Игру в Донецке центральный защитник «горняков» Ярослав Ракицкий пропустил из-за дисквалификации. Завтра же Ракицкий обязательно выйдет на поле. Травмы Дмитрия Чигринского и Александра Чижова просто не оставляют выбора. Накануне вылета в Санкт-Петербург Ярослав рассказал корреспонденту «Спорта» о настрое на матч, общении с Мирчей Луческу на русском языке и своем едва не состоявшемся рождении в Ленинграде.
Я сам себя наказал
— Ярослав, на прошлой неделе Любош Михел в одном из украинских телевизионных ток-шоу отметил, что для выхода из группового турнира Лиги чемпионов горнякам нужно набрать 7 очков. Дескать, можно сыграть вничью в Питере — при условии последующих побед над «Порту» и АПОЭЛом. Разделяете точку зрения директора департамента международных соревнований «Шахтера»?
— Сейчас, накануне игры с «Зенитом», я не хочу анализировать нашу стратегию на второй круг группового турнира. Все мои мысли занимает предстоящий матч. И говорить о том, что мы в Северной Пальмире удовлетворимся ничьей, не приходится. С таким настроением вообще нет смысла выходить на игру. В Питер летим за победой! Тем более что ситуация обязывает. Не получилась игра с «Порту», где именно я откровенно подвел, заработал совсем не обязательную красную карточку на исходе первого тайма.
— Что после проигранного «Порту»» матча вам сказал Мирча Луческу? Были подвергнуты каким-то штрафным санкциям за слишком рьяный подкат, который применили к Моутиньо?
— Я сам себя наказал. Ну и Мистер, конечно же, дополнительно меня вразумил. Тренер сказал, что таких детских ошибок больше нельзя допускать. Обидно, что и говорить. У португальцев мы вполне могли и выиграть — вели в счете, имели моменты, но мое удаление сыграло свою негативную роль.
— В итоге матч «Шахтер» — «Зенит» смотрели с трибуны «Донбасс-Арены». Согласны, что в обороне игра ваших партнеров смотрелась как-то невнятно?
Я бы не стал говорить, что в созданных «Зенитом» моментах виновата только защитная линия «Шахтера». Выигрывает и проигрывает вся команда. У нас в обороне собраны квалифицированные футболисты. В любом случае оставшееся до ответного матча время мы проведем с пользой: внимательно проанализируем матч в Донецке, сделаем выводы.
— Какие выводы вы сделали после игры с «Зенитом»?
— Что-то новое мне сказать трудно. У подопечных Лучано Спаллетти отлично налажена коллективная игра, в донецком поединке они действительно создали целую кучу моментов. Но мы сделаем все, чтобы исправиться в Питере и не разочаровать наших многочисленных болельщиков.
Мистер сказал, что так играть больше нельзя…
— Чаще всего в центре обороны вы взаимодействовали с Чигринским. Сейчас Дмитрий травмирован, и его выход в Питере исключен. Травмирован и Чижов, а значит, вам придется играть в паре с Кучером. У вас с Александром хорошо налажено взаимодействие?
— Конечно, ведь когда Чигринский выступал в составе «Барселоны», мы играли в паре с Сашей. Провели вместе с ним, наверное, более полусотни матчей. Так что чувствуем друг друга уже на подсознательном уровне. Для меня вообще нет проблем, с кем играть. В паре с Димой Чигринским тоже чувствую себя предельно комфортно.
— Конкуренция на вашей позиции чрезвычайно высока. Объявление стартового состава от Луческу ждете с замиранием сердца?
— Футбол — командная игра, поэтому какие-то личностные ощущения стараюсь отодвигать на второй план. Накануне важных игр, конечно же, немного волнуюсь. Мистер обычно объявляет состав за два часа до матча — когда мы уже едем на стадион. Мы все решение тренера воспринимаем как должное — Мистер ставит на игру того, кто сильнее в данный момент. В любом случае наставнику виднее.
— У вашей команды после матча с «Зенитом» в Донецке был чрезвычайно сложный календарь. Подопечные Лучано Спаллетти играли в Ростове, затем дома с «Волгой», а «Шахтер» бился с харьковским «Металлистом» в Донецке и с «Динамо» в Киеве. Такие качественные соперники — благо накануне ответственнейшей встречи в Лиге чемпионов?
— Зло или благо — игра покажет. Когда мы дома уступили «Металлисту», кошки на душе скребли. Мистер сказал, что так играть больше нельзя. Зато затем была яркая победа в столице Украины над «Динамо» — мы давно не выигрывали в Киеве. Переживали приятные эмоции. А что касается сурового графика, то к нему мы уже давно привыкли. Да, на восстановление дается совсем немного времени — в субботу матч в Александрии, в воскресенье прилет в Петербург, во вторник игра. Но ведь в Западной Европе многие играют по такому же графику, значит, жаловаться не на что.
— «Шахтер» в какой-то степени наступил на горло собственной песне, сыграв в Киеве против «Динамо» вторым номером. Скорее всего, такая модель игры будет продемонстрирована и в противостоянии с «Зенитом»?
— Пока об этом знает только Мистер. Мы будем играть по той модели, какую он нам предложит.
Португальские установки Луческу
— Правда, что Луческу дает установку на игру на португальском языке?
— Не совсем. Мистер действительно дает установку на португальском для наших многочисленных бразильцев. А ассистент Мистера Александр Спиридон переводит все сказанное тренером на русский язык.
— А Луческу почему не говорит на «великом и могучем»? Уже ведь восьмой год работает в Донецке…
— Когда необходимо, для русскоговорящих подопечных он находит правильные русские слова.
— Выдает их с сильным акцентом?
— Если слова простые — вообще без акцента. Если сложное предложение, тогда акцент чувствуется.
— На каком языке украинцы общаются со своими бразильскими одноклубниками?
— На русском. Наши бразильцы — одаренные ребята, русские слова схватывают на лету (смеется).
— В Питере вы остановитесь в отеле «Талион Империал» — в историческом центре города. Экскурсия по Санкт-Петербургу вас привлекает? Например, пройтись по Невскому проспекту до Дворцовой площади, взглянуть на Зимний дворец?
— О красотах города я наслышан. Но сейчас голова будет занята другим — как достойно сыграть на «Петровском», как увезти из Петербурга три очка. Кстати, я едва не родился в Ленинграде… Моя мама училась в вашем городе и даже первоначально думала меня здесь рожать. Но в последний момент на семейном совете решили, что лучше произвести дитя на свет дома, и мама вернулась на Днепропетровщину, в небольшой шахтерский городок Першотравенск, где я и родился. В Питере я все-таки побывал, но был тогда еще совсем маленьким ребенком, так что толком ничего не помню.
— Знаете, что стадион расположен на Петровском острове? И продувается всеми ветрами…
— Об этом факте не знал. А насчет ветров — это нас не пугает. Мы ведь на Украине играем, а не в Испании, Италии или Португалии. К ветрам и холодам привыкли.
— У «Зенита» была мощная поддержка в Донецке, куда приехало около пяти тысяч питерских болельщиков. Рассчитываете, что поддержка фанов «Шахтера» в Петербурге будет не менее ощутимой?
— Если не ошибаюсь, гостевая квота болельщиков на матчи в еврокубках составляет около пяти процентов. «Петровский» вмещает гораздо меньше, чем «Донбасс-Арена», — по-моему, 21 тысячу зрителей. Так что путем несложных вычислений можно сделать вывод, что пять тысяч мест болельщикам «Шахтера» «Зенит» просто не предоставит. Я слышал, что билеты на игру давно проданы. Однако пусть не в таком многочисленном составе, но наши фаны все равно наверняка приедут в Петербург и будут нас поддерживать. А мы зарядимся их поддержкой и сделаем все, чтобы добиться нужного результата.