Чешский голкипер «Локомотива» в эксклюзивном интервью «Спорту» рассказал о предопределенном выборе между футболом и хоккеем, почему в Москве легче водить машину, нежели во Владивостоке, а также о том, кого из итальянского «Милана» считает своим приятелем.
Горные лыжи отставлю до конца карьеры
— Для начала очередного сбора вопрос традиционный: как провели выходные после предыдущего?
— Прямо из Испании полетел домой в Чехию, где и провел три дня со своей любимой девушкой и ребенком. Там как раз выпал снег, так что покатались… как это будет по-русски? На санках, вот!
— На горные лыжи не пробовали вставать?
— Примерно лет с 15 не встаю, потому что не хочу получить травму.
— Это только лыж касается или есть еще какие-то потенциально травмоопасные хобби, от которых приходится отказываться?
— Вот когда закончу с футболом, вдоволь накатаюсь и на лыжах, и на мотоциклах, и на чем угодно. А пока глупо терять работоспособность в то время, которое предназначено для отдыха и восстановления сил.
— Вот как раз о вашей недавней травме, из-за которой, по сути, пропустили испанский сбор, и хотел спросить. Для полевого игрока целый пропущенный сбор — это немало. Вратарю легче войти в рабочий ритм?
— В целом легче. Хотя и в Испании я не на диване лежал, а занимался по индивидуальной программе. Так что сейчас нахожусь в нормальной для данного этапа форме. А уж к началу чемпионата и вовсе буду готов на все сто.
К правому рулю так и не привык
— Ровно год назад вы тоже были на сборах, но с «Лучом-Энергией». Что для вас изменилось за минувшие двенадцать месяцев?
— Сборы у всех примерно одинаковые, но у «Локомотива», понятное дело, совершенно иные цели. И это тоже накладывает отпечаток — через «Луч» в том году во время межсезонья много игроков прошло.
— Скучаете по бывшей команде?
— Конечно. И очень жалею, что она покинула премьер-лигу.
— С «Лучом» и его бедами все более или менее понятно. А вот почему ваш нынешний клуб и близко не достиг того, на что нацеливался?
— Даже просто при взгляде на результаты «Локо» нетрудно заметить: для команды, которая желает попасть в тройку, мы потеряли непозволительно много очков в домашних матчах.
— Если оставить за скобками длительные перелеты, где вам жилось комфортнее — в Москве или Владивостоке?
— Не очень люблю большие города, но в Москве я играю в более солидной команде. А комфорт зависит не только от наличия или отсутствия пробок на дорогах, а еще и от твоей работы и многих других вещей.
— Судя по вашему ответу, пробки — едва ли не главный недостаток Москвы в ваших глазах. Тем не менее в столице вы машину водите, тогда как во Владивостоке за руль не садились.
— Так там же руль не с той стороны. Нет, серьезно. Чтобы уверенно водить машину с правым рулем, нужно учиться на такой с самого начала.
— Что делаете, когда в Москве попадаете в жуткую пробку, из который заведомо быстро не выбраться?
— Просто включаю погромче музыку и жду. В общем спокойно достаточно реагирую. К счастью, еще ни разу из-за затора на дороге на тренировку не опаздывал, потому что стараюсь выехать загодя.
Глупые голы случаются у каждого
— До приезда в Россию вы сменили с дюжину команд. Почему нигде долго не засиживались?
— Старался двигаться вперед, но шел к этому ступенька за ступенькой. Всякий раз переходил в более сильную команду. Так и набралась к 32 годам почти дюжина.
— Не было желания на каком-то этапе перепрыгнуть через одну две ступеньки сразу?
— Желание, может, и было. Но у каждого своя карьера, и моя сложилась именно таким образом. В конце концов, стабильно играть в стартовом составе я начал лишь в 27 лет.
— Тем не менее возможности ускориться наверняка были?
— Перед отъездом во Владивосток был вариант с клубом в Германии (по нашей информации, с «Кельном». — «Спорт»). Но я выбрал чемпионат России и, в принципе, об этом не пожалел. Прекрасно знал, что здесь мне будет проще адаптироваться.
— Ваш однофамилец и коллега по амплуа Петр Чех — один из лучших голкиперов Европы. Тяжело, когда есть такой «двойник», карьера которого складывается более удачно?
— Вы забыли упомянуть, что мы еще и коллеги по сборной. А вообще, только рад тому, что Петр прославляет чешский футбол в таком сильном клубе, как «Челси». Что касается совпадения фамилий и амплуа, то это действительно довольно-таки часто обыгрывается журналистами. Скажем, однажды нас двоих пригласили на телевизионное ток-шоу.
— На Евро-2008 Петр Чех допустил грубый ляп в матче с Турцией, который стоил чешской команде выхода из группы. В вашей карьере что-то подобное случалось?
— Однажды, вместо того чтобы просто поймать подачу с фланга, пропустил мяч между ногами в сетку. В таких случаях важно осознавать, что у каждого вратаря в карьере хотя бы раз случаются нелепые голы. И не начинать мандражировать. Иначе такие «бабочки» будут случаться в каждой игре.
Приятель Янкуловски
— В Чехии по популярности соперничают два вида спорта — футбол и хоккей. Логичный вопрос: почему вы оказались именно на футбольном поле, а не на льду с клюшкой?
— Лично у меня не было ни малейшего шанса миновать футбол. Мой папа тоже был футбольным вратарем, так что я на поле с самого раннего детства. Всегда брал меня отец с собой на тренировки и матчи.
— То есть ваше будущее было предопределено еще задолго до сознательного выбора?
— В школе была смешная история. Когда я учился в третьем классе, меня спросили, кем хочу стать в будущем. Честно ответил: профессиональным футболистом. А в Чехии тогда, как и в вашей стране, не было профессионального спорта, так что все футболисты и хоккеисты официально числились либо рабочими, либо служащими. К счастью, когда начал играть во взрослой команде, все это уже потеряло актуальность.
— У вратарей есть примета — не давать кому-либо примерять свои перчатки. В случае с отцом и сыном она не работает?
— В нашем с отцом случае — точно не работает. Ему легче было мне подарить свои старые игровые перчатки, чем покупать новые.
— Не очень богатая семья у вас была?
— Не в этом дело. Тогда достать в Чехии хорошие импортные перчатки было очень непросто.
— Каким-то конкретным чемпионатом или клубом в юности грезили?
— С удовольствием смотрел по телевизору немецкий чемпионат. Нравился также испанский, хотя на Пиренеях чехов почему-то практически не было.
— Почему так получается, не задумывались?
— Сложный вопрос. Вроде бы и Италия — страна южная. Тем не менее здесь моих соотечественников хватает. А Недвед и вовсе давно уже по праву считается одним из символов чешского футбола.
— Приятельствуете?
— Просто знакомы. Ваши слова больше подходят к Янкуловски из «Милана», который на год меня моложе и с которым мы вместе начинали в «Банике» из Остравы.
— Он в Италии, вы сейчас на Апеннинах. Не договорились о встрече?
— К сожалению, далековато отсюда до Милана. Только на дорогу полдня уйдет. А Марек, как человек семейный, выходной наверняка предпочтет провести с родными людьми. Так что как-нибудь в другой раз.
Помеция