Юрий Гаврилов, легенда московского «Спартака» 1970-80-х, редко смотрит российский футбол. Говорит, что ему это неинтересно. С одной стороны, странно. С другой, видимо, наши клубы и сборная играют так, что даже люди, посвятившие себя футболу, не могут на это смотреть.
Хотя Юрий Васильевич – которому надо было отдавать мяч, когда не знаешь, что с ним делать – не любит давать интервью, он рассказал корреспонденту «Спорт День за Днем», что не так с нашим футболом и что нужно делать для того, чтобы ситуация изменилась.
Легионеров в наш чемпионат привозят, чтобы на них заработать
– Юрий Васильевич, как вам игра сборной под руководством Валерия Карпина?
– Я не смотрю матчи сборной. От российских футболистов давно ничего не жду. Что там смотреть? Люди одни и те же в сборной. Уровень средний. Сомневаюсь, что Карпин научит их играть по-другому.
– Бесков же мог научить.
– Бесков...Сравнили! Константин Иванович подбирал людей, которые могли дополнять друг друга на поле, знал, как формировать команду. Не брал лишь бы кого. Сколько людей через «Спартак» тогда прошло! Братья Мачаидзе, Виктор Грачев из донецкого «Шахтера». Вот вы думаете, почему братья Мачаидзе не заиграли в «Спартаке»? Они были основными игроками грузинских команд.
– Не подошли «Спартаку» по стилю?
– Не вписались в концепцию. При этом в «Спартаке» заиграли те, кого раньше никто не знал: Дасаев, Романцев, Шавло, Сочнов. Тренер Бесков чем хорош был – умел видеть футболистов, понимал, как из них создать команду. А сейчас говорят: в России не могут найти 11 футболистов для сборной. И привозят сюда непонятных футболистов из-за рубежа. Раньше обходились как-то без них. И клубы играли успешно в еврокубках. Что потом произошло? Что изменилось?
– Развалился Советский Союз.
– Это политическое событие. А со спортом что случилось? Почему его отдали на откуп аферистам? Они привозят сюда иностранцев, деньги свои «отщипывают», а на футбол им, получается, наплевать. Сколько наших пацанов пропадает! Посмотрите, что происходит. При каждом клубе есть футбольная академия. Каждый год она выпускает 17-летних игроков. Ну и где они?
– Вы о том, что ребят плохо готовят или о том, что им не доверяют?
– Это в совокупности. Раз тут тратят деньги на подготовку футболистов, зачем сюда везут иностранцев, которые там, за границей, не нужны? Понятно, что это не спортивный интерес, а чисто коммерческий. Везут, потому что хотят заработать на них деньги. Давно говорил: российский футбол превратили в кормушку. И хорошо себя чувствуют. Легионерам платят сумасшедшие деньги, которые они никогда не смогут отработать. Потому что столько не стоят.
Разве можно сравнить Джикию с Хидиятуллиным, а Промеса - с Ярцевым?
– Что делать?
– Отказаться от этой практики. Дайте дорогу нашей молодежи. Дайте возможность играть ребятам, которые горят желанием, чего-то хотят в этой жизни. Как раньше у нас было: попал человек в дублирующий состав, следующая цель – попасть в основной. Попал в основной состав – открывается дорога в сборную. Я каждый год играл на Кубок УЕФА. Почти десять лет. Сейчас же никакого «лифта» в большой футбол нет. Берут иностранцев, не способных даже усилить состав команды. Я не пойму, зачем?
– В «Спартаке» нет хороших легионеров?
– А вы что, не видите?
– Хороших не вижу.
– Ну так вот. Хороший – тот, который может повести за собой. Такого в «Спартаке» нет. Раньше был. Я ушел из «Спартака» в 1986-м. Но там остался мой брат Федор Черенков. Этот человек вел за собой всю команду. А сейчас кто так может?
– Говорят, Джикия.
– Да не, какой Джикия... Ну разве можно его сравнить, например, с Вагизом Хидиятуллиным, который играл за «Спартак»? Рядом не стоял. Я уже не буду говорить про Геннадия Морозова, он играл перед Хидиятуллиным центрального защитника.
– А Соболева нельзя сравнить с Родионовым.
– Кого? Соболева? Вы что, шутите?
– Просто для примера.
– Вы плохо шутите. Из игроков нынешнего «Спартака» никто не сравнится с теми, кто играл за «Спартак» тех лет. Шавло, Сидоров, Кузнецов, Новиков – сейчас таких футболистов нет.
– Зато есть Промес.
– Промес – это фигня. Он атакующий игрок. Но как его можно сравнить с Ярцевым, например? Посмотрите, сколько Ярцев забивал и сколько Промес. У нас в «Спартаке» Сочнов забивал, мне кажется, больше, чем Промес. Хотя играл крайнего защитника. А в команде Орехово-Зуева Сочнов был нападающим. Это Бесков его сделал защитником. А Романцев? Играл в Красноярске левого крайнего нападающего. Пришел в «Спартак», Бесков поставил его на позицию левого крайнего защитника. Вот так тренер создавал команду.
«Лудогорец» и «Динамо» (Загреб) – это наш уровень, даже ниже
– Матчи «Спартака» хоть сейчас смотрите?
– Нет, только результаты. Я не верю в этих игроков. Верить можно в тех, кто дает результат, показывают игру. А когда люди сегодня так, завтра - этак, о какой вере можно говорить? Я наш футбол не смотрю, неинтересно. Смотрю европейские чемпионаты.
– Сильно отличаются от российского?
– У нас очень слабый уровень. Вот сборная с островами играла. Еле-еле у Мальты дома выиграла! Пенальти нас спас. А если бы они забили, думаю, наши не выиграли бы. Бельгия, Дания, Англия побеждают соперников с разгромными счетами. Нидерланды раздербанили Турцию в хвост и гриву. Вот футбол, который нравится, который хочется смотреть. А это все.... Увидите, как сложно придется со Словакией, Словенией в октябре. Это не Кипр и не Мальта. Хотя эти сборные раньше вообще никто не воспринимал всерьез. Это в матчах со сборной России они так выглядят.
– Прочтут ваши слова, скажут: Гаврилов не патриот.
– Кто? Я? Ха, знаете, сколько таких, как Гаврилов? Не патриот... Я в сборной СССР играл девять лет. Обыгрывал сборную Португалии в Лужниках 5:0. Даже фамилий не знал игроков, который за Португалию играют. А сегодня Мальта, Кипр нас «возят».
– Из Португалии тренера позвали в «Спартак».
– (Смеется.) Кого ни зовите – толку не будет. Пока не будут играть за «Спартак» доморощенные ребята, ничего не будет. Никакие иностранцы не спасут. Тем более, хорошие сюда не поедут.
– Бразильцы «Зенита» вам тоже не нравятся?
– «Зенит» смог с ними выйти из группы в Лиге чемпионов? Почти все наши команды вылетают на первых стадиях еврокубков. Там «Лудогорец», хорватское «Динамо», «Зальцбург». Вот наш уровень. Мы даже ниже, потому что умудряемся проигрывать грузинским, израильским командам. Я доходил до полуфинала Кубка УЕФА со «Спартаком». Обыгрывали «Астон Виллу», «Брюгге», «Арсенал». Но тогда еще был футбол сумасшедший, в Кубке УЕФА играли мощные клубы. Идите сейчас – обыграйте «Арсенал». Да не обыграете никогда.
– Если бы тот «Спартак», за который вы играли, встретился со «Спартаком» сегодняшним, кто победил бы?
– Мы, конечно. «Спартак» 1979 года был очень силен, опередил киевское «Динамо» в борьбе титул.
– Есть в России игроки, которые вам нравятся?
– Нет таких. Сейчас же 80 процентов привозных. И даже Миранчук, Зобнин – это все не то.
– А из прошлых лет? Аршавин, например.
– Аршавин, Кержаков, Семак, Семшов, Зырянов – последние наши люди. Раньше были в «Спартаке» Тихонов, Титов, Цымбаларь, Аленичев. Вот и весь российский футбол. После этих поколений вообще нет футболистов.
Сборная вряд ли попадет на чемпионат мира
– Кто же наш футбол может спасти? Путин?
– А что Путин может сделать? Ну, надавят на Дюкова. Дюков надавит на школы. А дальше что? Мне многие задают вопрос: «Почему, Юрий Васильевич, вас не привлекают как ветерана в академию «Спартака»? Не знаю, говорю. Значит, я не нужен. Почему? С одной стороны, я могу сказать что-то такое, что не понравится руководителям «Спартака». С другой, могу чему-то научить молодежь. Ведь сейчас молодые не знают, с какой стороны подойти к мячу. Не понимают своей роли на поле. Каждый игрок должен знать свой маневр. Как нам Бесков говорил: «У каждого свой фронт работы». Один мячи отбирает, другой, как я, владеет передачей, третий, как Ярцев, забивает голы. Вот так складывается командный механизм. Сейчас же мы не видим ни слаженности, ни мысли. Бегают они, что-то пыжатся. Но это все не футбол. Футбол – там, в Европе.
– Ну вот! Поэтому оттуда и везут к нам футболистов.
– Такие, какие сюда едут, не нужны. И зачем всю команду формировать из иностранцев? Нет у вас вратаря – пригласите хорошего вратаря. Нет защитника – пригласите защитника. И так в каждую линию. Зачем восемь? Когда ЦСКА выигрывал Кубок УЕФА, в обороне играли Березуцкие, Игнашевич, Акинфеев. Погоду в атаке делали бразильцы. За «Зенит» тоже россияне тогда играли. А вспомните, что случилось с «Динамо», когда они выпустили на поле 11 иностранцев? Поэтому наш лимит надо уменьшить. И дать российским игрокам проявить себя. Хорошие иностранцы все равно отсюда бегут.
– Почему, кстати?
– Как почему? Потому что тут нет футбола. Вот Влашич сбежал в Англию. Средний игрок, просто на фоне тех, которых сюда везут, выделялся. Уехал в Англию, где еще пару можно пару сезонов поиграть, чтобы не деградировать окончательно. Много таких можно вспомнить: Вальбуэна, Кураньи, Роберто Карлос, Халк, Витсель — все убежали отсюда. Так это еще приличные игроки. А те, что играют сейчас, – мусор. Только отнимают места у наших ребят. Поэтому я не верю в нашу сборную, в ее перспективы.
– Если она попадет на чемпионат мира, посмотрите матчи?
– Вряд ли. Мне не доставит удовольствие ее игра. А скорее всего, она на чемпионат мира не попадет.