• Все улетели в космос, а Петербург остался без новых Кириленко

    Сергей Карасев — единственный питерец в «Зените». Но и он занимался баскетболом в московской СДЮШОР №49 «Тринта»

    12.10.18 10:22

    Все улетели в космос, а Петербург остался без новых Кириленко - фото

    Фото: «Спорт День за Днем» (Илья Смирнов)

    Андрей Кириленко мог бы заткнуть за пояс Дирка Новицки и Дражена Петровича и стать лучшим европейцем в истории баскетбола. Но в рейтинге, составленном американскими СМИ, питерский воспитанник только 12-й. «У Кириленко сумасшедшее баскетбольное IQ, прыжок, рост и инстинкты. Все было при нем. Не было только техники, чтобы из этого из всего сделать суперзвезду. Ему в спортивной школе не поставили бросок, не было суперведения», — объяснил корреспонденту «Спорта День за Днем» спортивный агент и экс спортивный директор питер­ского «Спартака» Алексей Карванен.

    Где национальная солидарность?

    Сейчас мало что изменилось. В спортшколах нет времени, чтобы зажигать звезды: надо побеждать на соревнованиях. Чем выше место, тем старше категория тренера и больше его зарплата.

    — Самые большие деньги получают заслуженные тренеры. Для этого ты должен выиграть чемпионат мира, Европы или олимпийские игры. Но большинство понимает, что никогда этого не добьются. Поэтому, получается, спортивные школы — это как индивидуальный предприниматель, — отметил Карванен.

    Тренеры тоже хотят кушать. В Петербурге средняя зарплата составляет 30–40 тысяч рублей. Иногда она может подниматься до 60 и выше. Поощрения за развитие звезд не предполагается. В футболе никто не собирается воплощать в жизнь предложенную Леонидом Федуном «национальную солидарность», по которой определенный процент от продажи игрока в другие клубы достается его первому тренеру. В баскетболе — так же.

    Для собственного кармана тренеру выгоднее разучивать комбинации или стоять зоной (тактика, при которой каждый игрок охраняет определенное место площадки, держа любого из противников, находящегося в его зоне, и не прессингуя лично. При этом дети лишаются возможности проходить под кольцо, и в то же самое время делать броски со штрафной линии и дальней дистанции.

    — Когда ребята попадают на уровень выше, они не представляют, как нужно защищаться лично, и не имеют понятия о командной защите или подстраховке, — добавил Карванен.

    13 школ на 5,4 миллиона жителей

    Чтобы стать звездой, надо развивать технику, отрабатывать основные элементы: бросок, ведение, передачу. Единой методики, по которой можно научить этим элементам, не существует, и разрабатывать ее пока никто не планирует.

    — Это должно спускаться сверху. От Министерства спорта к Федерации баскетбола. А у нас каждый тренер — что хочу, то и ворочу. Один учит вот так бросать, второй по-другому, в итоге, когда ребята соединяются в сборной, их снова переучивают, — заявил президент «Спартака» Андрей Фетисов. Сам в прошлом хороший игрок. Серебряным призером чемпионата мира так просто не становятся.

     

    Пока про новую методику ничего не слышно. Новых тренеров учат по старым наработкам.

    — Где молодые специалисты получают образование? В Институте Лесгафта. А кто там преподает? Люди, которые еще знали живьем Кондрашина. С тех пор баскетбол улетел далеко в космос. Я сам учился в Лесгафта два курса на отделении баскетбола. Не помню, чтобы нас обучали какой-то баскетбольной практике в плане работы с детьми, — отметил Карванен.

    Помимо качества есть проблема и с количеством. В Санкт-Петербурге (население — 5,4 млн человек) 13 спортивных школ и 21 отделение баскетбола. Для сравнения: в Белграде (1,4 млн человек) — 200 дет­ских школ. И всем есть где тренироваться. В отличие от Петербурга.

    — Не у всех спортивных школ есть свои площадки. Поэтому сейчас стоит задача — строительство залов. Даже нам, профессиональной команде, проблематично найти сейчас вечернее время для тренировок, — сокрушается Андрей Фетисов. — Утром есть возможность, но дети учатся в школе. Как только вторая половина дня — время для тренировок найти очень сложно.

    С другой стороны, какой спрос, такое предложение.

    Мнение

    Президент РФБ Андрей Кириленко: Я смог стать суперзвездой в России, но до Джордана не дотянул

    — Мне бы хотелось, чтобы детские баскетбольные тренеры зарабатывали больше. Но я смотрю на ситуацию шире. В России не хватает денег врачам, учителям, пенсионерам. И было бы странно надеяться, что в такой ситуации вдруг вырастут зарплаты у тренеров.В нашей системе многое заточено под результат. Тренеры в регионах получают премии, если они выигрывают первенство России или какие-то его этапы. Со своей стороны РФБ учредила гранты тренерам для подготовки конкретных игроков. Если ты готовишь игрока для национальной или какой-либо юношеской сборной, мы тебя премируем на основе балловой системы. К сожалению, большего на сегодняшний день РФБ сделать не может. Мы не Министерство спорта, которое способно менять государственную программу. Уже полтора года РФБ реализует крупный проект по подготовке, тестированию и сертификации всех детских тренеров, которые есть у нас в стране. В этом участвуют десять федеральных округов и где-то 70–75 региональных баскетбольных федераций.

    Что касается меня, я достиг всего благодаря моему первому тренеру, своей работе и поддержке, которая была со стороны. И, естественно, благодаря всем тренерам и специалистам, которые встречались на моем пути. Мой первый тренер Алексей Васильев дал мне очень многое. Включая и бросок, и технику. Просто люди за моими большими защитными плюсами обращали меньше внимания на бросок. Может быть, он был немножко нестандартный по технике исполнения. Но если посмотреть на процент попаданий, то он был весьма приличным. Даже в НБА были сезоны, в которых точность трехочковых превышала 35 процентов, с игры — более 50, а штрафных — под 80.

    У меня просто не было так называемой «снайперской атаки». Но это потому, что я был игроком другого плана. Да и лично мне кажется, что я смог стать суперзвездой. Для парня, который вырос в Санкт-Петербурге, начинал играть в баскетбол в семь лет и дорос до матча звезд НБА, выступал за национальную команду, нес флаг сборной России на Олимпий­ских играх, получилась великолепная карьера.

    Я не чувствую недостатка в признании и каких-либо наградах. Хотя, конечно, можно посмотреть с разных точек зрения. Например, с точки зрения карьеры Майкла Джордана или Коби Брайанта я все-таки не дотянул. А если судить со стороны любого российского игрока, то «перетянул».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»