• Запад нам поможет!

    17.07.13 17:31

    Запад нам поможет! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Переход игрока из НХЛ в КХЛ и тем более в команду уровня СКА давно уже никого не удивляет. Да и мода на заокеанские дорогостоящие «обновки» — по крайней мере в Питере — казалось, прошла. В последние годы армейские менеджеры в трансферной работе делают акцент на звезд КХЛ, сильнейших игроков чемпионатов Чехии, Швеции и Финляндии. Однако сенсационный расклад с Ильей Ковальчуком (да и приглашение Романа Червенки из «Калгари») заставил задуматься: а не подул ли снова западный ветер перемен? Или же Ковальчук — из ряда вон выходящая удивительная история. Да, мы уже сказали о том, что Петербург перестал удивляться энхаэловским джокерам. Просто потому, что настоящие звезды мирового класса в боевом возрасте в СКА никогда не приезжали. Сергей Зубов и Дарюс Каспарайтис — бесспорно, звезды, вот только на берега Невы они приезжали ломанные-переломанные, по сути дела, завершать карьеру. Лучшие годы Сергея Брылина и Максима Афиногенова, которых когда-то тоже ставили в звездный ряд, на момент их приезда в Питер тоже были позади. Что же до лучшего сейчас вратаря НХЛ Сергея Бобровского, то он, наоборот, перебираясь в Петербург на время локаута, еще не достиг звездного статуса. Словом, переход Ковальчука в СКА во всех смыслах стоит особняком. И все же, основываясь на опыте предыдущих трансферов «НХЛ — СКА», можно попытаться спрогнозировать, как же сложится судьба Ильи в Петербурге. Кстати, и сам Кови, усилив армейцев на момент энхаэловской забастовки, дал для этих размышлений обильную пищу.

    Коты в мешке и вчерашние герои

    Итак, начнем. Однозначного ответа на вопрос о том, прогрессируют или регрессируют игроки, перебравшиеся из НХЛ в КХЛ, попросту нет. Все зависит от игрока, от команды, в которую он перешел, и еще от множества самых разных факторов. Мы же для чистоты эксперимента ограничимся только энхаэловцами, приехавшими в один-единственный клуб — СКА, причем сделавшими это напрямую. Алексей Яшин и Виталий Вишневский, пожаловавшие в Северную столицу транзитом через Ярославль, не в счет.

    Теоретические рассуждения подкрепим цифрами. Сравним основные показатели хоккеистов — в энхаэловской и армейской карьерах. Для полевых игроков ключевые цифры, как водится, — забитые голы, результативные передачи и «плюс/минус»; для вратарей — процент побед и отраженных бросков, а также показатель надежности. На основе всех этих данных «Спорт День за Днем» выводит свой коэффициент прогресса, с которым вы можете ознакомиться в нижеприведенной таблице. Чем он больше — тем удачнее отыграл хоккеист за СКА по отношению к своим же выступлениям в НХЛ.

    Зачастую приглашение вратаря из НХЛ — покупка кота в мешке. Примеров масса — от Хабибулина и Брэтуэйта, призванных «Ак Барсом» времен локаута НХЛ-2004/05, до Евгения Набокова в СКА и Ильи Брызгалова в ЦСКА. Набби, к слову, до сих пор остается худшим приобретением СКА по соотношению цены и принесенной клубу пользы. С заморским кипером угадать тяжело — тонкая душевная организация, акклиматизация, непривычные площадки… Вратарю, очевидно, перестроиться гораздо сложнее, чем полевому игроку. Что ж, тем приятнее констатировать: Роберт Эш в 2008–2010 годах и Сергей Бобровский в минувшем сезоне отработали в СКА здорово. Импульсивному Эшу не хватало стабильности, как и всей той дружине Барри Смита, но американца в Петербурге полюбили. Ну а Бобровский, как и Эш поигравший и в СКА, и в «Филадельфии», выдал просто феноменальный локаутный отрезок. Блистательной игрой Сергей и СКА помог Кубок континента завоевать, и себя самого к будущей «Везине» отлично подготовил.

    С защитниками все гораздо проще. Пожалуй, представители этой линии — самые предсказуемые ребята, если не брать в расчет травмы. Но и здесь многое читалось заранее. Сергей Зубов и Дарюс Каспарайтис, как мы уже отметили, играли в СКА до первой травмы. И тому, и другому удалось провести в Питере лишь по одному полноценному — без болячек — сезону.

    Денис Гребешков и Андрей Зюзин — оборонцы, пусть и не звездные, но качественные, что они и доказали в Петербурге. В СКА оба отнюдь не отбывали номер — отдавались игре полностью, во всяком случае в дебютном чемпионате. Не секрет, что в КХЛ набирать очки все же легче, чем за океаном, но даже с учетом этого факта Зюзин с Гребешковым, перебравшись в Россию, добились заметного прогресса. Правда, ненадолго. Увы, большинство энхаэловцев, махнувших к нам, работают по следующей формуле: первый сезон — на отлично, второй — хорошо, третий — как получится. Канадцы Марк Поповик и Джейми Хьюард провели в России только по одному чемпионату и вовремя уехали восвояси. Во многом именно поэтому их статистика в СКА и выглядит неплохой.

    Звезды и шелуха

    Говоря же о нападающих, напомним любопытный исторический факт. Пять лет назад в СКА уже приезжал элитный российский форвард из «Нью-Джерси». Да, Брылин и Ковальчук — игроки совершенно разных ролей. Илья — левый крайний снайпер, прима, созидатель; Сергей — центрфорвард оборонительного плана, неприметная рабочая лошадка, разрушитель. Они такие же антиподы, как Зубов и Каспарайтис. Однако Брылина в том «Нью-Джерси» — в отличие от ковальчуковского мощном клубе-гранде — называли одним из самых полезных игроков. В СКА у Брылина, профессионала и бойца до мозга костей, увы, получилось не очень. Камень в Сергея не кинешь: отдавался работе он по максимуму, да и оценивать разрушителя только по голам и передачам не стоит. И хотя по части «плюс/минус» Брылин в России прибавил, в Петербурге от такого мастера ждали и набранных очков.

    А уж как их ждали от Максима Афиногенова! В сравнении с Брылиным его регресс в СКА в цифровом отношении не столь велик потому, что в НХЛ Сергей был настоящей звездой, без шелухи, а Безумный Макс — просто ловко раскрученным брендом. И в «Баффало», и в «Атланте» большой пользы Афиногенов не приносил. Умения сыграть эффектно, на скорости, у Максима не отнять, да только эффективность этих финтов стремилась к нулю. Те питерские болельщики, которые видели лишь яркие ролики с его энхаэловскими финтами, были по-настоящему разочарованы его действиями в СКА. Специалисты же понимали: спад у Афиногенова начался задолго до его возвращения в Россию.

    Зато бывший партнер Максима по «Атланте» Евгений Артюхин в Петербурге пришелся ко двору. Голов от Евгения никто не требовал — понятно, что козыри у двухметрового великана совсем другие. Артюхин же и яркими «хитами» публику радовал, и очков набирал не так уж мало. Еще бы необязательных удалений поменьше — глядишь, и задержался бы в СКА гигант подольше.

    Петр Пруха ехал в град Петров вовсе не звездой. Но и имя, и фамилия чеха словно предрекали: все у него в Питере сложится удачно. Так и вышло: Пруха, когда-то здорово сработавшийся в «Рейнджерс» с великим земляком Ягром, в СКА обрел второе дыхание. Настырный чешский «краек» добавляет армейской атаке остроты и энергии.

    Виктор Тихонов в НХЛ толком пока еще не раскрылся, но мечтать о покорении Запада не перестает. Между тем в Петербурге внук великого тренера зажег не по-детски, став, в частности, лучшим снайпером Кубка Гагарина — 2013.

    В завершение, конечно, о Ковальчуке. Статистика Кови в НХЛ потрясающая, но в локаутный период Илья умудрился сыграть за СКА еще результативнее. Да, мы опять возвращаемся к тому, что у нас забивать легче. С другой стороны, многие локаутные джокеры в России вместо голов «забили» на игру. Ковальчук же проявил себя истинным профессионалом: не боясь серьезных травм, он самоотверженно бился за питерский клуб. Нет сомнений, что в ближайшем сезоне Ковальчук станет лучшим бомбардиром СКА, а дальше, если верить той самой формуле… Впрочем, мы уже сказали, что Ковальчук — это особая, ни на что не похожая история.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»