• «Я перестал слушать британское радио». Англичане чуть не разнесли бесплатный поезд, но положительно оценили условия на ЧМ-2018

    Репортаж из поездов Москва ─ Саранск, Саранск ─ Москва и Москва ─ Волгоград

    18.06.18 11:11

    «Я перестал слушать британское радио». Англичане чуть не разнесли бесплатный поезд, но положительно оценили условия на ЧМ-2018 - фото

    Фото: Eurosport.ru

    Каждый раз, когда футбольный болельщик собирается на чемпионат мира или Европы, встает вопрос: какие будут условия? Проживания, питания и не менее важно ─ проезда между городами и стадионами. Для российского турнира последнее можно назвать даже ключевым. Ведь, например, между Москвой и Волгоградом расстояние почти в тысячу километров!

    Душ в поезде за 150 рублей

    Насчет проезда между стадионами никаких вопросов не возникало. Каждый город ЧМ-2018 завел несколько специальных удобных маршрутов с шаттлами к важным местам с точки зрения турнира: вокзал, аэропорт, фан-зона и стадион. Это программа-минимум для каждого города ЧМ-2018. Я успел такие увидеть в Волгограде, Москве и Санкт-Петербурге. Волонтеры на стадионе «Мордовия Арена» также утверждали, что до вокзала можно добраться на шаттле, однако на глаза он мне почему-то так и не попался. Впрочем, в Саранске этот транспорт необязателен ─ все в шаговой доступности. Путь от вокзала до стадиона занимает 30 минут ходьбы пешком.

    Гораздо сложнее для организаторов турнира было сделать удобную сеть междугородней транспортной связи. Но запустив сеть бесплатных поездов, им, кажется, удалось удовлетворить желания многих. На весь турнир транспортная дирекция запустила 734 бесплатных поезда, предоставив болельщикам исключительно вагоны купе (ни одного плацкартного). Причем, если в составе Москва ─ Саранск и обратно один вагон (в моем случае второй) был почти полностью забит журналистами, то поезд Москва ─ Волгоград в большинстве своем состоял из болельщиков, вперемешку разбавленный редкими сотрудниками прессы.

    Условия по российским меркам предоставляются неплохие. Есть кондиционер, нет мест для курения. Иностранцы непременно пожалуются, что проводники совсем не знают английского, хоть и стараются быть чрезвычайно услужливыми для каждого болельщика. На весь поезд есть лишь пара девушек-переводчиц, которые, конечно, не успевают бегать по целому составу ради решения одного скромного вопроса. Но в случае полного непонимания с персоналом, они определенно помогут.

    Далеко не все купе переполнены. Поезд из Саранска в Москву и вовсе был полупустым, поскольку многие перуанцы решили остаться еще на денек в Мордовии и продолжить гуляния на площади Тысячелетия, несмотря на поражение от Дании (0:1).

    В большинстве своем в поездах чисто и уютно для тех, кто любит подобную поездную романтику. В направлениях более дальнего следования, например, 18-часовой Москва ─ Волгоград, всего за 150 рублей предлагается душ в одном из вагонов состава. Еще за 200 рублей можно арендовать полотенце, тапочки и умывальные принадлежности. Это не люкс, но горячей воды в поезде я раньше не видел.

     


    Англичане остались довольны

    Однако основная жизнь в бесплатных поездах проходила в вагоне-ресторане.

    Самый большой объем работ в таких как бы далеко она ни была, так еще практически в каждом направлении болельщики устраивают полный «дестрой». В моем поезде до Саранска под утро можно было увидеть спящих в вагоне-ресторане перуанцев. В направлении на Волгоград образовалась смесь англичан и тунисцев, которые очень много пели и пили ─ с последним в бесплатных поездах проблем нет. Запаса хватало всем до самого утра. К тому же за счет ценника - от 200 до 500 рублей за бутылку пива, - деньги у болельщиков кончались небыстро. Только жалко было смотреть на хрупкую, но по-русски сильную девушку-официантку, которая каждый раз надрывала голос, чтобы ее пропустили сквозь толпу болельщиков, набившихся в вагоне-ресторане, дабы убрать выпитые банки и бутылки, а иногда и отобрать тары с крепкими напитками, которые в бесплатном поезде запрещены.

    Пока она старалась наводить чистоту в переполненном вагоне-ресторане, фанаты все продолжали петь, чаще всего напевая английские мотивы, но иногда сменяя их под взором российских болельщиков на нашу «Калинку» или фанатские кричалки российских клубов, от громкости которых девушка, едва сдерживая слезы, затыкала руками уши. Наверное, она возненавидела футбол и будет делать это всю жизнь.

    На вопрос, ожидается ли за такую поездку им повышенная зарплата женщина-повар, стоящая в стороне, без надежды в голосе сказала: «Надеюсь». Она призналась, что за всю долгую историю своей работы в вагоне-ресторане такое видела в первый раз.

    Сами англичане в итоге остались довольны. С беснующимися поговорить не удалось, но под конец их песен и плясок в вагоне-ресторане появились более спокойные британцы: два друга ─ один из Лондона, болельщик «Вест Хэма», другой ─ из Уэльса. Оба отмечают высокий уровень качества проведения чемпионата мира ─ 2018 и, как и многие другие болельщики, приехавшие в Россию, говорят о несоответствии стереотипов.

    ─ На протяжении 30 лет я постоянно слушал радио, ─ рассказывал лондонец, который громко прыснул, когда я произнес «Миллуолл», проверяя на правдивость его слова о «Вест Хэме». ─ Но в последнее время я все чаще его выключаю. Английские медиа создают негативный фон о России. Это неправильно, ведь мы с моим другом здесь видим, что здесь все совсем не так.

    ─ Надеюсь, ─ добавляет его валлийский друг. ─ Что чемпионат мира поможет нам всем понять, что нет никакого смысла в этой информационной войне. Мы должны быть дружелюбнее друг к другу.


    После таких лестных слов от британцев, я вернулся в купе к своему новому другу марокканцу, с которым мы проговорили о путешествиях и футболе всю оставшуюся дорогу. Мы делились прогнозами на ближайшие матчи ЧМ-2018, заказывая еду в купе. Чемпионат мира ─ отличный шанс понять иностранцев и стать к ним более открытыми, но хочется верить, что на турнире заработают не только чиновники, но и, например, сотрудники вагона-ресторана, обеспечивающие болельщикам удобную дорогу.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»