29-летний защитник оказался единственным, кто провел все десять матчей отборочного турнира «от звонка до звонка». На следующий день после оформления путевки на чемпионат Европы Василий в эксклюзивном интервью «Спорту» подвел итоги выступления сборной России, рассказал, как в команде реагируют на критику, в каком городе предпочел бы играть на первенстве континента и почему Дику Адвокату легче работать в национальной команде, чем российским тренерам.
Андоррцы считают провокации достижением
— Перед матчем с Андоррой думали о том, чтобы получить удовольствие от игры или же были озадачены необходимостью официально оформить первое место в группе?
— Мы помнили об этом, но за результат были спокойны. И конечно же, хотелось порадовать болельщиков красивым футболом, тем более выдалась возможность завершить турнир на своем поле.
— Несмотря на статус явного аутсайдера, сборная Андорры в последнее время не пропускала особо много. За счет чего удалось добиться столь крупной победы?
— Во-первых, нам очень помог быстрый гол. После него игралось уже полегче, лучше стало получаться комбинировать и использовать преимущество в мастерстве. Но сложности против этой команды чаще всего возникают на выезде. У них очень узкое поле, причем далеко не лучшего качества. В «Лужниках» же газон нормальных размеров и, что очень важно, ровный. В таких условиях ничего не мешает доказать свое преимущество в классе.
— Поведение соперников отличалось от домашнего?
— Они традиционно играют очень грязно. Ни на что не рассчитывая в футбольном плане, постоянно занимаются провокациями. Вспомните инцидент, когда в последней игре отборочного цикла к прошлому чемпионату Европы удалили Аршавина. На мой взгляд, если им удается добиться ответа на свои провокации в виде красной карточки у соперника, им это приносит большую радость.
«Эксперты» не смотрят на наши результаты
— Какую оценку заслужила сборная России по итогам всего турнира?
— Дело не в конкретной оценке, а в том, что команда выполнила задачу. Мы вышли на чемпионат с первого места, чего не было уже очень давно. Так что, думаю, оценка выступления должна быть самая положительная. И критика в данном случае неуместна.
— Кстати, порой на долю защитников критики доставалось особенно много. Она до вас доходила?
— Давайте посмотрим на результат: сборная пропустила за десять матчей четыре мяча. На всякий случай, меньше всех соперников по группе. Что же до критики, то ее надо разделять — одно дело, когда твою игру оценивают специалисты, говорящие не огульно, а конкретно по делу. К таким стоит прислушаться. А критика из уст некоторых журналистов, которые в футболе-то не разбираются, выглядит как бесполезные выкрики. На которые и внимания обращать не стоит. Хотя даже наша победа в группе таких товарищей не останавливает: сейчас у них любимой станет тема о том, что мы не сможем удачно сыграть на Евро. А прямое попадание туда — случайность. Что ж, раз у них есть повод, пусть разговаривают.
— На старте отборочного турнира могли предположить, что проведете все матчи без замен?
— Не мог. Но сыграл, кажется. Или нет?
— Все правильно — вы единственный, кто провел полностью все десять игр. В связи с этим испытываете дополнительную гордость?
— Ради справедливости замечу, что не только я, но и многие партнеры тоже могли провести все матчи. Но некоторым, к сожалению, этого не позволили сверхлимитные карточки. Что же до моего результата, то это не самое главное в жизни. Важнее удачное выступление команды. Мне же просто приятно, что я прошел отбор от начала до конца. Не более.
Надеюсь, будем играть в Донецке
— Уже прикидывали варианты состава группы, в которой может оказаться сборная России на Евро?
— Даже не думал об этом. Тем более еще не определились все участники турнира. В любом случае загадывать, с кем желательно попасть в одну группу, с кем лучше встречи избежать, бессмысленно. Два года назад мы все радовались, что нам в стыковых матчах попалась Словения. И что из этого получилось?
— Игроки тогда действительно с радостью восприняли этого соперника?
— Конкретно радости все-таки не было. Понятно ведь, что слабых команд в Европе почти не осталось. Но общественное мнение под воздействием публикаций в газетах и журналах давало понять, что Словения для нас лучший вариант.
— В групповом турнире предпочтете сыграть в Польше или на Украине?
— Конечно, на Украине. Желательно, например, в Донецке.
— Почему именно там?
— Там шикарный стадион. Да и поддержка у сборной России там окажется гораздо более весомой, чем в других городах.
Сходства и различия Хиддинка и Адвоката
— Костяк национальной команды составляют игроки двух принципиальных соперников — «Зенита» и ЦСКА. Клубные амбиции мешают уживаться в сборной?
— Нет смысла говорить о клубных амбициях, когда мы все решаем одну задачу в сборной. Столь масштабное представительство ЦСКА и «Зенита» в национальной команде имеет место уже очень давно, на протяжении последних восьми-девяти лет. К этому все давно привыкли. И даже если мы все вместе собираемся после принципиальных матчей, то максимум, во что это может вылиться, — шутки или подколы. И нет никаких проблем оставить за дверями сборной клубные пристрастия.
— В чем главное отличие Адвоката от Хиддинка?
— Сложный вопрос. Я по крайней мере какого-то особого отличия не заметил. Даже и не думал об этом.
— А что объединяет двух голландских тренеров?
— Об их личных качествах говорить не буду. А вот в методах подготовки команды, по тому, насколько они открыты для игроков, Адвокат с Хиддинком очень похожи. Кроме того, в целом их подход заметно отличается от российских тренеров. И дело даже здесь не в самих тренерах, а в нашей действительности. Российскому специалисту очень тяжело работать со сборной. На него беспрестанно оказывается ужасное давление, пишут какие-то гадости.
— С тех пор как со сборной стали работать иностранцы, гадостей писать стали меньше?
— Нет, их и сейчас хватает. Просто европейскому тренеру легче от этого абстрагироваться и спокойно думать о решении задачи. Он может сделать свою работу и поехать домой. Ему по большому счету все равно, что тут о нем говорят. А российскому специалисту приходится жить под этим прессом, что существенно осложняет работу.
— За предстоящие восемь месяцев до начала Евро сможет ли кто-нибудь из новичков выйти на заметные роли в сборной?
— На заметные вряд ли. Но появиться в обойме команды кто-то может. Вполне.