В нынешнем «Зените» пять игроков, за плечами которых есть решающие матчи за Кубок России. Владимир Быстров и Александр Кержаков в составе «Зенита» уступили ЦСКА в 2002-м. Юрий Жевнов и Александр Анюков свои финалы тоже проиграли — соответственно за «Москву» в 2007-м «Локомотиву» и за «Крылья Советов» в 2004-м «Тереку».
Не забудем и тренеров: Михаил Бирюков и Николай Воробьев в 1984 году потерпели с «Зенитом» поражение от московского «Динамо». Владислав Радимов, будучи футболистом «Динамо», одиннадцать лет назад проиграл команде Анатолия Давыдова, а выступая за ЦСКА, сражался в 1994-м со «Спартаком», и его команда уступила в серии послематчевых пенальти. А вот Игорь Симутенков, играя за тех же динамовцев столицы, стал обладателем почетного трофея 1995 года, правда, в решающих матчах он не участвовал, так как уже уехал в Европу.
Для Вячеслава Малафеева нынешний финал будет третьим по счету, после победы в 1999-м (тогда он был запасным) и неудачи в 2002-м.
— Вячеслав, для начала оцените, пожалуйста, последний матч чемпионата — с «Амкаром» в Перми, в котором «Зенит» с трудом сломил сопротивление хозяев — 2:0.
— Это была трудная игра, которую осложняло несколько факторов: жаркая погода, синтетический газон. Но мы продемонстрировали футбол хорошего качества, полностью контролировали ход матча и в итоге добились заслуженной победы.
— Теперь, с вашего позволения, поговорим о приближающемся финале Кубка России. Во-первых, скажите, привыкли ли уже играть через три дня на четвертый?
— Привыкнуть можно ко всему. И хорошо, что такой график идет на позитивной волне. После побед и хороших матчей восстанавливаешься быстрее. Но если объективно смотреть на вещи, то усталость, конечно, накапливается. В таком режиме играть непросто. Но сейчас надо мобилизовать все силы перед финалом Кубка России. На уровне подсознания мы уже давно думали об этой игре. На подготовку у нас есть практически целая неделя. Можно хорошо отдохнуть и продуктивно потренироваться.
— Вы помните свои предыдущие финалы — с «Динамо» и ЦСКА?
— В розыгрыше Кубка России 1999 года я не сыграл ни одного матча, но тем не менее чувствовал причастность к этому успеху. Просто потому, что был частью той команды. И после победы в «Лужниках» испытал такие же сильные и искренние эмоции, как и после выигрыша других трофеев в составе «Зенита». В финале 2002 года мы уступили ЦСКА — 0:2. Конечно, у меня, как у игрока, выступающего за «Зенит» уже одиннадцать лет, есть определенный опыт.
— Опыт — бесценная вещь. Что он вам подсказывает перед финалом Кубка России?
— Сейчас, перед игрой с «Сибирью», дебютантом премьер-лиги, занимающим одно из последних мест в чемпионате, я категорически против шапкозакидательских настроений. Ни в коем случае нельзя говорить, что судьба Кубка уже решена. Это футбол, в котором может произойти все что угодно. Футболисты обеих команд перед выходом на поле имеют совершенно равные шансы. Все решится в одном отдельно взятом матче 16 мая. Для «Сибири» сам факт попадания в еврокубки может сказаться двояко. С одной стороны, они могут расслабиться и посчитать свою задачу уже выполненной. Но с другой — раскрепоститься и избавиться от колоссального психологического груза. За поражение их никто не осудит. Тогда как от нас ждут только победы. Повторюсь, в финале может случиться все что угодно. У нас опытные футболисты, которые прекрасно это понимают. Надо выйти на игру и выложиться без остатка. Другой такой шанс может представиться еще очень нескоро. Или его не будет совсем.
— Нейтральное поле в Ростове-на-Дону уравнивает шансы?
— Безусловно. Единственный плюс в том, что нас приедет поддерживать большое количество болельщиков. Да, кто-то поболеет и за «Сибирь», но количество наших поклонников будет несопоставимо. К тому же в Ростове есть люди, симпатизирующие «Зениту». Так что рассчитываем и на помощь местных любителей футбола (улыбается).
— Козырь «Зенита» и в том, что газон на ростовском стадионе «Олимп-2» очень хорошего качества. Минус — весьма узкое поле. Согласны?
— Да. Плохо еще, что в два часа дня в Ростове будет очень жарко. Словом, повторю, легко в финале нам не будет.