• Второгодка

    02.05.10 19:08

    Автор: Спорт день за днём

    Семиматчевым финалом между ХК МВД и «Ак Барсом» завершился второй сезон континентальной хоккейной лиги. «Спорт» отметил основные события чемпионата и попросил их прокомментировать старшего тренера «Салавата Юлаева» и сборной России, заслуженного тренера России Игоря Захаркина.

    «Синдром второго сезона»

    Зачастую свой второй сезон на высоком уровне спортсмен проводит слабее первого. А вот касается ли это правило целой лиги? Как говорил перед началом сезона президент КХЛ Александр Медведев, лига встала на ноги, и теперь должна «заговорить».

    Захаркин: Не думаю, что лига до конца встала на ноги. Хорошо, что все команды выглядят очень прилично, убедительно, во всех есть хоккеисты весьма высокого класса. Это создает необходимую остроту соревнований.

    Самое важное — лига в непростых экономических условиях сумела удержать хоккей на высоком уровне. Второе — это то, что соревнования проводятся в полном объеме и есть четкие правила. Можно долго спорить, какие из них верны, какие нет, но — все их понимают. И эта прозрачность как бы выравнивает возможности клубов.

    Выступление ХК МВД — пощечина «олигархам»

    Главный тренд в обсуждении команды — Золушки нынешнего сезона: скромный, но старательный клуб, утер нос вываливающим огромные суммы на трансферном рынке богачам. И для лиги подобные прорывы, как бальзам на душу.

    Захаркин: На самом деле, сейчас за первые места боролись примерно те же команды, что и в предыдущие годы. Понятно, что руководители лиги стремятся к выравниванию класса команд, но пока это не очень удается. Конечно, есть пример ХК МВД, который борется с так называемым олигархами — клубами с более высокими финансовыми возможностями. Но на мой взгляд, это, скорее, исключение из правил. Как и вылет из Кубка Гагарина уже в первом раунде СКА и московского «Динамо» едва ли можно считать достижением лиги.

    Конечно, руководители КХЛ пытаются ввести механизмы, которые выравнивали бы шансы команд. Но драфт пока в этом плане не работает, как и потолок зарплат, тем более с учетом вывода из-под него игроков звездного статуса. Здесь еще есть над чем работать, так как соревнованиям необходимо иметь элемент неожиданности.

    Кубок Континента

    Во второй раз подряд «Салават Юлаев», став лучшей командой по итогам регулярного чемпионата, не смог добраться до финала. На сей раз уфимцы уступили «Ак Барсу».

    Захаркин: Конечно, мы разочарованы результатом, потому что всегда настраиваем себя на максимальные цели. Но если рассматривать творческую часть работы тренера, а не только результат, нельзя сказать, что сезон нам совсем не удался. Потому что мы увидели усиление игры отдельных хоккеистов. В первую очередь это касается Радулова и Торесена. С моей точки зрения, значительно прибавил Зиновьев, Калинин сыграл успешно, Григоренко мы вообще практически«реанимировали»…То есть с этой точки зрения можно что-то занести себе в актив.

     

    А вот трюк с плей-офф, на самом деле, придуман для того, чтобы дать возможность командам, которые неудачно сыграли в сезоне, реабилитировать себя на заключительном этапе. В этих играх проявляется характер игроков, характер команд. Провести весь сезон ровно — это искусство. А в плей-офф всегда есть элемент, я не хочу сказать случайности, но невозможности повлиять на результат. Здесь побеждает команда, которая более сильна характером. В этом, возможно, мы не доработали.

    Новинки плей-офф

    Наиболее заметными для болельщиков нововведениями в нынешнем сезоне стали изменившееся разделение на конференции — кубковые восьмерки определялись и играли потом между собой отдельно на «Западе» и «Востоке» — и введение «бесконечных» овертаймов во всех кубковых матчах.

    Захаркин: В любом деле не стоит изобретать велосипед. НХЛ существует почти сто лет, и уже есть какие-то наработанные вещи, позволяющие сделать чемпионат интереснее. С другой стороны, и российскому хоккею уже более 60 лет, у нас тоже есть свои традиции, свои методы. И я думаю, лучше искать то, что присуще нашему хоккею, чем слепо перенимать чужой опыт. Возможно, если бы при выработке каких-то генеральных решений

    в большей степени учитывалось мнение клубов, возможно, масс-медиа, то развитие хоккея в России пошло бы быстрее, было бы более интересным и эффективным с точки зрения, опять же, конкурентной борьбы.

    Уровень громкости

    А вот «шума», производимого КХЛ, в этом сезоне, кажется, стало меньше. Громко заявив о себе в прошлом году, лига несколько снизила пиар-активность.

    Захаркин: Я не особо слежу за рекламой, на самом деле. Но раз уж мы позиционируем, что хоккей — это наша игра, надо работать над тем, чтобы делать из нее более яркое, праздничное зрелище. Тем более что хоккей — очень увлекательный, «телегеничный» вид спорта. Сейчас создан канал КХЛ — это здорово. Мы видим по телевидению много дискуссий о хоккее, но они носят, я бы сказал, нудный характер. В них участвуют одни и те же люди, мы слышим одни и те же фамилии. Хотя, на мой взгляд, за годы существования российского хоккея родилось достаточно много интересных и разноплановых специалистов, аналитиков, которые бы могли поднять эти дискуссии на новый уровень, сделать их более аргументированными.

    Пятый — лишний?

    С регулярностью раз-два в год поднимается вопрос об изменении лимита на легионеров. Кому-то нынешних пяти игроков маловато, а кто-то боится получить «засилье иностранцев».

    Захаркин: Здесь надо смотреть не с моей стороны как клубного тренера или тренера сборной, а с точки зрения интересов лиги, которая пытается создать коммерческий продукт, заинтересована в прибыли, в привлечении спонсоров. В России сейчас, на самом деле, недостаточное количество квалифицированной рабочей силы для такого количества команд, которые есть в лиге. Это серьезная проблема. И необходима дискуссия, чтобы определить, какое количество иностранцев нам нужно.

    Много говорится о том, что наш молодежный хоккей с каждым годом теряет свои позиции в мире из-за того, что молодые ребята не имеют достаточной игровой практики. Возможно, поэтому стоит сократить количество иностранцев или, например, обязать команду играть в усеченном составе, если они не задействуют молодежь. Думаю, что я, как клубный тренер, обошелся бы теми хоккеистами, которые есть в России. Иностранцы же должны не «разжижать» составы, а только дополнять их. Это должны быть лучшие игроки, которые становились бы реальной движущей силой, чтобы на ее примере училась наша молодежь. Пока этого нет.

    Профсоюз

    Конец сезона ознаменовался практически полномасштабной информационной войной между профсоюзом игроков КХЛ и представителями лиги и работодателей. Коллективное соглашение, необходимое для старта чемпионата, до сих пор не подписано. Впрочем, в лиге, кажется, не особо  переживают по этому поводу.

    Захаркин: Мы видим очень много разногласий между работодателями-клубами и хоккеистами в лице профсоюза. И опять возникает вопрос соотношения цены и качества. Вокруг него и возникают трения между работодателями и профсоюзом. Сейчас мы говорим только о суммах, хотя есть не менее важные проблемы: жилье, условия работы, количество рабочих дней… Мне кажется, защита финансовых интересов — наиболее простая из задач профсоюза, но все сводится именно к ней.

    Другая проблема — положение профсоюза. Я считаю, что он должен быть абсолютно независимым от лиги. Это вообще один из организационных недостатков: ведь и судейский комитет подчинен лиге, и профсоюз связан с ней каким-то образом… Это вызывает вопросы. Все разногласия должны решаться в нормальных дискуссиях, а не в приказном порядке. Нашему хоккею, повторюсь, не хватает сейчас таких качественных дискуссий.

    Не думаю, что наш профсоюз игроков сейчас является такой же силой, как, например, НХЛовский, и способен влиять на решения лиги. Так что едва ли стоит ждать забастовки хоккеистов.

    «Лада»

    Несчастные тольяттинцы стали одним из главных ньюсмейкеров сезона. В последний момент допущенный до участия в чемпионате клуб вроде бы получил влиятельного спонсора —  корпорацию «Ростехнологии», но так и не дождался от него финансирования. В итоге, под конец сезона хоккеисты «автозаводцев» отправлялись на выезды едва ли не за свой счет. А теперь «Ладе» светит пусть и новая, но все же высшая лига.

    Захаркин: Раз клубу разрешили играть в чемпионате, значит, он прошел проверку соответствующих служб. Если же по какимто, непонятным мне, причинам у клуба не все в порядке с финансированием, то ответственность за него должны нести в том числе и руководители, допустившие его до соревнований. Автоматически их обязанностью, их моральной ответственностью становится обеспечение хоккеистам возможности доиграть сезон и получить за него все причитающиеся по контракту выплаты. Так что все действия лиги должны были быть направлены на спасение «Лады». И то, что случилось с клубом, никак не украшает КХЛ. Я  очень сожалею, что об этом, в принципе, мало говорится. Такие проблемы обязательно должны обсуждаться максимально открыто. Сейчас же можно только сочувствовать хоккеистам «Лады», которые честно выполняли свою работу, но не сумели получить заработную плату вовремя и в надлежащем объеме. Это, безусловно, негативно скажется на имидже лиги.

    Пропущенный удар

    Игорь Захаркин стал свидетелем одного из самых неприятных эпизодов чемпионата. В игре 1/8 финала в Екатеринбурге против «Автомобилиста» болельщик вступил в перепалку с запасным голкипером «Салавата Юлаева» Виталием Колесником. Спор закончился тем, что зритель выхватил резервнуюклюшку и ударил ею вратаря, разбив тому голову.

    Захаркин: Случившееся в Екатеринбурге — это форс-мажор. Но он заставляет задуматься вот о чем. Хоккей как продукт, создаем мы — команды, тренеры, руководители клубов, но обертка — это работа лиги. Лига должна продумать, как продать этот продукт, раз уж она считается бизнес-проектом. Практика показывает, что порой хорошие помыслы разбиваются о не слишком удачную реализацию. Во многих моментах лига должна поступать намного жестче, в частности, в инциденте с Екатеринбургом.

    И опять я возвращаюсь к слову «дискуссия», так как нам, как тренерам «Салавата Юлаева», в той ситуации было неприятно, что руководители милиции, лиги, арены не собрали нас и не объяснили, что они планируют сделать для обеспечения безопасности. Мне кажется, чем больше будет открытых  дискуссий, возможностей для обсуждения — тем лучше будет лиге. Потому что, на самом деле, все заинтересованы в том, чтобы лига существовала и процветала.



    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»