Владимир Пильгуй, вратарь московского «Динамо» и сборной СССР 1970-х годов, финалист Кубка обладателей кубков — 1971/72.
Действительно, в «Зените» сейчас два равноценных вратаря. То же самое было и в моей карьере, когда в московском «Динамо» приходилось соперничать с Николаем Гонтарем. У нас была очень серьезная конкуренция, и в основном составе выходил то один, то другой. С одной стороны, подобная ротация была полезной, ведь команда добивалась нужных результатов, а это значит, тренер понимал, что делал. Впрочем, с другой стороны, мне всегда было легче, когда я знал, что в следующей игре точно выйду в основном составе. Поэтому психологически для меня конкуренция была сложным явлением.
Мы с Гонтарем — разные вратари. У меня неплохо получалось играть на линии, а высокорослый Николай классно действовал, например, на выходах.
Кстати, интересный факт: мы с Гонтарем никогда не были соперниками по жизни, не враждовали, а наоборот — дружили. И дружим по сей день!
В этом сезоне я не видел всех матчей с участием Малафеева и Жевнова. Но по тем встречам, которые смотрел, могу сказать, что оба голкипера выступают достаточно уверенно. Малафеев первую половину чемпионата провел почти безупречно. Потом совершил ряд ошибок, и его заменил Жевнов, который тоже сперва играл надежно, а потом стал ошибаться. Что поделаешь — оплошностей все равно никому не избежать. Но несмотря на ошибки Вячеслава и кипера сборной Белоруссии, я все равно считаю их обоих вратарями высочайшего уровня.
Сергей Приходько, вратарь «Зенита» (1983–1988, 1995–1998), тренер вратарей «Зенита» (1999–2002).
А как можно играть без конкуренции? Я себе этого не представляю. Жесткая конкуренция не вредна, а очень полезна! Никогда не было такого, чтобы какой-то вратарь был всегда уверен, что он будет играть в течение всего сезона в стартовом составе. Вы можете приводить разные примеры, но я все равно не буду согласен: в любом клубе и при любых обстоятельствах, если ты начинаешь допускать много ошибок и играть неуверенно — тебя снимут и в ворота поставят другого человека.
Проблема вовсе не в Малафееве или Жевнове. Не нужно копаться в этих голкиперах и делать какие-то выводы. На мой взгляд, проблема здесь в другом. Я ушел из «Зенита» почти десять лет назад и до сих пор подчеркиваю: в питерской команде не появилось ни одного классного вратаря, воспитанного в городе на Неве (кроме Малафеева, конечно, но он и десять лет назад уже вовсю играл). Когда я в команде работал, между собой соперничали три прекрасных вратаря (Малафеев, Бородин, Березовский), и у нас была сумасшедшая конкуренция. Это было здорово! Не забывайте, тогда у клуба не было таких денег, как сейчас. Не нужно покупать за большие деньги таких вратарей, как Чонтофальски или Жевнов. Ничего против них не имею, но здесь вопрос в другом. Почему на горизонте не мелькают новые звездочки, почему нельзя пригласить классных детских тренеров для вратарей (хочу заметить — отечественных), вложить в это деньги, чтобы через некоторое время получить результат? Вот главный для меня вопрос!
А конкуренция между вратарями — это хороший момент, и для Малафеева с Жевновым в частности.
Руслан Нигматуллин, вратарь «Спартака» (1995–1997), «Локомотива» (1998–2001) и сборной России (2000–2002), участник ЧМ-2002.
В успешных командах всегда выступает успешный вратарь. Посмотрите на все ведущие клубы, где стабильно играет один голкипер. Мне сразу же вспоминаются «Реал», «Челси», «Интер», где нет ротации голкиперов. Их там меняют только из-за травмы. С другой стороны, в команде должен быть вратарь высокого уровня, по игре которого не возникало бы никаких вопросов. Если голкипер играет нестабильно, его начинают дергать, и он начинает дергаться. Считаю, что подобная ротация, вратарская чехарда идет только во вред клубу.
Для примера могу привести ситуацию, которая была в «Спартаке» в 1996 году. Тогда красно-белые стали чемпионами, однако наша вратарская линия была далеко не самая сильная. Мы с Александром Филимоновым играли до ошибки, нас постоянно меняли. Уверенность отсутствовала напрочь! Мы были молодыми, 22–23 года, и игра до первого промаха нас очень нервировала. Потом я ушел в «Локомотив», где стал первым номером. То же самое произошло и с Сашей, который после моего ухода стал первым номером красно-белых. Вывод: мы оба стали выступать стабильно, являясь основными голкиперами своих клубов.
Совершенно очевидно, что Юрий Жевнов не выручил «Зенит» в одной из главных игр сезона с ЦСКА. Но мне сложно сказать, в каком состоянии сейчас находится Вячеслав Малафеев. Видите, мы опять поднимаем вопрос об этой чехарде. Вратарь — такая фигура, которой требуется доверие. Оно, как известно, окрыляет. Жевнов — голкипер достаточно высокого класса, и он нуждается в доверии. Я бы на месте Лучано Спаллетти оставил его в стартовом составе, а оргвыводы сделал по окончании сезона.
В «Зените» помимо Малафеева и Жевнова есть еще Дмитрий Бородин, он считается вратарем хорошего уровня, поиграл в премьер-лиге в качестве основного кипера разных клубов. Но Дима, видимо, потерял форму, чтобы претендовать на пост номер один. Если в «Зените» появится еще один вратарь высокого класса, это снимет головную боль Спаллетти. Тем более что средства, имеющиеся в наличие у клуба, позволяют это сделать.