• За д`Артаньянов будем пить!

    16.08.16 00:27

    За д`Артаньянов будем пить! - фото

    «Золотое перо» Петербурга Дмитрий Деров – о ярчайшем событии 2016 года в спортивной жизни России – триумфе наших фехтовальщиков на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Тайна великой победы – в собранных автором уникальных фактах.

    Пролог. Слезы счастья

    Мое лучшее воспоминание о Париже – рыжики в Булонском лесу. Бесподобные рыжики! А Рио-де-Жанейро, город мечты Остапа Бендера, где все поголовно в белых штанах, проник в сердце вместе с лучами рассвета. Помните, у Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека»… После «валидольной» победы России в фехтовании мы видели бразильскую ночь. Гуляли до утра. Аптеки, правда, обходили стороной. Сам финал лег на раны живительным бальзамом, волшебными каплями датского короля.

    Как у Блока – вечная вереница образов. Так же, да не так. Там – бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века –  все будет так. Исхода нет. А здесь – совсем иное чувство. Чувство того, что отныне все непременно будет по-другому. Лучше, чем прежде. Чище, светлее. Вот и над белоснежным песочком знаменитого пляжа Рио поднимается солнышко, запуская зайчиков в бурные воды океана. Теплый ветерок обдувает лицо, песок и волны ласкают ноги…

    И божественный рассвет. Если есть на земле рай, то он – здесь. Хочется раскинуть руки в стороны – как символ Рио, Иисус-искупитель. В глазах слезы, и слезы эти не только от ветра. Слезы счастья – от накрывающих с головой эмоций, от мыслей о Боге, о великолепии этого мира и его гармонии. «Жизнь хороша, хороша вдвойне, коль ей рисковать умеешь», – пел легендарный д`Артаньян.

    Наши новые мушкетеры умеют рисковать – они поставили на кон всю свою жизнь, принеся ее в жертву этой победе. Шли к Свету, верили в правильность избранного пути, а главное – любили свое дело, хранили ему верность. Как мушкетеры – друг другу. Великая победа сборной России по фехтованию в Рио – это история о дружбе, силе духа и верности. Это триумф команды, в которой один за всех, и все – за одного.

    Фехтование, возможно, не самый популярный вид спорта, но – самый настоящий. Веками сражения на клинках решали судьбы целых государств. Со шпагой в руках открывали континенты. Америку. Бились за честь – собственную и любимых, за правду.

    Да, сила-то, как ни крути, в ней, родимой, – в правде, а вовсе не в деньгах. Ни за какие миллионы не купишь твердость руки и мысли в момент решающего удара в финале. Удара ценою в жизнь. Не думай о секундах свысока… Олимпийский финал – то время, когда узнаешь цену тех самых мгновений, сотых долей секунды. Они – как пули у виска, как острая, холодная сталь клинка у самого сердца.

     

    А еще – понимаешь, что есть другая сталь, которая крепче оружейной. Сталь человеческого характера, дружбы. Именно о ней веками слагали легенды, прославляя это чудо. История о наших героях-фехтовальщиках – сказание на все времена.

    Как же нам, черт возьми, нужны свои «Три мушкетера». Нужны сегодня, сейчас! И как же важно сохранить способность удивляться, увидев удивительное. Детскую веру в чудеса и взрослую веру в правду.

    Фехтование – чистая, неразбавленная романтика, места которой в профессиональном спорте почти нет. К счастью, этот романтический остров еще обитаем, а значит, не все потеряно. Приключения продолжаются!

    За д'Артаньянов будем пить, за д'Артаньянов.
    Пусть короли и троны их трясутся!
    Трон опустеет, поздно или рано,
    А д'Артаньяны... д'Артаньяны остаются!
    Михаил Боярский

    Двадцать лет спустя

    История о славных подвигах российских мушкетеров в Рио, конечно же, романтическая, а потому и жанр нашего повествования очевиден. Разумеется, роман. Хотя здесь годятся любые жанры – выбирай на вкус. Например, вышла бы прекрасная сказка – об удивительном превращении фехтовальной сборной России из Гадкого утенка (ни одной победы в Лондоне-2012) в прекрасного лебедя (четыре золота в Рио). Любители жанра «патриотического», смешивая коктейль из спорта и политики, наверняка сделали бы акцент на «нашем ответе Чемберлену».

    На том, что на пути к победе в командной сабле российские девушки в полуфинале и финале победили принципиальных соперников – сборные США и Украины. На том, что перед решающими фехтовальными поединками в Рио звучала – случайно ли, нет ли – музыка из «Империи зла». И на допинговом скандале перед Олимпиадой, фехтовальщиков не затронувшем, но нервы им, тем не менее, изрядно потрепавшем. Наконец, масштаб достижения доказывают высшие правительственные награды – Ордена за Заслуги перед Отечеством и Ордена почета, врученные всем героям Президентом Путиным.

    Ни для кого не секрет, что спорт сегодня – часть большой политики, да и в романах Дюма ей уделено немало внимания. Однако д`Артаньяны в книжках все равно важнее королей, королев и королевств. Помните фразу Атоса: «Это нужно только королеве или это нужно вам?» Она многое объясняет.

    Победа сборной нужна и России, и самим ее творцам. Поэтому наше сказание, как и французских роман, – о судьбах людей. Об их подвигах (в отличие от текста Дюма – не вымышленных, а реальных), о трудности принятия ключевых решений, меняющих жизнь. О риске, о приключениях и той самой булатной стали клинка человеческой воли.

    Кто-то скажет, что «Три мушкетера» – чисто мужская история, тогда как в нашей фехтовальной сборной в Рио отличились, прежде всего, женщины. И что с того? Символично, что несколько лет тому назад был снят фильм по мотивам романа Дюма, где отлично фехтуют дочери ушедших в мир иной мушкетеров. Картину наверняка опять покажут под Новый год, и она – простая, наивная, добрая – в зимний мороз согреет нас воспоминанием о теплом солнце победы девушек в Рио. И мы поднимем за них бокалы шампанского.

    Сила «синематографа» велика. Мы все выросли на замечательных кинолентах о мушкетерах, играли в д`Артаньянов, а гвардейцами кардинала назначали своих врагов. Все наши фехтовальщики и фехтовальщицы признаются: фильм с Михаилом Боярским в главной роли сыграл важную роль в их жизненном выборе. Так что эта победа в Рио – еще и победа д`Артаньяна, а наша сборная – его духовные дети.

    Духовным же отцом самого горячего гасконца, если помните, был де Тревиль – капитан королевских мушкетеров, прекрасно сыгранный Львом Дуровым. Вот вам еще одна параллель между романом и историей в Рио, нить, связующая Россию и Францию. Отец этой олимпийской победы, наш французский «де Тревиль» – генеральный менеджер сборной России по сабле Кристиан Бауэр. И снова никуда не деться от сюжета Дюма! Мы ведь, на минуточку, стали первой с 1996 года страной, сумевшей завоевать на Играх четыре золотые медали в фехтовании (кстати, на Олимпиаде в Атланте покер сделала именно Россия). Да, тысяча чертей, – двадцать лет спустя!

    Тайное оружие Людовика XIV

    Впрочем, наш славный «де Тревиль» до успеха в Рио вполне мог и не «дожить». После неудачи российских фехтовальщиков на Олимпиаде в Лондоне «серые кардиналы» хотели убрать Бауэра из сборной. За него вступилась Софья Великая – отстояла наставника своим авторитетом. Один за всех – и все за одного. Честь и Дружба превыше всего.

    «Вы сделали то, что вы должны были сделать, д'Артаньян. Но может быть, вы сделали ошибку»,  – говорил мудрый Атос другу, отказавшемуся играть на стороне кардинала. Великая сделала то, что должна была сделать – вместе с Бауэром, спиной к спине, сражалась с врагами. Фактически на помощь менеджеру в этой фехтовальной битве пришла вся команда. Друзья познаются в беде. Думается, именно в той сшибке и родился настоящий, сплоченный коллектив, готовый к большой победе.

    Бауэр прослыл жестким, не терпящим компромиссов диктатором, держал подопечных в ежовых рукавицах. Но при этом – стоял за своих горой. Он заново «слепил» Великую после ее трагического лондонского поражения от кореянки Ким Джи Ен и выпестовал новых звездочек вроде Яны Егорян. Несомненно, без Бауэра российская сабля ни за что не достигла бы нынешних высот. И речь не только о женщинах, но и о мужчинах, которые сегодня удерживают не менее прочные позиции в мировой табели о рангах.

    При этом Бауэр очень скромен, никогда не выпячивает собственные заслуги. Напротив, всегда говорит о команде. Он мог уйти из сборной еще и в 2014-м – благо, предложений у француза хватало. Но Бауэр, для которого честь и дружба дороже денег, в последний момент передумал и остался. Остался, потому что понимал: он нужен этой команде, как своим детям.

    «Капитан» российских «мушкетеров» признался, что полюбил нашу страну, ее отчаянных саблистов. Он чувствовал, что сделал для них не все и способен выжать максимум. Но для этого пришлось кардинально поменять подход к тренировочному процессу.

    Жажда борьбы у Бауэра в крови. Он появился на свет в Страсбурге в 1951 году и с ранних лет всерьез увлекся фехтованием. А как не увлечься? Страсбург – город с давними мушкетерскими традициями.

    Еще во времена Людовика XIV страсбургская школа братьев святого Марка, одна из самых блестящих фехтовальных площадок Германии, перешла в лоно французской короны, получив название Académie de Strasbourg. Вот у потомков фехтовальщиков той эпохи юный Бауэр и познавал тайны владения саблей. Выходит, корни у российской победы самые что ни на есть мушкетерские!

    «Великие чемпионы вырастают только в спартанских условиях», – рассказывал олимпийский чемпион Монреаля Виктор Кровопусков. Диктатура Бауэра вкупе с его знанием старинных секретов фехтовального искусства и умением создать команду – необходимые условия победы. Но есть и еще один аспект. Психология. Умение в нужный момент одним точным словом-выпадом затронуть нужные струны в душе подопечных – талант, научить которому невозможно.

    Рука де Тревиля

    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Бауэр тоже начинал со слова. И был для команды если не Богом, то первым после него. Достаточно просто оказаться рядом с Кристианом, чтобы почувствовать его харизму, невероятную силу духа. Это трудно объяснить – это нужно ощутить. Наверное, такой же силой обладал легендарный де Тревиль. Сам Крис говорил, что фехтование делает человека крепче духовно. Что ж, если так, ради одного этого стоит отдать ребенка в фехтовальную секцию.

    В Рио, к слову, вечерами сила духа и крепость руки могут порой спасти жизнь. Уровень преступности – особенно в бедных районах – запредельный. Хоть клинок с собой на прогулку бери, но против пистолета куда эффективнее другое оружие – психологическое. Бауэр даже в свои 65 лет выглядит крепким, но, что важнее, такой человек как Кристиан способен морально подавить вооруженного преступника. С ним и на медведя, и в разведку можно идти смело – не то, что в бедный район Рио-де-Жанейро!

    Спортивное фехтование, при всей защитной экипировке спортсменов, тоже штука опасная. И физический страх присутствует даже на уровне олимпийского финала. Так, наша дважды золотая саблистка Яна Егорян призналась, что преодолеть боязнь в полуфинальном поединке с украинкой Ольгой Харлан ей помог именно Бауэр.

    – Против Харлан мне всегда страшно фехтовать – у нее довольно агрессивный стиль, – объяснила Яна. – Хорошо, что Кристиан успокоил. А вообще, если бы не было Бауэра – не было бы и меня! Крис – это человек-легенда в нашем виде спорта. У него много достоинств, но главное – он умеет мотивировать спортсменов, дает им поверить в себя.

    Сам Бауэр – настоящий философ, и к успехам относится соответственно. Кажется, для него важнее результата процесс – творчества, самосовершенствования, познания.

    – В России считают, что если ты ничего не выигрываешь, ты пустое место, – смеется Кристиан. – Когда я работал в Китае, кстати, было то же самое. Нет золотых медалей – иди вон! Так что я очень рад. Победа в личных соревнованиях – это здорово, но триумф коллектива – и вовсе фантастика. Я работаю именно с командой, а индивидуальности черпают свои силы из совместной работы. Просто на Олимпиаде не бывает. Это особый случай. Здесь огромную роль играет психология. Мы испытали большие сложности в матче с США, да и в финале с Украиной пришлось тяжело. Но мы сильны духом.

    Маятник Фуко

    Мушкетеров вместе с д`Артаньяном было четверо. Сколько у нас шпаг? Четыре! А сколько у нас золотых медалей в фехтовании в Рио? Правильно, тоже четыре.

    Все началось с драматичного российского финала в индивидуальной сабле, где сошлись молодая Яна Егорян и опытная Софья Великая. Бауэр дал Великой очень много – фактически поднял ее из лондонского «пепла», кардинально изменил систему тренировок. С другой стороны, Софья была Великой – во всех смыслах – и до прихода Бауэра. Тут требовалась лишь «тонкая настройка».

    С Егорян же все иначе. Она – чистый лист, на котором французский «художник» написал шедевр.

    Бауэр никогда не раскроет тайну – за кого из девочек он больше переживал в финале. Особенно, в те секунды, когда на табло горел счет 14:14 и судьбу олимпийского золота, висевшую на волоске, решал один-единственный укол. Момент истины.

    Маятник качнется, сердце замирает… Наш француз, запустивший этот «маятник Фуко», следил за мерными движениями собственного творения, будучи уже не в силах что-то изменить. Да если б он и мог – разве ж поменял бы?! С одной стороны, Яна – чистое его «дитя», с другой – Софья, благодаря верности и дружбе которой он «дожил» до Рио. Одна всем обязана ему, другой он сам обязан – если не всем, то многим.

    Победила молодость. Всевышний решил не в пользу Великой. Значит, так надо.

    – В сабле самое главное – не терять контроль, – скажет потом Бауэр. – На протяжении финального дня мне казалось, что у Сони есть какая-то тяжесть в душе. А молодая Яна, наоборот, была полностью свободна от лишних мыслей. Олимпиады выигрывают молодые, потому что у них свободна голова.

    Дороже наград высшей пробы тот факт, что после победы Яна первым делом подошла к Софье – как могла, поддержала ее морально. Даже после дуэли они остались Командой.

    – Соня – великая спортсменка, и я представляю, насколько ей тяжело снова быть второй на Олимпиаде. Скажу честно: сколько себя помню в спорте, всегда равнялась на Соню. Она для меня – эталон, – призналась Егорян.

    Надо ли говорить, что в командной сабле Яна билась с удвоенной силой – за себя и за Великую. А силы Софьи утраивало горячее желание – вопреки всему и всем – добраться до заветной вершины. Русский характер, гасконский ли? Женский ли, мужской ли? Поди разбери. Да и надо ли разбирать? Характер бойца – человека, готового сражаться за свою мечту.

    Хитри, отступай, играй, кружись… В напряженном полуфинале россиянки, в составе которых, помимо Великой и Егорян, выступали Екатерина Дьяченко и Юлия Гаврилова, победили американок (45:42). А в финале взяли верх над украинками (45:30).

    – У нас непростой в этом плане вид спорта: только что девушки фехтовали друг против друга, а тут раз – и должны стать одной командой, – подчеркнул Бауэр. – Психологически бывает крайне сложно перестроиться. Счастлив, что именно команда помогла Софье все-таки исполнить ее мечту. Ей уже 31 год, возможно, она скоро закончит. Нужно уйти из спорта на самой высокой ноте.

    Золото в рапире завоевала Инна Дериглазова, одолев в финале двукратную олимпийскую чемпионку итальянку Элизу ди Франциску. Опять победила молодость, и снова все решил один удар (12:11) и… совет наставника в трудный момент. Начало-то боя Инна провалила (0:3), но сумела переломить ход поединка.

    – Да, уступая, я смогла набрать семь безответных очков, – вспоминает Дериглазова. – Стремилась продолжать в том же русле, но я же тоже человек – немного дала слабину. Когда вела 12:8, а соперница начала догонять... Это моя болезнь – впадаю в панику. Но я была уверена, что победу не упущу. Огромное спасибо тренеру – он дал правильную установку.

    Французская революция

    Ну а что же мужчины? Они принесли в общую копилку золото в командных соревнованиях рапиристов. Имена наших героев-мушкетеров – Артур Ахматхузин, Тимур Сафин и Алексей Черемисинов. В полуфинале они превзошли сборную США (45:41), а в битве за золото сошлись с мушкетерами по крови – французами. И побили тех их же фирменным оружием – храбростью да командным духом (45:41). По ходу сражения наши горели «-9», уступая по всем фронтам, но проявили характер.  Столь серьезное отставание по ходу олимпийских финалов за всю историю фехтования никто и никогда не отыгрывал!

    «Революционный» перелом внес выход на дорожку Алексея Черемисинова, но отдельно нужно сказать об Артуре Ахматхузине – человеке со стальной, как клинок, волей. Он перенес две операции, но вернулся в строй, чтобы победить. Кстати, сам Артур, отдавая должное европейским школам фехтования, подчеркнул и роль в олимпийском успехе школы отечественной. Симбиоз стилей, гибкость тактики – как рапиры – в итоге помогли нам «раскачать» Францию.

    – Все решила наша вера, – резюмировал Ахматхузин. – Пока последний укол не нанесен, ты еще не проиграл.

    К четырем золотым и одной серебряной медалям наша сборная добавила две бронзы – на пьедестал забрались рапирист Тимур Сафин и команда девушек-шпажисток (Виолетта Колобова, Ольга Кочнева, Татьяна Логунова и Любовь Шутова).

    – В командном турнире мы все были друг за друга горой и благодаря этому единству смогли добиться поставленной цели, – отметила Виолетта Колобова. – Конечно, хотелось золота, но и бронза – наша мини-победа. В первую очередь, над самими собой.

    В заключение – вернемся к теме силы. Она, конечно, не в деньгах, а в правде, но и без финансовой поддержки далеко не уедешь. Тому же д`Артаньяну, чтобы добраться до подвесок королевы в Лондоне, помимо помощи верных друзей и мастерского владения клинком, требовались еще и пистоли. Здорово, что большие бизнесмены вкладывают средства не только в футбол. Самый богатый россиянин в мире, Алишер Усманов, горячо любит фехтование и инвестирует туда большие суммы, делая его все более привлекательным для зрителей.

    – Это элементарная попытка человека сохранить в душе лучшие годы своей жизни – детство, юность, – объяснил Усманов. – Фехтование – моя молодость, и, помогая развиваться этому виду спорта, я в нее возвращаюсь.

    Самый богатый россиянин в мире – в прошлом фехтовальщик. Несомненно, навыки обращения с клинком помогают и в бизнесе – отражать выпады оппонентов, своевременно реагировать на «уколы», сохранять хладнокровие.

    Хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым – духом и телом, смелым, решительным?! Отдайте его в фехтование. Не пожалеете! Возможно, он не станет олимпийским чемпионом или богатейшим человеком планеты. Не это главное. Есть в жизни вечные ценности, которые дороже золота.

    Короли приходят и уходят, д`Артаньяны остаются!

    Дмитрий Деров, Рио-де-Жанейро – Петербург


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»