! Я тут видел, как он вел себя на пляже в Майами, просто безобразие.