Летом, на фоне жары и палящего солнца, ледовый дворец «Большой» в Сочи выглядит аппетитно, словно огромный контейнер с мороженым. Пока гости города олимпийской славы наслаждаются отпуском, купаясь в море, хоккеисты местной хоккейной команды вовсю готовятся к новому сезону и уже завтра примут участие в Sochi Hockey Open. Так что им не до загара. Защищать же ворота сочинцев будет один из лучших голкиперов КХЛ Константин Барулин.
В жизни — дружба, на льду — война
— В регулярном чемпионате — 2015/2016 ХК «Сочи» играл удачно. Однако в плей-офф что-то не получилось. Наверняка сильно расстроились?
— Конечно, расстроились. Нам не удалось выиграть у «Динамо» ни одного матча. Не выполнили задачу, поставленную руководством, и не прошли дальше. Было непросто, ведь команда обновилась практически на пятьдесят процентов, а от сыгранности коллектива многое зависит. Наверное, нам не хватило слаженности коллективных действий.
— «Сочи» — молодая команда. Повалил народ на трибуны?
— Клубу всего два года, но преданные болельщики появились практически сразу. Они в поездки с нами ездили и в аэропорту встречали. Будем надеяться, что армия наших болельщиков будет расти и дальше.
— Вы мечтали попасть на Олимпиаду в Сочи, готовы были ехать даже третьим вратарем — лишь бы получить шанс…
— Олимпийские игры — мечта любого спортсмена. Но у меня не получилось попасть в состав. Хотелось бы не только побывать на Олимпиаде, но и поиграть.
— Завтра в Сочи стартует турнир Sochi Hockey Open, где у вас есть шанс засветиться перед тренерами сборной. Будете стараться?
— Турнир предсезонный. У всех разная стадия подготовки. Будут ли все максимально выкладываться? Да, будут показывать все, на что способны. Надо и перед тренерами своих команд не ударить в грязь лицом, ведь многие находятся на просмотре.
— В каких отношениях вы с тренером национальной команды?
— Со Знароком мы в очень хороших отношениях, он — прекрасный тренер. Конечно, буду доказывать, что я достоин места в сборной.
— Что можете сказать о коллегах, на которых сейчас делают ставку в сборной России — Бобровском, Варламове, Василевском?
— Некрасиво с моей стороны обсуждать ребят. Могу лишь передать им большой привет. Будем соревноваться. Сильная конкуренция мне только на пользу.
— А бывает дружба между вратарями? Все-таки один хлеб едите?
— Почему бы и нет? В жизни дружишь, а когда на лед выходишь — война! Здесь не важно, кто перед тобой — надо отвоевать свой кусок хлеба.
«Итальянская» семья
— Правда, что сына вы назвали в честь словацкого вратаря Яна Лашака, игравшего когда-то за СКА?
— Чистая правда. Мы познакомились с ним в Питере. Он прекрасный человек. Помню, тогда попал в аренду СКА. Лашак — очень позитивный человек, мне понравился его взгляд на жизнь. И почему-то мне захотелось, чтобы мой сын был похож на него.
— Вас столько раз сватали в СКА, что мы устали опровергать об этом информацию…
— Да, есть такое. Когда был еще молодым, лет в 20-25, мы разговаривали с Винокуровым на тему моего перехода. Я очень хотел попасть в питерскую команду, но все время что-то мешало. И потом, когда СКА тренировал Ржига и другие тренеры, разговор на эту тему заводился снова. Но, видно, не судьба. Кстати, в городе на Неве живут мои родители и родители супруги.
— Он ходят на матчи СКА?
— Если позволяет время. В основном приходят только на мои матчи.
— Что для вас Петербург?
— Самый красивый город на планете Земля. Он важен для меня — как и Тюмень, где я начинал карьеру. Тем более, в Питере я встретил свою любовь.
— Поделитесь секретом семейного счастья?
— Наши родители говорят, что у нас «итальянская» семья. Потому что и у Натальи, и у меня пылкий, вспыльчивый нрав. Как знать, возможно, именно это позволяет нам выжигать искорку в наших отношениях. Не говорю, что надо ругаться. Мы с Наташей единое целое, несмотря на то, что порой не можем уступить друг другу. Зато это нас только распаляет, зажигает. Успокоенность в жизни и в работе ни к чему хорошему не приводит.
— Супруга продолжает работать в группах поддержки?
— Дистанционно. Ей звонят девчонки из Казани и Мытищ. Она их консультирует, советом помогает. А территориально со мной рядом находится. Прилетает в Москву или Казань, только если надо решить какой-то принципиальный вопрос.
— Сын пойдет по стопам отца?
— Это не главное, кем он станет, главное, чтобы был здоров. Заставлять не хочу. Ради здоровья думаю отдать его в плавание. Пока не вижу в нем хоккеиста. Ян — чуткий, жизнерадостный ребенок. Ведь перед тем, как отдать ребенка в секцию, надо хорошо подумать, решить: для чего? Ради здоровья или ради спортивных рекордов? Это очень важный шаг и сложный, глубокий вопрос. В любом случае, каким бы делом человек ни занимался, главное — желание. Остальное приложится.
Главное от Пучкова
— Как вам работается с Буцаевым, Кравецом, Гусаровым?
— С Кравецом мы работали еще по молодежке, когда выигрывали Кубок ТВЭЛ. Так что отношения у нас давно хорошие. А вообще, это не нам надо к тренерам присматриваться, а им к нам. Наша задача — выполнять свою работу, а не рассуждать.
— Недавно вашу команду покинул питерский воспитанник — Гаврилов. Теперь он будет защищать ворота «Салавата»…
— Мы с Андреем очень хорошие друзья, это к вопросу о вратарской дружбе. Практически каждый день созваниваемся. Кстати, он перед вами минут за десять позвонил, рассказывал, как устроился на новом месте. Так что дружба между голкиперами существует.
— На чемпионате мира здорово проявил себя Коскинен. Говорят, финская школа вратарей — лучшая в мире…
— Вы правы, они кое-что умеют. Финнов с самого детства лет до двадцать одни и те же специалисты ведут. Не так как у нас, когда ребятишки постоянно из одной школы в другую перебегают. В России мода на тренеров вратарей пошла лет десять тому назад. Может, чуть больше. Наблюдаю за молодым поколением. Много перспективных ребят подрастает. Взять хотя бы новокузнецкую школу. Они вратарей один за другим штампуют. Только Бобровский уехал — Сорокин появился, и за ним еще есть. Нам приходилось искать учителей. Во многих командах специалиста по вратарям и вовсе не было. Но впоследствии мне довелось поработать со многими, в Омске — с Юсси Парккилой, например. Могу сказать, что он — очень качественный тренер.
— Говорят, вас особенно выделял легендарный питерский тренер Николай Пучков.
— Ребята рассказывали, что после Турнира ТВЭЛ он упоминал меня на своих лекциях в Университете Лесгафта. Говорил, что мне удается, как высокому вратарю, использовать свои габариты. Что русские вратари раньше играли в основном в стойке и мало падали, а Барулин, мол, садится и перекрывает низ по-канадски. Я попал к нему всего на неделю, когда был во второй команде СКА. Ему удалось дать мне главное — уверенность в своих силах, стимул играть и тренироваться, он умел здорово настраивать хоккеистов. Царствие небесное Николаю Георгиевичу, очень хороший был тренер и человек.
После тренировки — в море
— Помнится, на Матче звезд вы проехали через всю площадку и забросили шайбу. Ее, правда, не засчитали. А много курьезных голов было на вашей памяти?
— Вспомните гол, который на Олимпиаде пропустил Сало в 2002-м! Или как забросил в мои ворота финн Грандунд на чемпионате мира… Потом финны даже марки напечатали с этой шайбой. Лучше такие голы не запоминать и уметь все переживать побыстрее, чтобы самого себя потом не сожрать.
— Скажите, а у тренеров в сборной наверняка есть свои любимчики?
— Нет, любимчики — неправильное определение. Каждый тренер работает по схеме, и ему под решение стратегических задач нужны определенные игроки на ту или иную позицию.
— Прямо как в вышивке — красная бусинка не хуже синенькой, но подходит к рисунку какая-то одна.
— Именно так. Обижаться на выбор тренеров не стоит. Просто в каждой игре надо выходить на площадку и доказывать — прежде всего самому себе — что ты можешь.
— Завтра вам предстоит сыграть против СКА…
— Интересно будет посмотреть на СКА с Олегом Валерьевичем в роли главного тренера. Приедет и ЦСКА с обновленным составом.
— Для вас важно, допустим, перехитрить Дацюка или иного другого маститого игрока?
— Стараюсь не зацикливаться на определенном игроке. Для меня важно выиграть определенный игровой момент — микроигру. Хотя, конечно, свои хитрости есть. Смотришь, как та или иная команда разыгрывает большинство или как бьются буллиты. Пытаешься изучить манеру игры Ковальчука или, допустим, Мозякина.
— Кто для вас самый противный, неудобный игрок?
— Так получается, что чаще всего мне забивают друзья: Зарипов или Мозякин. Хотя, может, я просто этому придаю какое-то особое значение.
— Вы находитесь на самом популярном курорте страны. Наверное, по улице не пройти, не проехать?
— Ужасно много людей! По набережной не погулять, забиты все скамейки и пляжи. Но для нас Сочи — не курорт, а место работы. Хотя, не скрою, искупаться в море после тренировки очень приятно.