«Шериф» – первый молдавский клуб в истории Лиги чемпионов. На пути в групповой турнир команда прошла все четыре раунда квалификации, выиграла все домашние матчи. В основной стадии «Шериф» стартовал с победы над «Шахтером» 15 сентября (2:0) и идет на первом месте в группе, опережая не только донецкий клуб, но и «Реал» с «Интером». Корреспондент «Спорта День за Днем» поговорил об успехе молдавской команды с главным тренером Юрием Вернидубом – бывшим защитником и капитаном «Зенита» (1997 – 2000).
Это первое и пока единственное интервью Юрия Вернидуба российскому СМИ после успехов с «Шерифом» в Лиге чемпионов.
Выход в Лигу Европы считался бы крутым. Никто не ожидал, что мы выйдем в Лигу чемпионов
– Ваши игроки – дебютанты Лиги чемпионов, но не скажешь, что они тушуются. Как вы вселили в них уверенность и спокойствие?
– У нас интернациональная команда – футболисты из Африки, Южной Америки. И я бы не сказал, что они такие «простые». Есть опытные ребята – тот же Адама Траоре, который забил «Шахтеру». Он играет за сборную Мали, выступал за «Метц». Не знаю, почему он мало играл во Франции. Для меня это откровение. Он очень сильный футболист. Не скажешь, что такие футболисты должны чего-то бояться.
Ребята выходят на поле, получают удовольствие. Я всегда им говорю: «Давайте получать удовольствие от футбола».
– Для вас это такая «тактика» в Лиге чемпионов? Никакого давления от результата и статуса первой молдавской команды в турнире, только удовольствие?
– Конечно. К тому же, игра в Лиге чемпионов даст им огромный шанс. Я постоянно разговариваю с ними об этом, объясняю. Выступление в группе Лиги чемпионов дорогого стоит. Если мы сыграем удачно, покажем себя с лучшей стороны, то они сделают только шаг вперед в карьере. Уверен, что в дальнейшем на них появится большой спрос.
– В чем сложность управления и общения с большим интернациональным коллективом?
– Футбол объединяет, но сложности есть. Например, многие африканцы не говорят на английском – только на французском. Нам помогают переводчики. Да, иногда на поле возникают сложности. Приходится брать за руку, вести, показывать, что от них хочу, какие нужно зоны закрывать, куда открываться. И игроки очень быстро улавливают нюансы. Самое важное – любить свою работу и показывать это.
– Следующий матч – против «Реала» в Мадриде. Чего ожидаете от своих футболистов?
– Хочется выступить как можно лучше, дать сопротивление. Всякое бывает. Футболисты не будут испытывать давления. Я всегда им говорю: «Деньги в футбол не играют. Играете вы!» Если мы хотим расти, то нужно выйти на поле, и получить от этого удовольствие.
Легионеры «Шерифа»: кто из них подошел бы российским клубам
– Вы выиграли пять домашних матчей из пяти в Лиге чемпионов. Почему соперникам так тяжело на вашем стадионе?
– От «Шахтера» были жалобы на качество газона. Но я не скажу, что поле плохое или тяжелое. Шикарный газон. Я знаю, как качественно ухаживают за полями главной и малой арен. На главной мы играем только в Лиге чемпионов, на малой – в чемпионате. Поэтому нельзя сказать, что нам легче, чем сопернику, от того, что мы играем и тренируемся на одном стадионе.
– Почему не играете на одном стадионе?
– Дело не в качестве газона. Зачем играть на 13-тысячной арене, если на нее не пускают зрителей из-за ковида? Можно сыграть и на восьмитысячном стадионе. Арены находятся рядом – на территории спортцентра «Шериф». Расстояние между ними 200 метров.
– Какие задачи в Лиге чемпионов поставило руководство? И какие задачи вы ставите перед игроками?
– Даже об этом разговора не было. Была задача-минимум – попасть в Лигу конференций. Или в Лигу Европы, и это считалось бы очень круто. Никто не ожидал, что мы выйдем в группу Лиги чемпионов. Поэтому я счастливый человек! Мечты иногда сбываются!
В чемпионате Молдовы для нас задача одна – первое место. Нужно попадать в групповые этапы Лиги чемпионов, Лиги Европы. Турниры, в которых клуб может зарабатывать.
Если хотим выступать на групповых стадиях ЛЧ, то нужно отказаться от лимита
– Что нужно сделать, чтобы «Шериф» стабильно играл в Лиге чемпионов? Возможно ли это?
– Сложно сказать. Но к этому сезону мы готовились очень серьезно. Строили команду, начиная с зимы. Сделали точечные усиления летом. Нужна стабильность состава, но, к сожалению, после таких сезонов футболисты хотят поскорее перейти в клуб побольше.
Зависит от того, как поведет себя руководство, ведь на футболистов есть спрос. Если мы хотим сохранить команду, то расставаться стоит с единицами. Возникнут проблемы, если мы распродадим состав. Эти вещи я прочувствовал еще в «Заре».
– На послематчевой пресс-конференции вы высказались о вреде лимита на легионеров. В Молдове есть люди, как в России, которые выступают за введение лимита?
– Не знаю. Я пришел в «Шериф», когда ввели безлимит. Не хочу обижать молдавских футболистов, но отмена лимита и позволила нам так выступить в Лиге чемпионов. Лимит не принесет пользу ни одному чемпионату – Молдовы, России, Украины, Казахстана. Если мы хотим выступать на групповых стадиях Лиги чемпионов, то нужно отказаться от лимита. Местные футболисты должны прочувствовать важность. Не просто быть в составе, занимать место, а доказать, что достойны. Любой тренер поставит в состав футболиста, который старается и заслуживает этого. А из-за лимита, хочешь или нет, некоторых футболистов приходится ставить в состав. Это проблема.
– Вы сказали, что победа над «Шахтером» – пока главная в тренерской карьере. Эти эмоции сравнимы с теми, которые вы испытали, выиграв Кубок России с «Зенитом» в 1999-м? В Петербурге ту победу праздновали ярче, чем последние чемпионства.
– Скрывать нечего, победа в Кубке России – огромное событие для меня. Было время! Были сумасшедшие эмоции. Всегда говорю, что для меня как футболиста на всю жизнь будут памятны три клуба: запорожский «Металлург», «Зенит», «Днепр».
«Вот Бышовец хохлов голодных привез!»: 10 лучших украинцев в истории «Зенита»
К сожалению, больше в моей карьере футболиста не было таких значимых побед. Максимум – бронза первой лиги чемпионата СССР с запорожским «Металлургом».
Но и особых достижений не было, когда стал тренером. Долго работал в луганской «Заре», провели хорошую работу, выиграли бронзу чемпионата, дошли до финала Кубка Украины. Это тоже дорогого стоит.
– Мы разговариваем с вами на следующий день после победы над «Шахтером». Когда эмоции были ярче – вчера или в мае 1999-го?
– Если откровенно, то вчера. Я мечтал о Лиге чемпионов с самого начала футбольной карьеры. Это глобальное событие, на всю жизнь. Правда тогда не существовало Лиги чемпионов, были Кубок Чемпионов, Кубок УЕФА и Кубок Кубков.
– Представим, что «Шериф» сыграет с «Зенитом» в плей-офф Лиги чемпионов или Лиги Европы. С какими ощущениями вернетесь в Петербург?
– К сожалению, сейчас между Украиной и Россией есть серьезные проблемы. Но в моей памяти навсегда останется карьера в Петербурге. Тогда мы все были дружным народом! Поездка в Петербург вернет хорошие воспоминания! И, конечно, захочется как можно лучше сыграть с «Зенитом», показать хороший футбол.