В Петербурге должны хорошо помнить Николая Белова по сезону 2014/15, когда он вместе со СКА стал обладателем Кубка Гагарина. При Андрее Назарове он был обменян в «Ак Барс», где не смог проявить себя, но вот теперь в «Тракторе» защитник проводит свой лучший чемпионат в карьере.
Забил уже на пять сезонов вперед!
— Хоккейную судьбу можно благодарить за то, что она забросила вас в Челябинск?
— Да, можно так сказать. Может, к Челябинску у меня все и шло. Такова хоккейная жизнь: в одной команде игрок не подошел, а в другой — все нормально. У каждого тренера ведь своя тактика, свои требования. У меня в «Ак Барсе» не очень хороший сезон выдался, а в «Тракторе» — все получается. Мне нравится в Челябинске.
— Болельщики на улицах уже узнают?
— Да, бывает. В последний раз с семьей кушали, мужчина подошел, попросил с мальчиком сфотографироваться. Я не против — пожалуйста! На улице постоянно видишь людей в кепке, в куртке «Трактора». Челябинск — хоккейная столица. Столько ледовых дворцов, столько человек хоккеем занимаются… Чуть ли не каждый третий — хоккеист. Дети после матчей пристают: «Отдайте клюшку!» А у меня столько клюшек нет, сколько им надо.
— Челябинские болельщики особенные?
— У челябинских болельщиков есть особенность — то гонят вперед, то притихают, когда команды долго не забивают. Когда счет меняется — тогда начинают шуметь, кричать, подбадривать.
— Вы эмоционально радовались первой заброшенной шайбе и объяснили это так: «Я просто раз в год забиваю». Теперь уже пять голов. Норму в пять раз, получается, перевыполнили?
— На пять сезонов вперед забил! Шучу. Тренерский штаб дает мне много игрового времени, я выхожу в большинстве, бросаю, шайбы залетают… Вот в одном матче забил в пустые ворота, тоже случайность — наугад выбрасывал, закрутилась и как-то залетела. Тренер доверяет мне, а я не хочу подводить его, стараюсь, оправдываю доверие.
— Болельщики «Трактора» выбирали в Интернете лучшего игрока октября, и вы стали третьим. Следили за голосованием?
— Нет, Интернет я не читаю вообще. И так вся жизнь хоккей! Куда еще больше? Если что-то интересное услышу, прочитаю, но чтобы специально просматривать новости — нет. И зачем что-то про себя читать? Неинтересно. Также у меня не так много очков, чтобы их проверять каждый день и следить за статистикой.
— То есть стараетесь, как говорится, отдыхать от хоккея?
— Считаю, что свободное время — мое, личное. Стараюсь выкидывать хоккей из головы. Нельзя думать о нем все 24 часа.
Силовые приемы — это тоже моя работа
— Вы часто попадаете и в топ-10 силовых приемов КХЛ. Тоже не смотрите?
— Друг семьи из Америки мне показывал. Говорит: «Смотри, смотри, ты в топ попал!» Я ответил, что мне это неинтересно, хотя в итоге и посмотрел. Не знаю, по каким критериями они выбирают эти силовые приемы… Может, комиссия выбирает, а, может, по принципу — увидели, поставили. Вообще силовые приемы — это тоже моя работа. Главное — не пустить соперника.
— Ваш силовой прием на Павле Дацюке собрал практически 10 тысяч просмотров на YouTube.
— За счет Дацюка популярным стал. Для меня это не показатель. Всегда стараюсь играть в игрока, вне зависимости от его имени. Если получилось — отлично.
— С самим Дацюком знакомы?
— Когда молодым в «Динамо» был, Дацюк и Афиногенов приезжали в локаут, тренировался с ними. Хотя, думаю, он меня и не помнит.
— Главный тренер «Трактора» Анвар Гатиятулин как бывший игрок обороны защитникам оказывает особое внимание? Просит их подключаться в атаку?
— Он уделяет внимание всему — и обороне, и атаке. Да, он говорит защитникам подключаться, но до определенного момента. Вот ты в атаку побежал, а на твоем месте никого нет… Так что про оборону тоже никогда не надо забывать.
— Вы, кстати, много играете с Кириллом Кольцовым, его постоянно нужно страховать?
— Он всегда идет к воротам, я всегда сзади. Даже думать об этом не нужно. С ним играть совсем несложно. Отоборонялся, отдал ему шайбу, убежали в атаку, закрыл зону, сменился.
— Гатиятулин как тренер — какой?
— Он требовательный. Сравнивать с другими специалистами бесполезно, у каждого свои методы, приемы и видение, как тренировать. Особо не кричит, интеллигентный человек. Но при определенных обстоятельствах «люлей» может выписать по полной.
— Болельщики «Трактора» уже соскучились по победам. А в команду, которая есть у Челябинска сейчас, снова поверили. Как вы думаете, ей по силам пройти дальше первого раунда плей-офф?
— А почему бы и нет? Будем стараться. Попасть в плей-офф — это обязательно. А там уже видно будет. Естественно, нужно как можно дальше. Все в команде это знают, все понимают, все хотят.
Когда уступали ЦСКА 0:3 в Кубке Гагарина, Быков сказал, что мы еще не проиграли
— Вам с такой игрой можно задуматься о возвращении в сборную. Скучаете по атмосфере в национальной команде?
— Конечно, каждый игрок хочет играть за сборную. Но сейчас много молодых, перспективных ребят, которые на виду. Думаю, что дорога в сборную для меня закрыта.
— Так Андрей Николишин в свое время в 34 года из «Трактора» в сборную поехал.
— Помню, Андрей Башкиров, который играл в Швейцарии, в «Авангарде», в сборную в таком же возрасте поехал. Так что вы правы, шанс еще есть.
— Для вас СКА сезона-2014/15 — особенная команда?
— Конечно. Меня обменяли из Нижнекамска. Все ведь хотят в Питере поиграть. СКА — хорошая команда, которая всегда на виду, болельщики и город — отличные. Играл вроде неплохо. Меня выпускали в равных составах, в меньшинстве. Всегда точно знал, какие задачи передо мной стояли, главное было — не пропустить. Выигрыш Кубка Гагарина — это, конечно, знаменательное событие в жизни каждого. У меня бабушка с тех пор хоккей смотрит, кричит «Шайбу!», на судей ругается. Теперь вот за «Трактор» болеет.
— Все говорят об особенной атмосфере в командах Вячеслава Быкова.
— Быков умеет сплачивать коллектив, у него свой подход — причем к каждому игроку. Готовит команду, как психолог. Вызывал к себе каждого хоккеиста, спрашивал, почему стал хуже играть, что мешает, что болит, нужно ли отдохнуть.
— Самое интересное — это серия с ЦСКА, которую удалось вытащить с 0:3. Быков нашел нужные слова?
— И Быков нашел нужные слова, и команда собралась. Посмотрели свои ошибки, разобрали игру ЦСКА, закрыли Радулова. Быков сказал, мы еще не проиграли, отступать некуда, терять нечего. Так и получилось — дожали. Когда счет стал 2–3 в серии, в команде был настоящий подъем, подбадривали друг друга. Когда сравняли счет, все начали говорить, что только один матч остался.
Назаров — эмоциональный, может накричать, но чтобы ударил — такого не было
— Вы поняли, в чем секрет Быкова как тренера-чемпиона?
— Мне далеко до такого понимания. Когда буду тренером, пойму. Если вообще стану им. Я игрок и играю, о таких вещах не задумываюсь.
— Можно сказать, что весь город объединился ради одной цели?
— Когда прилетели из Казани, сколько болельщиков было — тысяч пять. Когда я вышел из самолета, показалось, что митинг, все кричат: «СКА! СКА!» Город болел хоккеем, хотя в Петербурге всегда болельщики хорошо поддерживали. Весь город был в плакатах, везде были фотографии игроков. В торговый центр пойдешь кино посмотреть, обязательно встречаешь болельщиков. Говорят: «Давайте, ребята!»
— Парад чемпионов — самое яркое событие в вашей жизни?
— После рождения сына — да. В хоккейной карьере номер один, это точно. Я больше ничего и не выигрывал. Поднять Кубок над головой, конечно, очень приятно. На парад не только весь Петербург собрался, а еще и люди из области. Пока ехали по Невскому проспекту, как будто живая очередь была. За нами все шли на площадь. Вышли на сцену — а там огромная толпа. На следующий день после этого я уезжал, а на вокзале ко мне подходили люди — обнимали, фотографировались.
— В новом сезоне все перевернулось с ног на голову?
— Новые тренеры, новые игроки. Кто-то уехал в НХЛ. Так что больше половины состава поменялось. Хотя это не меняет того, что все равно надо играть, стараться, побеждать. Но я мало играл в том сезоне, два матча — и меня обменяли. Или продали. В любом случае, это было по обоюдному согласию.
— От любимого журналистами вопроса про конфликт с Андреем Назаровым уже устали?
— Никакого конфликта не было, ничего. Не понимаю, почему все решили, что был какой-то конфликт? Откуда это все? Это как сарафанное радио или испорченный телефон. Один сказал, второй додумал, третий целую историю написал. Ко мне просто подошли и сказали, что в команде много защитников. А мне хотелось играть, а не сидеть. Пожали друг другу руки, пожелали удачи, разошлись.
— Назарову эта плохая слава в итоге и помешала? Писали, что он чуть ли не бил игроков.
— Эмоциональный человек, но чтобы он кого-то ударил — конечно, такого не было. Кому-то что-то опять показалось. Да, может накричать. Но все мы люди.
— Вот сейчас главный эксперт Сергей Гимаев говорит, что у нынешнего СКА конкурентов нет.
— Действительно, СКА хорошо играет, но непобедимых команд нет.