• «Я помогаю ребятам стать футболистами, а они мне – тренером». Олег Сальников – о влиянии Бердыева, испанской системе тренировок и требованиях Карпина

    Разговор с бывшим тренером молодежного состава «Ростова»

    04.07.22 13:52

    «Я помогаю ребятам стать футболистами, а они мне – тренером». Олег Сальников – о влиянии Бердыева, испанской системе тренировок и требованиях Карпина - фото

    Фото: Официальный сайт ФК

    Источник:Спорт день за днём

    Автор:

    В минувшем сезоне «Ростов-М» сенсационно выиграл серебро М-Лиги, на финише уступив ЦСКА лишь одно очко. С учетом всех тренерских перестановок в Ростове за последний год, этот успех выглядит еще мощнее. Весомый вклад в результаты ростовской молодежки внес Олег Сальников – тренер с необычным подходом к обучению молодых футболистов и идеями, которые помогли команде показать высокий результат, а некоторым игрокам подняться из молодежного состава «Ростова» в основной. 46-летний специалист пообщался со «Спортом День за Днем» и рассказал о принципах своих тренировок, влиянии Курбана Бердыева на российский футбол и требованиях Валерия Карпина.

    Бердыев давал знания — меня это подкупало

    1fe1955c6ee88eb5a6d343027be13311690c2355.jpeg

    – Как вы попали в футбол?
    – Как и все мальчишки, которые любили эту игру. Играл в футбол во дворе. В моем городе всегда была взрослая футбольная команда, но не было спортивной школы. Наверное, это и повлияло на мое становление как спортсмена, потому что двор закаляет.

    После армии я вернулся в свой город и играл за «Металлург» Пикалево на КФК «Северо-Запад». А потом он принял предложение возглавить «Спартак» Орехово-Зуево и взял меня с собой. Так началась моя профессиональная карьера.

    – Дмитрий Чистяков тоже из Пикалево. Вы знакомы?
    – Да, мы жили практически на одной улице. Дима – местный воспитанник, в определенное время уехал в Петербург в СДЮСШОР. У него, конечно, непростой путь в основную команду «Зенита» получился. Позже судьба нас свела в «Ростове»: Дима был игроком основного состава, а я работал в академии клуба.

    – В начале нулевых вы играли за «Рубин» Бердыева. Курбан Бекиевич самый сильный тренер в вашей игровой карьере?
    – В моем понимании на тот момент Бердыев был топ. И сейчас Курбан Бекиевич остается для меня топ-тренером и топ-менеджером. Он давал футболистам знания, учил играть – меня это всегда подкупало.

    w_50784721.jpg

    – Многие эксперты отмечают влияние Бердыева на российский футбол, в частности повальное использование схемы с тремя центральными защитниками. Действительно ли его влияние было столь велико?
    – Мы всегда будем двигаться к новым футбольным трендам. Придумано уже многое, но Бердыев воспользовался этой схемой и хорошо интегрировал ее в команду. Хотя тогда мы играли в 4 защитника. Что касается оборонительных действий, игры без мяча, все настолько было четко выстроено. Все игроки знали свой маневр, все знали, как обороняться и контратаковать реорганизованного соперника – это была его фишка.

     

    Российский топ-тренер неожиданно уехал в Иран. Как Бердыева туда занесло?

    – Это влияние пошло в плюс российскому футболу?
    – Бердыев – тренер, который больше ориентирован на оборонительные действия и контратаку. Но нельзя говорить, хорошо это или плохо. Это его стиль.

    Первый неудачный сезон в «Волге»

    – Когда вы стали задумывать о продолжении футбольной жизни, но уже в качестве тренера?
    – Это произошло, когда я выступал за «Волгу», когда я уже был возрастным футболистом, на тот момент было 33 года. Я был капитаном команды, но главный тренер посчитал, что мне пора заканчивать с футболом. Силы были, я хотел продолжать играть, но конкретных предложений не было. А ехать во вторую лигу у меня не было желания.

    – То есть эта мысль не зрела у вас в голове, пока вы играли?
    – Нет, меня сподвигло к этому решение тренера. Это было на предсезонных сборах, за неделю до старта сезона. Меня вызвал к себе президент клуба и сообщил, что тренер не видит меня в составе. И сразу же предложил мне остаться мне в команде и перейти на должность администратора. Я 5 лет провел в «Волге», они хотели меня сохранить и отправить учиться.

    – Насколько я понимаю, тут начинается история про вашу поездку в Испанию?
    – Еще нет. После первых нескольких туров главный тренер подал в отставку. Но на тот момент не стали на коленке искать тренера и назначили бывшего игрока «Волги» Сергея Передню, а мне предложили роль помощника тренера. Мы довели команду до конца сезона и заняли четвертое место.

    – Неплохой старт для неопытных тренеров.
    – Чуть-чуть не дотянули до выхода в Премьер-Лигу. Конечно, коллектив был хороший, и команда была хорошо готово. У нас получилось, но руководство области поставило задачу выйти в РПЛ. А поскольку задача не была выполнена, губернатор посчитал сезон неудачным.

    Если я сразу дам ответ ребенку, в его памяти это останется ненадолго

    – Как вы попали на обучение в Испанию?
    – После того сезона я ушел из «Волги» и начал тренировать детей и любительские команды из Ленинградской области. Времени совмещать хватало. Уже на тот момент мне не давал покоя вопрос: как научить детей играть в конструктивный футбол, который мне всегда нравился? Я не нашел ответа на этот вопрос, даже закончив Высшую школу тренеров. И найдя знакомства в Испании, я поехал учиться туда.

    – Чему вы там научились?
    – Я обучался в Испании у Хуана Луиса Мартинеса, мне понравилась идея, то что он практикует. С первой тренировки детей обучают пониманию пространства и времени. Обучение проходит непосредственно игре, в основном различным видам преимущества. Основная идея – не делить футбол на качества. Все в одном техника, физика, тактика и психология. Теперь все эти элементы одновременно отрабатываются с первой и до последней минуты в моей тренировке.

    2019_salnikov_trener-1200x800-e22.jpg

    – Это для детей?
    – Да. Программа направлена на обучение детей и юношей футболу, пониманию игрового эпизода. Если мы развиваем технику, как отдельный элемент, то он развивается относительно игровой ситуации, а не изолированности.

    – То есть все тренировочные упражнения копируют игровые эпизоды?
    – Более того. Нет такого, что футболист большую часть времени тренировки стоит и пасуется со своим партнером без какого-либо сопротивления. Надо обучать детей с первой тренировки футболу с сопротивлением, пусть и минимальным, но оно должно быть.

    – Опишите свою тренировку?
    – Обучение разбивается на ситуации малых, средних и больших пространств, и в этих пространствах участвуют футболисты. Естественно, с сопротивлением, как в игровом эпизоде. И даже разминка проходит с сопротивлением также, как и обучение различным видам преимущества – все с сопротивлением.

    – Какие результаты это дает непосредственно в игре?
    – Во время недельной подготовки мы отрабатываем определенные игровые ситуации, которые хотим попробовать сделать в игре. Если мы придем на игру, не отработав эти элементы, как я могу что-то требовать с футболиста? Как я могу футболиста попросить освободить партнеру пространство или открыться в правильную зону, если он всю неделю работал над голой техникой и делал пасы партнеру без сопротивления?

    – Но техника тоже важна в футболе?
    – Да, но для этого существуют дополнительные занятия.

    – Можно представить, как условные Гвардиола или Клопп дают сложные игровые задания своим игрокам. Но это профессионалы, а как донести игровую идею до ребенка?
    – Здесь важна сама подача. Процесс обучения должен проходить в позитивном ключе, чтобы ребенок всегда хотел приходить учиться. Это все зависит от тренеров. Самое главное – вопросы, которые будут двигать нас вперед.

    – Вопросы?
    – Если я сразу дам ответ ребенку, в его памяти это останется ненадолго. Поэтому надо задавать вопросы, вызывать футболиста размышление, на поиски вариантов ответа. И в процессе дети уже сами хотят получать все больше вопросов, на протяжении тренировки их когнитивная сторона работает постоянно.

    – А что если у ребенка не получается?
    – Не нужно никогда говорить, что у нас все плохо и ничего не получится. Нет проблем, мы сегодня классно тренировались. Что-то не получилось, но у нас есть завтрашняя тренировка, мы обязательно это сделаем. И ребенок будет приходить на тренировку с правильным настроением и желанием учиться.

    – Я посмотрел несколько матчей подготовительной команды «Звезды», которой вы руководили. Как обычно бывает в Петербурге, детей и тренеров, которые выделяются, приглашают в академию «Зенита». Вам поступало предложение?
    – Нет. Я к этому спокойно отношусь.

    Переезд в Ростов

    – Ваш переезд в Ростов. Из первенства СПБ в академию клуба РПЛ. Как это случилось?
    – Спасибо ребятам из «Звезды» за то, что они показывали такой футбол. Это все благодаря ребятам. Я всегда буду повторять, что я помогаю стать им футболистами, а они мне – тренером. Мы стремились играть в интересный, конструктивный футбол, и, наверное, эта игра привлекла селекционеров «Ростова».

    – Долго принимали решение?
    – Были определенные нюансы, связанные с переездом. Так как у меня дружная семья, мы вместе переехали. Сначала я возглавлял команду 2004 года рождения, а спустя год меня пригласили в молодежную команду, в штаб к Тедееву.

    07fd66bd723da47fe012c0b733ce6375b250d194.jpg

    – Заур Тедеев – что это за тренер?
    – Заур Эдуардович любит современный футбол. Его футбол основан на быстром переходе в зону завершения атак. Он любит скоростной, искрометный футбол, но при этом требует порядок в обороне.

    – Получается, что вы дополняли друг друга?
    – Да. Мы провели совместную работу, основной целью которой было пополнение рядов основного состава. Турищев, Мухин, Щетинин, Милехин, Сухомлинов и Лангович внесли большой вклад, и хотя большинство из них не являются воспитанниками академии «Ростова», посмотрите, как себя сейчас проявляют и еще скажут свое слово.

    – Как часто вы пересекались с Валерием Карпиным на работе?
    – Практически каждый день. В «Ростове» так все компактно расположено, что даже база основной команды находится в одном месте с академией. Там очень хорошая семейная обстановка. Молодые ребята видят Байраманя, Полоза, Мамаева и других известных футболистов – это здорово.

    – После назначения Карпина на пост главного тренера сборной России все заговорили о пресловутых требованиях специалиста. Что это за требования?
    – Валерий Георгиевич – истинный профессионал, который держит себя в форме во всех смыслах. Он – лицо клуба. Возьмем даже питание. Оно настолько правильное и выверенное, что футболист в течение дня получает определенное количество калорий. Не больше, не меньше. Как следствие, хорошая производительность на тренировках и в играх. Это профессиональное отношение, ведь когда на поле две равные команды, маленькие нюансы делают разницу, в том числе и питание.

    Карпин снова выше «Спартака». В чем феномен главного тренера сборной России

    – При всем уважении, второе место «Ростова» – сенсация прошедшего сезона в М-Лиге. После всех пертурбаций, вы на какое-то время возглавили молодежку. Вам пришлось адаптироваться к новой роли?

    – Нет, я же постоянно в процессе был полтора года. Спасибо президенту клуба Арташесу Владимировичу, что дал мне такую возможность, это была интересная работа. Мы не отошли от своих идей, просто уделили больше внимания позиционным атакам и атакующим действиям. Была проделана большая работа в этом направлении.

    – Сейчас вы – свободный агент. Что дальше? Вы чувствуете, что доросли до того, чтоб возглавить взрослую команду?
    – Когда ты понимаешь суть футбола, из чего он состоит, ты его изучаешь – все становится проще относительно возраста. Я не вижу особой разницы. Да, она существует, но если у тебя есть идея и ты заразил ей своих подопечных, то все остальное: процесс и возраст - не так важны. Поэтому я готов, почему нет?— заявил Олег Сальников в беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» Александром ГАНАЕВЫМ.

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo, официальный сайт ФК «Ростов», официальный сайт ФК «Звезда»



    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»